Файл: Эффективный лидер и его команда (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что управление организацией нуждается в четкой координации и прагматизме. Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание.

Современному руководителю необходимо устанавливать контакт со своими подчиненными, а это - большое искусство. Ведь работники - не роботы, которые по первому распоряжению выполняют приказы своего начальника, они – живые люди со своими чувствами и проблемами.

Во многих компаниях карьерный рост является основой системы мотивации и новички, проявившие себя положительно, уже через год-другой имеют шанс стать руководителем и получить в подчинение группу сотрудников, а то и целое подразделение. Чтобы не потерять время и не разочаровать работодателя, необходимо как можно скорее осознать разницу между функционалом рядового работника и руководителя.

Одна из самых сложных задач для любой компании – поиск сотрудников и сплочение их в единую функциональную единицу. На практике это задача намного сложнее разработки рентабельных бизнес процессов, которые в будущем предстоит выполнять сотрудникам.

Далеко не каждый трудовой коллектив можно назвать командой. Неделовые отношения, ссоры, подставы, поиск «крайних» и перекладывание должностных обязанностей – лишь малая часть проблем коллектива, которые могут быть замечены сразу. К сожалению, еще больше серьезных проблемы может проявиться в процессе работ коллектива. Их можно не перечислять, указав лишь их результат – низкая эффективность работы, сорванные сроки, и полная демотивация самых целеустремленных сотрудников.

Команда без лидера это не команда, а круг специалистов, каждый из которых выполняет определенные функции исходя из своих интересов. При этом взаимодействие между сотрудниками в команде отсутствует. Результат работы такой команды это сумма результатов каждого отдельного сотрудника. Но без кооперации и четко сформулированной цели этот результат всегда меньше результата сплоченной команды, вне зависимости от эффективности и профессионализма сотрудника.

Без лидера вопрос мотивации также невозможен. Ключевой параметр, который влияет на эффективность подчиненного это правильная мотивация со стороны его руководителя. Руководитель, который не является лидером, имеет крайне ограниченный список инструментов для мотивации. Без доверия подчиненных возможны только материальные формы мотивации, такие как премии или штрафы. Их эффективность в сравнении нематериальных инструментов ничтожна. Исходя из этого команда без лидера, это команда с плохим руководителем, в котором изначально заложены ограничения на эффективность.


Целью написания настоящей курсовой работы является анализ эффективного лидера и его команды.

Для достижения поставленной цели при написании работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты проблемы лидерства в менеджменте;

- изучить понятие и сущность лидерства в менеджменте;

- описать теории и концепции лидерства;

- провести анализ роли лидера в эффективном управлении организацией;

- охарактеризовать формальное и неформальное лидерство;

- определить лидерские качества эффективного менеджера.

Теоретической основой работы послужили труды А.А. Али-Заде, А.В. Андрейчикова, С.П. Бараненко, Д.В. Исаева и других отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента.

Объектом исследования послужила система менеджмента организации.

Предмет исследования – роль эффективного лидера и его команды в менеджменте.

Структура работы сформирована ее целью и задачами, а также логикой изложения материала, и представляет собой введение, две главы, объединяющие в себе пять параграфов, заключение и список использованной литературы.

При написании работы использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, метод направленного отбора материалов, расчетно-аналитический, табличный и графический методы.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее применения как в учебном процессе, так и в практической деятельности менеджера.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

    1. Понятие и сущность лидерства в менеджменте

Под лидерством понимаются управленческие отношения внутри группы, когда одни ее члены имеют моральные преимущества перед другими[1]. Понятие лидера основывается на доминировании конкретного человека в коллективе. Неформальный руководитель выдвигается спонтанно и соответствует следующим признакам:

  • активность, инициативность для поиска решений задач; способность оказания влияния на конкретного человека или группу людей;
  • информированность о социальной, трудовой ситуации;
  • соответствие поведения социально-психологической атмосфере в группе, ее моральным ценностям и нормам;
  • наличие эталонных для коллектива личностных качеств; способность выходить за рамки эталонных ценностей без потери авторитета[2].

Единоличное управление крупной компанией один человек реализовать не сможет. Современный руководитель взаимодействует с партнерами, профсоюзными и государственными учреждениями, поэтому наделяет организационными полномочиями менеджеров-подчиненных[3].

Рассматривая понятие и сущность лидерства, можно выделить несколько типов лидеров в практике управления.

Организатор. Потребности группы воспринимаются, как личные. Человек выбирает стратегию разрешимости проблем, тактику поощрения, выражения неодобрения без унижения.

Творец. Способен рассмотреть новые тенденции, находить решения в сложных ситуациях. Данный тип лидера умеет заинтересовать группу, выдвинуть сложную работу на обсуждение.

Борец. Отстаивает собственные и групповые интересы, обладает способностями принятия рисковых решений, их успешной реализации. Дипломат. Человек знает все рычаги влияния, скрытые детали задачи. Он не афиширует собственные планы даже единомышленникам, акцентируя внимание на известных фактах[4].

Утешитель. Лидера отличает способность к сопереживанию, вежливость и предупредительность.

Основной тип делового лидерства в управлении – инструментальное. Сущность стратегии основывается на обеспечении правильного руководства группой для достижения эффективных результатов[5]. При этом руководитель организации умеет влиять на подчиненных так, чтобы они своевременно и эффективно выполняли работу, повышали корпоративные стандарты. Только лидер способен реально повлиять на деятельность персонала, организовать его. Используя объективные и субъективные механизмы воздействия, руководитель удовлетворяет организационные требования к управлению[6].

Формальное лидерство выстраивается на отношениях подчиненного и начальника, а неформальное на взаимодействии лидера и последователя. Успешное управление не всегда означает наличие хорошего лидера.

Понятие и природа лидерства определяется чертами характера, качествами личности и ситуациями, в которых выполняется деятельность. Человек с неформальным авторитетом оказывает влияние на сотрудников, определяет цели и способы реализации задач[7].

Роль и место лидера определяются по умению человека направлять свою группу для реализации корпоративных целей. Лидерские полномочия заключаются в проявлении сильных черт характера, умений ликвидировать конфликтные ситуации. Роль лидерства – эталонная и предусматривает: постоянное влияние на группу; глобальное воздействие на всех лиц, включенных в организацию; наличие приоритетов во влиянии, асимметричность, неравенство воздействия на различных людей; признание правомерности руководства (для организационного типа)[8]. Стратегическое планирование развития организации должно рассматривать возможности лидера, его способности к управлению малыми группами, особенности налаживания партнерских связей, принятия и реализации новых идей.


    1. Теории и концепции лидерства

Сущность природы лидерских влияний отражает ряд теорий по исследованию доминирования в управлении и менеджменте.

Концепция, предложенная Фредом Фидлером, была создана на основе традиционных теорий. Она опирается на обнаружение личностью способностей к руководству при наличии обстоятельств: группу возглавляет только человек, который может принять решение в данный момент; руководство социальным объединением переходит от делового к информационному, эмоциональному лидеру; человек, достигший неформального авторитета, может занимать руководящие позиции[9].

Согласно Жан Хартли, стремление к лидерству должно быть врожденным, но само понятие о сущности лидерства – множественное.

Концепция лидерских черт основывается на наборе психологических качеств руководителя. Социолог Эмори Богардус отмечал энергичность, интеллект, способность прогнозирования ситуации и тактичность. Ральфом Стогдиллом выдвинута структура личностных качеств – уверенность, сильная воля, организаторские таланты, компетентность, знание человеческой природы. В условиях реальных групп теория была опровергнута: неформальное лидерство свойственно человеку, не отличающемуся рабочими и социальными достижениями[10].

Психоаналитиком Зигмундом Фрейдом выдвинута концепция, по которой лидерские качества возникают у неполноценных в моральном плане людей. Теория рассматривает человека: выросшего в нездоровой социально-психологической среде; с желанием господства и подчинения как психологической потребности устранения личных комплексов; дуалистичного в плане управленческой позиции – при удовольствии от безграничной власти возникает потребность в демонстрации превосходства. Данный тип личности, занимая должность руководителя, нарушает законодательные и социальные права подчиненных. Человек заботится только о собственной власти и не достигает эффективных результатов управления[11].

Концепция преобразующего лидерства рассматривает особенности лидера-реформатора и его принятие группой. Данный тип неформального руководителя способствует: улучшению образовательного уровня коллектива; повышению доверительности в группе; помощи в совмещении личных, социальных и трудовых интересов[12].


Концепция руководства предполагает совместное управление группой, при котором уважение и доверие последователей являются постепенными процессами.

Концепция «Харизматичное лидерство» или  теории «великого человека», известная с времен Древней Греции, заключается в наличии у человека определенных талантов для возвышения над другими членами сообщества. Люди доверяют ему управление, но качество деятельности команды зависит только от личностных качеств. Такая команда без харизматичного лидера недееспособна и распадается после ухода «великого человека»[13].

Атрибутивная теория, предложенная Т. Парсонс в 1953 г., определяет лидера как анализатора поведения группы, способного прогнозировать ее деятельность. Подобный тип руководителя ищет пути принятия решений, своевременно реагирует на перемены и принимает эффективные меры для улучшения развития своей команды[14].

Все теории природы лидерства рассматривают феномен с различных точек зрения, но не дают ему полную оценку.

Психологические концепции рассматривают понятие о лидере и лидерстве с неформальной стороны. Исследования природы феномена говорят о лидерстве и руководстве как о полярных категориях управления. Психологами в зависимости от масштаба задач выделяются различные виды лидерства[15].

Бытовой тип, который реализуется в досуговых кружках, школьных, студенческих, семейных коллективах. Социальный тип актуален при производственных процессах, в профсоюзах и профильных группах.

Политический тип. Лидеры – личности, занимающиеся государственной или общественной деятельностью. Уровень влияния руководителя подчинен особенностям коллектива. Для группы его образ – модель, средство выражения интересов и соответствия нормам поведения. При выполнении данных условий лидер приобретает последователей, доверяющих ему.

Таким образом, исследование, проведенное при написании первой главы курсовой работы, позволяет сделать вывод о том, что Сущность лидерства отражена в умениях организации социального поведения группы и представительских задачах при взаимоотношении с другими коллективами. Способности лидера также заключаются в ответственности за результат команды и поддержке комфортного микроклимата[16].

Лидерство и руководство – групповые процессы, при которых власть приобретает социальный управленец. В данном случае понятию лидерства отведена формальная роль – руководитель осуществляет полное управление рабочим процессом.