Файл: Проблема тревожности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 10912

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрение методик

При построении исследования мы подбирали методики таким образом, чтобы можно было получить информацию о проявлениях тревожности у детей, об отношении родителей к ребенку, и об отношении ребенка к родителям.

Исследование проводилось по следующему плану:

1. На первом этапе формируется выборка испытуемых. В исследовании принимают участие дети одинакого возраста, желательно с одного класса, группы, в одно и тоже время и их родители. Так же важно одинаковое положение в семье (полные семьи, не полные)

2. На втором этапе исследования выявляются проявления тревожности у детей при помощи использования методики «Шкала тревожности» Прихожан А.М. Также проводится изучение детско-родительских отношений по методике психических состояний по методике «Взаимодействие родитель - ребенок» (Марковская И.М.). Данная методика применяется к родителям всех детей, отдельно к отцам и матерям.методики даются в индивидуальном порядке.

3. Третий этап состоит в формировании контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальную группу можно отнести детей с высоким уровнем тревожности, в контрольную – со средним. Родители детей также разделяются по группам в зависимости от выявленного уровня тревожности их ребенка.

4. Четвертый этап включает в себя обработку и сопоставление полученных результатов исследования.

5. Пятый этап исследования состоит в использовании методов математической статистики

6. Шестой этап состоит в разработке системы коррекционных занятий по уменьшению детской тревожности и улучшению детско-родительских отношений.

В исследовании изучаем следующие методики:

1. Шкала тревожности ребенка Прихожан А.М.

При разработке данной методики рассмотрим «шкалу тревожности» для школьников, разработанная Прихожан А.М. по принципу «шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша О., адаптированная автором для детей старшего дошкольного возраста.

В методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов. Методика включает в себя ситуации трех типов, которые определяют виды тревожности:

1. Ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду, обращением с воспитателей внутри этой деятельности;

2. Ситуации, анализирующие представление о себе;


3. Ситуации общения.

Для эксперимента готовятся три карточки: красного, зеленого и желтого цветов.

Инструкция ребенку: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки разного цвета. Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя – зеленую карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь желтую карточку».

В протоколе против каждого вопроса отмечается цвет карточки, выбранной ребенком, и комментарии по этому поводу. Каждый раз ребенка после выбора карточки спрашивают, почему эта ситуация ему неприятна.

Обработка результатов состоит с оценивании ответов в соответствии в соответствии с тремя шкалами. Красная карточка оценивается в 3 балла, зеленая – 2 балла, желтая – 0 баллов. Подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показатель уровня тревожности по соответствующей деятельности) и по всему тесту в целом (общий уровень тревожности).

Интерпретация результатов. Высокие баллы (более 20 баллов по одному разделу или более 60 баллов суммарно по всему тесту) свидетельствуют о реальном неблагополучии ребенка – высокой тревожности, которая может существовать вопреки объективному благополучному положению особенно с точки зрения взрослых, являясь следствием отдельных личностных конфликтов или нарушения в развитии самооценки.

Дети с высоким уровнем тревожности часто бывают впечатлительными, эмоциональными, либо это свидетельствует о реальном неблагополучии их социального положения в семье, детском саду или сверстников. Это может также проявляться как следствие определенных личностных конфликтов.

Низкие баллы (менее 5 баллов по каждому разделу) могут свидетельствовать о компенсаторном, защитном характере ребенка. Это может препятствовать полноценному формированию личности. Таким образом ребенок отгораживается от неприятностей, не допускает негативные переживания в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае достигается ребенком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности.


2. Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (Марковская И.М.).

Цель: изучение детско-родительских отношений по представлению

родительской стороны, выявление типа воспитания в семье.

Опросник содержит 60 утверждений, которые распределяются по 10 шкалам:

1. Нетребовательность – требовательность родителя. Данная шкала показывает тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показатели по этой шкале, тем больше требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

2. Мягкость - строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3. Автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выше контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к

нему ребенка. Данные по этой шкале необходимо сравнивать с данными опроса детей.

5. Отвержение – принятие ребенка родителем. Шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.

6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми отражает характер взаимоотношений, отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие его может быть результатом авторитарного, попустительского или безразличного стиля воспитания.

7. Тревожность за ребенка. Высокая тревожность со стороны родителей может быть одной из причин возникновения невротических реакций у ребенка. Очень низкая тревожность может свидетельствовать о безразличии родителя к ребенку.

8. Непоследовательность – последовательность родителя. Шкала отражает, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений.


9. Воспитательная конфронтация в семье. Шкала показывает наличие – отсутствие у супругов разногласий по поводу воспитание ребенка.

10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. Здесь можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми.

Инструкция испытуемому: «Оцените степень согласия-несогласия с утверждениями по пятибалльной системе. В бланках для ответов напротив номера утверждения поставьте цифру, которую считаете наиболее подходящей. Долго не задумывайтесь над ответом».

Обработка результатов сводится к подсчету общего количества баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в баллы другим способом.

Для интерпретации данных пользуются результатами процентильной

стандартизации, представленными в таблице. Стены 5-6 считаются средними.

Вывод главы

Все сказанное ставит задачу конкретизации общих представлений о влиянии семейных характеристик на тревожность детей, что требует прежде всего изуче­ния связи между различными факторами семейного воспитания и тревожностью.

Исследования, направленные на изучение характера эмоционального отношения родителей к ребенку, показывают: чем раньше будут выявлены проблемы во взаимоотношениях родителей и детей, тем меньший вред будет нанесен эмоциональному развитию ребенка и тем эффективнее окажется коррекционная работа по улучшению детско-родительских отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Порой мы испытываем противоречивые чувства, вроде бы все в порядке, но что то не дает покоя, напрягает. В психологии это необъяснимое чувство хорошо изучаемое называется тревожность.

К сожалению в жизни каждого из нас присутствует большое количество факторов, которые способны провоцировать тревожное состояние.

Нужно помнить, что состояние тревожности - это естественная реакция организма, на какие-либо факторы, несящие в себе угрозу. Тревожность чувствуют луди вне зависимости от возраста, пола и социального положения, испытывая ее.

Тревога неизменный спутник человека, мы переживаем за своих близкими волнуемся по поводу своего здоровья, не можем уснуть из за проблем на работе. Поводом для тревоги могут быть серьезными и не очень, однако когда переживания становятся настолько сильными, что угрожают здоровью человека необходимо принимать меры по устранению тревожности.


Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечно сосудистой системы), психические заболевания. Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.

Есть много методик и исследований тревожности, как у детей, подросток, так и у взрослых людей, мы рассмотрели всего лишь 2 методики взаимопомогающие друг другу, в том, чтобы разобраться в детско-родительских взаимоотношений, и влияние родителей на тревожность детей.

Конечно необходимо при выявлении тревожности как у детей, так и у взрослого, составлять рекомендации, проводить комплекс мероприятий на понижение тревожности, и наблюдать за улучшением состояния человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Психология. 2-е издание Учебник для вузов Березанская Н.Б.Нуркова В.В.М.:ЮРАЙТ. -2011.
  2. Общая психология. Конспект лекций Макарова И.В. М.:ЮРАЙТ, 2011

Общая психология. Том 1. Введение в психологию. 6-е издание Учебник для вузов. Немов Р.С. М.: ЮРАЙТ.- 2011

  1. Психология. Полный курс. Немов Р.С. М.: ЮРАЙТ.- 2011
  2. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.-2000. - 624 с.
  3. Психология супружеских отношений. Учебное пособие. —Гардарики, М.:2005. — 320 с.
  4. Психология личности, методология психологии. - Асмолов А.Г. М.:- МГУ,-2004.
  5. Развитие ребенка. - 6-е изд. Берк Л.Е. - СПб: Питер, 2006.
  6. Словарь-справочник по психодиагностике - Спб., 2001 Бодалев А.А. Столин В.В
  7. . Общая психодиагностика, Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.
  8. Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.
  9. Козловская Н.В. Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. //Психолог в детском саду. - 2005. - № 4. - С.85-98.
  10. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл.- 1999.
  11. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособ. для студ. вузов и практических работников. – М.: Сфера.- 2000.
  12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК.- 2000.
  13. Рубченко А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии //Психолог в детском саду. - 2005. - № 4. - С. 98-114.
  14. Ю.В. Щербатых – «Психология страха» популярная энциклопедия. М.: 2009.
  15. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В.Бурменской. - М.: Прогресс, 1993.Чиркова Т.И.