Файл: Эффективный лидер и его команда (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У любого человека системность связана с порядком, бессистемность с хаосом.

Наличие системного мышления позволяет устранить главный недостаток обычного мышления – попытку сосредоточиться на каком-то одном важном элементе, от которого зависит результат решения задачи. Есть парочка излюбленных элементов у наших руководителей: «лучшие люди» и «лучшие товары».  Где бы найти квалифицированных и ответственных сотрудников? Как бы сделать свое предложение лучше, чем у конкурентов?

Пример 1. Какой главный фактор успеха в продажах? Конечно, люди. Многие предприниматели назовут квалифицированных продавцов. И будут искать подготовленных продавцов. Достаточно предприятию заполучить в штат профессионалов продаж, чтобы раз и навсегда решить проблему с продажами? Недостаточно. Кроме квалификации на продажи влияет моральный климат в коллективе и мотивация людей в команде, наличие конкурентоспособного продукта, маркетинговая стратегия компании и, наконец, действия конкурентов. Руководитель, обладающий системным мышлением, не может себе позволить надеяться только на «лучших продавцов».

Пример 2. Как сделать так, чтобы ваш продукт лучше других продавался на рынке? Все просто - продукт должен быть лучше, чем у конкурентов! Кто-то наивно полагает, что достаточно сделать условия поставки лучше, чем у конкурентов. Условия поставки (цена, сроки, доставка, отсрочка платежа и пр.) могут показаться тем самым важным элементом, от которого зависит результат. Но продуктом сегодня сложно выделиться. Есть конкуренты, чьи продукты ничем не хуже вашего. Практика раз за разом показывает, что в самых разных отраслях недостаточно только улучшать условия поставки. Руководители, решающие проблему системно, видят еще несколько элементов, которые нужно учесть при продвижении продукта: удобное для клиента место продажи, способ донесения сообщения до клиента, способность продавца подобрать нужный клиенту продукт и др.

Как человеку развить свое мышление до системного?

Во-первых, желательно, разобраться с терминологией. У нас два базовых термина: «системный подход» и «системное мышление». Смотрим на них с позиции управления и действий руководителя.

Системный подход к управлению - это методология, рассматривающая организацию как систему, т.е. как единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, от правильной организации которых зависит общий результат.


Системное мышление руководителяопределяется умением видеть целую картину происходящего, моделировать ситуацию и, понимая истинные причины происходящего, принимать управленческие решения, которые предупреждают возникновение нежелательных результатов и ведут к достижению целей компании[33].

Другими словами, системный подход не столько метод решения управленческих задач, сколько метод их правильной постановки. Если мы ставим сотруднику задачу устранить последствия его ошибочных действий, он их устранит. Но как решение такой задачи повлияет на вероятность повторения ошибочных действий? Никак. Они будут повторяться до тех пор, пока руководитель не поставит задачу на устранение причины нежелательных действий.

Системный подход не столько метод решения управленческих задач, сколько метод их правильной постановки

Во-вторых, обратиться к примерам работы системного мышления на практике.

Пример 3. Пожалуй, самый распространенный случай. В некоторых компаниях сотрудники утром опаздывают на работу. Руководители могут не обращать на это внимания. Но отдельные из них желают наладить трудовую дисциплину и вводят карательные меры: систему штрафов. Штрафы решают проблему дисциплины? Лишь отчасти. Мы не устраняем причину недисциплинированного поведения сотрудников. Руководитель обязан разобраться с причинами происходящего и найти способ воздействовать именно на причины. Введение штрафов приводит к новой проблеме - к организации контроля. Предположим, что сотрудник хронически неорганизован и безответственен, штрафы смогут изменить его поведение? Никогда. Если его опоздания приводят к проблемам в компании, к конфликтам и потерям, проще его будет заменить на более ответственного сотрудника. Другой сотрудник, наоборот, ранее отличался пунктуальностью, но теперь начал опаздывать. В силу новых обстоятельств ему с утра необходимо отвозить ребенка в школу (в сад и пр.). Штрафы изменят его ситуацию? Нет. Он будет стараться успевать, но результат будет зависеть от заторов на дорогах и от везения. Системным решением окажется изменение графика его работы.

В книге Рикардо Семлера «Маверик» автор описывает, как его сотрудники подошли к проблеме организации рабочего времени. Во всех крупных городах мира пробки. Особенно в час-пик. В компании по договоренности сотрудников сделали несколько удобных графиков работы. К примеру, рабочие на производстве начинали рабочий день в 5 утра, а заканчивали его в обед, когда в стране начиналась сиеста. Это было удобно для всех, кто выбрал ранний час начала работы[34].


И, в-третьих, изучить модель своего управленческого мышления и попрактиковаться в решении задач двумя способами: системным и бессистемным. Так сказать, на контрасте понять разницу между первым и вторым методами.

Принципиальное отличие системного мышления в подходе к решению задач. Поступая системно, руководитель видит и ставит задачу так, чтобы решая ее, разобраться в причинах возникновения проблем и устранить именно причины, а не их последствия[35].  Действуя бессистемно, фокусируются на борьбе с последствиями.

Отметим три признака системного мышления руководителя:

1. Вижу целое, состоящее из взаимосвязанных элементов.

2. Моделирую систему и деятельность, не пытаюсь точно математически описать все связи между элементами системы.

3. Отличаю причину и следствие. Воздействую на причины.

Гендиректор World Class Николай Прянишников, выступая на бизнес-форуме People Management ReForum «Winning The Hearts» 2015 в Сколково, рассказал о том, каким он видит современного топ-менеджера, какими принципами ему стоит руководствоваться и почему сегодня руководитель не должен сверху посматривать на людей и кем-то командовать, а должен быть главным people-менеджером компании[36].

Пряшников отметил, что он очень верит в карьерный путь менеджера. Если посмотреть на его карьеру, то кажется, она идет стабильно вверх, и все сладенько и хорошо. Но были тяжелые времена, когда Пряшников был молодым менеджером, занимал две должности одновременно, ему приходилось руководить людьми, которые были в два раза старше. Пряшников просто брал тем, что очень много работал – по выходным, по вечерам. И через какое-то время он просто знал больше, чем коллеги. За счет этого авторитет начал расти.

Люди пойдут за тем, кто гармоничен, кто сам по себе излучает позитивную энергию, кто имеет позитивный подход и смотрит на новые возможности, а не на постоянные проблемы. Что этому помогает? Баланс – работа, семья, здоровье, личное и общественное. Если у вас будет хороший баланс, работа от этого только выиграет. Гармоничный позитивный лидер – мотивация команды и рост бизнеса. В обществе сложилось мнение, что менеджером является человек, занимающийся планированием и контролем выполнения определённой работы в компании. Но в условиях постоянной неопределённости, непрекращающихся изменений разного характера современному менеджеру мало перечисленных умений.


На сегодняшний день каждый менеджер нуждается в лидерских навыках. Он может выступать руководителем, представляющим свою фирму или отдел, однако это не может автоматически сделать его лидером для работников. Ведь лидером считается тот, кто передаёт собственное видение остальным, завоёвывает уважение и доверие, вдохновляет людей на выполнение предстоящего объёма работы. Лидер полон идей, он переживает, как именно эти идеи смогут повлиять на других.

Каждый ли менеджер лидер? Однозначно нет. Менеджер – это назначенный формально лидер, а роль лидера может возникнуть только стихийно, она отсутствует в штатном расписании предприятия. Проще говоря, не всегда лидером может стать только менеджер, а менеджеру может не хватать качеств лидера.

Однако это не значит, что менеджеру никогда не бывать лидером. Чем раньше начать воспитывать в себе навыки лидера, тем лучше.

Креативность - это  неотъемлемое качество профессионала XXI века. Любая крупная компания ищет креативных менеджеров, которые смогут не просто «на автомате» выполнять свои обязанности, но вносить новые идеи по улучшению работы в организации.  Опыт самых успешных людей мира, а также многочисленные психологические исследования, демонстрируют, что секретом успеха в карьере является такое качество, как креативность.

Творческие способности индивида, навык создания принципиально новых идей, уход от традиционных схем мышления, а также умение решать задачи нестандартно – это и есть креативность. Если вы HR- или PR-менеджер, топ-менеджер или менеджер среднего звена, а, быть может, менеджер проекта – в любом случае вам не обойтись без креативного подхода к работе. В настоящее время все меняется стремительно. То, что было интересно и актуально вчера, сегодня зачастую оказывается скучным и ненужным. Поэтому именно  креативное мышление стало показателем конкурентоспособности, залогом  успеха в карьере и в личной жизни.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что основное психологическое качество руководителя - лидера – образ его мышления. Во время принятия практических решений управленец должен быть в состоянии мыслить:

  • перспективно и проблемно. Это дает возможность заранее предугадать какие-либо трудности и выработать стратегию их преодоления;
  • системно. Менеджер обязан рассматривать любое дело с различных позиций и предусматривать все влияющие факторы;
  • обосновано и практически. Умный руководитель способен отличить факт от субъективного мнения, а реальное положение вещей от кажущегося;
  • консервативно и одновременно нешаблонно. В этом заключается ценность качественного управленца. Он должен уметь гармонично сочетать свой накопленный опыт и новаторство свежих подходов;
  • оперативно. В современных условиях ведения бизнеса важно реагировать на любые изменения и тенденции максимально быстро и действовать рационально;
  • целеустремленно и последовательно. Данные личностные качества современного руководителя позволяют ему правильно выставлять приоритеты и отделять первоочередное от второстепенного;
  • самокритично. Менеджер просто обязан время от времени смотреть на свои действия со стороны и принимать во внимание позитивный опыт других людей. Управленец должен постоянно развиваться и улучшать свои профессиональные навыки.

2.3. Система «лидер – команда»

На практике у лидера обычно возникает следующая проблема: с одной стороны, каждый лидер хочет видеть перед собой сотрудников, точно исполняющих его волю, с другой стороны, он заинтересован в их самостоятельности и активности.

Лидер – команда – это целостная система с обратными связями. Другими примерами систем являются организация в целом или любое ее подразделение, а также отдельная личность (в том числе и лидер). Любая целостная система существует и развивается в соответствии с присущими ей свойствами.
Управление в системе лидер–команда достигает наибольшего эффекта, если оно следует руслу этих свойств. Сформулируем некоторые важнейшие свойства этой системы[37]

Видение системы лидер-команда основано на теории кибернетических систем, философии и правилах восточных единоборств, результатах современных психологических исследований и  опыте практического консультирования лидеров фирм, организаций и их команд. Опираясь на понимание этих свойств, можно решать множество сугубо практических вопросов управления и развития организации.

Существуют два базовых состояния как лидера, так и команды: воздействие и восприимчивость. С первым из них связаны такие качества как воля, активность, творчество, развитие. Со вторым состоянием связаны стабильность, неизменность, выдержка, чувствительность[38].

Научно доказано, что в любой момент времени человек может находиться только в одном из этих двух состояний. При этом, если он находится во втором состоянии, то не может воспринимать ситуацию в целом; если же он находится в первом состоянии, то не может осуществлять активного воздействия.
Эти два состояния противоположны по своей сути и потенциально могут быть источником конфликтов[39]. Такой энергетический механизм лежит в основе всех конфликтов в системе лидер – команда.

Действительно, потребность в стабильности может приводить к ограничениям в развитии, а чрезмерная склонность к развитию может нарушать стабильность. В результате, люди, ответственные за то и за другое, вовлекаются в конфликтные противостояния.

У хорошего менеджера всегда в приоритете главная цель, и ему нет необходимости обращать внимание на незначительные вещи. Такой профессионал способен анализировать конкретное явление в контексте и очень быстро реагировать на него.