Файл: Проблема тревожности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 10907

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние родительских отношений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста их установки, позиции – один из наиболее изученных аспектов детско родительских отношений. Лесгафт П.Ф.

выделил несколько условий: атмосфера любви, высоконравственный родитель, регулярный общественно-полезный труд в присутствии ребенка, исключение прибавочных раздражителей из жизни ребенка (нищеты, роскоши, чрезмерных лакомств и т.п.), гармоничное развитие всех способностей ребенка, принцип постепенности и последовательности и др.
Выготский Л.С. подчеркивал, что семья для ребенка является самой первой и самой важной социальной средой. «Зависимость младенца от взрослого создает своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе). Эти отношения оказываются опосредованными другими и всегда преломляются через призму отношений с другим человеком» [19, 281].

Эмоциональное родительское отвержение, непринятие ребенка наиболее губительно сказывается на нем. Когда взрослые демонстрируют, что они не любят его, испытывают раздражение, иногда эмоциональное отвержение маскируется преувеличенным вниманием и заботой; но его выдает недостаток любви и внимания, стремление избегать тесных контактов. Отвержение может проявляться в следующих родительских высказываниях: «Глаза бы мои на тебя не глядели», «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет». Воспринимая такие директивы, ребенок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни родителя, его вечный должник. По мнению Хорни К., «исходная или базальная» тревога, возникающая у ребенка, страдающего от дефицита родительской любви, является источником нервного состояния личности.
Часто родители создают идеальный, вымышленный образ ребенка, который вызывает их любовь. Для одних родителей - это послушный, удобный ребенок, не приносящий много хлопот. Для других - активный, успешный, предприимчивый. И тогда взрослые начинают много требовать пытаясь его «улучшить», «скорректировать», однако и в том, и в другом случае вымышленный образ ребенка не будет соответствовать реальному. Родители требуют от ребенка «быть хорошим», «вести себя правильно», «быть послушным», однако не разъясняют сущности требуемого поведения. Наряду с жестким контролем, отвержение может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к нему. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению у него чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, к избеганию новых ситуаций, недостатку любознательности и инициативы.


В основе эмоционального отвержения ребенка может лежать осознаваемое, а чаще всего неосознаваемое отождествление ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни родителей. Выделяют следующие личностные проблемы родителей, обусловливающие эмоциональное отвержение ребенка:

1.Неразвитость родительских чувств, которая внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам. Причинами неразвитости родительских чувств могут быть отвержение самого родителя в детстве, когда он сам не испытал родительского тепла; личностные особенности родителя.

2. Проекция на ребенка собственных отрицательных черт - борясь с ними у ребенка, родитель извлекает эмоциональную выгоду для себя.
3. Стремление искоренить унаследованные ребенком черты нелюбимого супруга.

4. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка. Например, при желании иметь девочку может наблюдаться неосознаваемое отвержение сына.

Отвержение, неприятие вызывают у ребенка тревогу тем, что не удовлетворяется его потребность в любви, в ласке, в защите. Такой ребенок может добиваться похвалы, любви матери при помощи примерного поведения, успехов в деятельности. В этом случае возникают страх: «Если я буду плохо себя вести (плохо выполнять какую-либо деятельность), то меня не будут любить». Страх неудачи вызывает тревогу, которая при реальных неудачах закрепляется и становится чертой личности.
Те дети, которые, не удовлетворяют базовые потребности растут неуверенными в себе, в своих способностях. Кроме того, оскорбление со стороны взрослых они рассматривают как нормальное поведение. В дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я», что в свою очередь ведет к глобальному отвержению мира социальных отношений. Это приводит к потери самоуважения и стремлении исправиться, соответствовать родительским ожиданиям. Второй вариант поведения связан с отвержением ребенком семьи, ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в его отвержении. С родителями такие дети ведут себя агрессивно, пренебрежительно, кажется, что они специально раздражают своих родителей, мстя им за недостаток любви.
Позиция «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое…» приводит к желанию избавиться от внимания взрослого. Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки ради того, чтобы «отпугнуть» родителя от себя. Подобная ситуация ведет ребенка вниз по ступени социального развития. Отвергаемый ребенок стремится привлечь внимание родителя любой ценой, даже с помощью ссор, разрыва отношений, оппозиционного поведения. Образуется замкнутый круг: чем больше упрямства, негативизма со стороны ребенка, тем больше наказаний, ограничений со стороны родителя, что приводит к усилению оппозиционного поведения у ребенка. Ребенок укореняет свое незрелое, неадекватное отношение к семье, само утверждается с помощью вызывающего поведения. Если ребенок все больше и больше убеждается, что его не любят, он может прибегнуть к своеобразной детской мести.
Для того чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. При нарушении эмоционального контакта с близкими взрослыми у ребенка развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности, тревожность. Возникшая в детстве тревожность, может стать устойчивым в дальнейшем.


По мнению Гордона Т., формирование у ребенка открытости, доверия к окружающим препятствуют отношения со взрослыми, неэффективные способы общения это - приказы, распоряжения, команды. [13; 365].
•Предупреждение, угроза о возможных негативных последствиях невыполнения приказания и команды взрослого; проповедь, нотации различные высказывания, где подчеркивается низкий статус ребенка, его подчиненное и неравенство по отношению к взрослому. Советы так же содержат установку превосходства взрослого над ребенком. Наставления, где взрослый выступает в роли носителя мудрости и жизненного опыта, а ребенку отводится роль некомпетентного исполнителя, неспособного к самостоятельным решениям и поступкам. Негативная оценка, осуждение, указывают на несоответствие качеств личности, уровня достижений и поступков ребенка социальным ожиданиям и требованиям. Похвала при неверном применении также может стать причиной негативных эффектов в развитии ребенка.

Все описанные способы коммуникации родителя с ребенком обнаруживают негативные эффекты для личностного его развития.

Повышенный уровень тревожности среди подростков.

В подростковом возрасте (от 10-11 до 16-17 лет) происходит много биологических изменений, физическое созревание подходит к финалу, поэтому он принадлежит к одному из переломных периодов жизни детей. Происходят существенные изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Вместе с тем для этого возраста, между детством и взрослостью, просматриваются своеобразные, особенные качества психического развития. Этот этап отличается бурным и во многом противоречивым развитием. Общение во всевозможных видах занятий создает основу психологических и личностных качеств подростков. Подростки начинают чувствовать свою принадлежность к взрослому миру, нормы поведения направляются на законы и ценности окружающего мира.

Активно формируется самооценка, самосознание, интерес к себе как к личности, ксвоим особенностям и возможностям.

Для этого периода характерно: стремление приобщиться к миру взрослых, появляется осознание норм и ценностей, осознание представлений о себе (образ Я в настоящем, прошлом, и будущем).

В этом возрасте игра ребенка перерастает в фантазию, и связана она с новыми потребностями, с созданием идеала своей будущей половинки.

Наблюдается снижение продуктивности, способности к учебной деятельности, дети способны выполнять, как и прежде, механические задания. Они становятся равнодушны к отметкам, и стремятся к самообразованию.


Подростки стремятся и жаждут общения. Мечтают, надеются, об увлекательных встречах, незабываемых впечатлениях, встретить необычных собеседников.

«И уличное общение, и спонтанные подростковые группы связаны с их субкультурой: набор ценностей и норм поведения; вкусы, форма одежды и внешний вид; манера поведения; способы общения; чувство групповой солидарности».

Каждый человек, вне зависимости от возраста, желает обратить на себя внимание, выделиться, но в подростковом возрасте оно наиболее сильно, что проявляется в их нестандартной одежде, прическах, ярких аксессуаров и т.д. Если в коллективе подросток не популярен, и не привлекателен, то у него могут развиться, тревожность, масса комплексов и низкая самооценка. У тех же, кто имеет популярность и высокий уровень привлекательности, может привести к неоправданному завышению самооценки. Если в группе имеются изгои, то, как правило, для повышения своего авторитета они готовы на многое, даже на асоциальные действия и девиантное поведение.

Именно в подростковом возрасте происходит перестройка всего организма во всех отношениях. Это способствует развитию стрессового состояния, расстройств и вызвано следующими факторами: гормональный фактор, обострение независимости, самостоятельности. Возникают совершенно новые эмоции и ощущения, стремление к идеалу.

Происходят изменения в коллективе, очень часто негативно и даже агрессивно относятся к «белым воронам».

Для подростков характерна чрезмерная общительность, которая затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональными перепадами.

Подростки очень зависимы от окружающей их среды, социума, преподавателей, коллектива, на формировании личности, может повлиять любой фактор окружающей их среды. Они наиболее зависимы и поддаются влиянию которому подвергается подросток.

Вывод главы

Мы в вкратце рассмотрели работы зарубежных и отечественных исследователей, Причины возникновения, виды и особенности проявления тревожности, а так же возрастные особенности проявления тревожности, из чего можно выделить, что на тревожность человека влияет множество внешних и внутренних факторов, но важнейшее значение имеет воспитание и раннее развитие.

Для каждого человека важно воспитание в раннем возрасте, когда закладываются главные черты характера человека, его восприятие мира. Этот период определяет, будет ли человек эмоционально неустойчивым, или наоборот уверенным в себе и целеустремлённым.


Для того чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. При нарушении эмоционального контакта с близкими взрослыми у ребенка развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности, тревожность. Возникшая в детстве тревожность, может стать устойчивым

II Подбор и обзор методик

По мнению многих авторов (Бернса Р., Бреслава Г.М., Буянова М.И., Гарбузова В.И. Грановской Р.М., Захарова А.И. Мсищева В.Н., Никольской И.М., Прихожан А.М. и др.) дошкольное детство и младший школьный возраст – важнейший период для формирования эмоциональной сферы ребенка. Поэтому очень важно для будущего личностного развития ребенка, чтобы у него не возникло эмоциональных проблем и сформировался позитивный образ Я. «Важно не создавать условий для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные» [62, 128]. Именно положительные эмоции положительно на формирование личности.

Гарбузов В.И. считает, что отрицательные установки, которые, прежде всего, формируются в семье (чем раньше установка возникает, тем прочнее она оседает в психике), однажды появившись, никогда не исчезают. Поэтому с родителями необходимо вести профилактическую работу, и чем раньше эта работа начата, тем эффективнее она будет, тем меньший вред психике ребенка будет нанесен.

Как уже говорилось выше, ребенку необходима родительская любовь. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношениях супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Цель психологической помощи родителям – помочь им и детям усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения. Родители должны осознать основную задачу семейного воспитания – суметь помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.