Файл: Проблема тревожности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 10901

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема тревожности является наиболее актуальной. В последнее время все более возрастает количество людей, в той или иной мере страдающих нарушениями эмоциональной сферы.

Мы часто переживаем, беспокоимся, волнуемся по разнообразным причинам, при этом усиливается нагрузка на нервную систему, что негативно сказывается на здоровье человека. Так же важен тот факт, что в настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенной неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Тревожность довольно подробно рассмотрена в работах как зарубежных (Майерс Ж.,Мэй Р., Спилбергер Ч., Тейлор Ж., Франкл В., Фрейд 3., Филипс В., Хорни К., и др.) исследователей, так и в отечественных (Астапов В.М., Артюхова Т.Ю., Белоус В.В., Березин Ф.Б., Божович Л.И., Бороздина Л.В., Бреслав Г.М., Вилюнас В.К., Вяткин Б.А., Спиваковская А.С., Габдреева Г.Ш., Гарбузов В.И., Гормин А.С., Залученкова Е.А., Захаров А.И., Кисловская В.Р., Мясищев В.Н., Прихожан A.M., Соколова Е.Т., Ханин Ю.М., и др.)

Несмотря на то, что вопросы тревожности и причины ее возникновения достаточно хорошо освещены в психологической литературе, количество людей с данной проблемой не уменьшается, а возрастает. Поле для изучения этой проблемы еще остается обширным и продолжает интересовать многих ученых и практиков.

Особую значимость проблемы изучения тревожности приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, где ребенок получает первые уроки эмоционального переживания. На формирование характера влияет неправильное воспитание при столкновении и психологических проблем. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития ребенка затрудняется и искажается: формируется тревожность, которая может перерасти в личностную.

Цель курсовой работы изучить признаки, проблемы и виды тревожности, познакомится с методиками выявления тревожности.

Предмет исследования: изучение методик на выявление тревожности у детей.

Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Гипотеза тревожность у детей его влияние и последствие во взрослой жизни.

Задачи

  1. Изучить литературу отечественных и зарубежных исследований, касающихся проблемы тревожности
  2. Рассмотреть возрастные особенности проявления тревожности в младенческом возрасте, в дошкольном и школьном возрасте, а так же уровень тревожности среди подростков.
  3. Рассмотреть методики «Шкала тревожности» Прихожан А.М. и опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (Марковская И.М.)

Рассмотрели методику Методы «Шкала тревожности» Прихожан А.М и опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (Марковская И.М.)

  1. Теоретический анализ изучения тревожности

1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии

С 50-х годов XX столетия особое внимание начинает уделяться изучению тревожности. Именно в это время многие зарубежные исследователи психологи, психоаналитики публикуют первые серьезные исследования, посвященные этой теме.

Тревожность это изначально тот материал, который интересует классиков психоанализа и первым исследователем тревожности был Фрейд. Источник тревожности может быть связан с родовой травмой, с впервые впечатления младенца о мире, его полноценности эмоциональных контактов с матерью, то есть источники тревоги зарождаются в самом детстве. Но когда Фрейд говорит о взрослом человеке, он может уточнить источники этой тревоги. Последняя его книга переведена на русский язык называется «Страх». Хотя на самом деле речь не идет о страхе как аффекте, речь идет о тревожности, об условном страхе. И у этого условного страха четыре источника они таковы:

  1. Угроза потери любимого объекта (любимый человек);
  2. Потеря любви со стороны этого объекта;
  3. Потеря себя или части себя;
  4. Потеря любви к себе, которая выражается в печали и меланхолии.

Если говорим о Фрейде, то тревога - есть признак избегания прошлого опыта, какие – то прошлые события в своей жизни человек бессильно пытается забыть или исказить.

Следующий автор основатель гельштат - терапии один из самых необыкновенных, эффективных психотерапевтов прошлого столетия - Фриц Перлз. Он сказал о тревоге так: « Это разрыв, напряжения между «сейчас» и «тогда», то есть признак избегания текущего, настоящего опыта. Тревога есть результат необоснованного избегания вперед, неспособность людей принять это напряжение заставляет планировать репетировать, пытаться обеспечивать свое будущее».

Если брать отечественных психологов, то большинство понятие тревожности рассматривают как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.


Так, доктор психологических наук, профессор, аналитик Петровский А.В и доктор психологических наук Прихожан А.М рассматривали тревожность, как особое чувство при котором человек испытывает неполноценность своего организма. При этом он проявляет повышенное беспокойство свою неуверенность в чем-либо. Это чувство вызывает состояние паники и уныния. Все это явление социальное, а не биологическое. «Переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» - сказал Прихожан А.М [14, 25]

«Многие рассматривали тревожность как отражение разрыва между сильно выраженными потребностями субъекта и ожиданиями малой вероятностью их удовлетворения» [12, 214].

Спилбергер Ч. выделяет тревожность как черту и тревожность как состояние. Тревожность, являющаяся чертой, проявляется в поведении индивидуума тенденцией воспринимать большинство ситуаций, объективно ничем не угрожающих, как опасные. «Тревожность, как состояние есть проявление эмоционального возбуждения, варьирующее в интенсивности и во времени» [12, 215]. Таким образом, ученый определяет тревогу как реакцию «на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного без объективного страха» [9, 309], а тревожность как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к беспокойству в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, которые к этому не предрасполагают.

Теория Спилбергера Ч, касающаяся тревоги, включает следующие положения [9]:

  • Состояние тревоги вызывают ситуации, личностно значимые для человека или представляющие для него определенную угрозу.

Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное

состояние различной интенсивности.

  • Сила переживания тревоги равна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит, как долго будет переживаться состояние тревоги.
  • Высоко тревожные личности склонны воспринимать ситуации, которые содержат возможные неудачи или угрозы, более интенсивно.
  • Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении. Тревога может вызвать призыв защитных механизмов. Если стрессовые ситуации повторяются часто, вырабатываются механизм защиты.

М.З. Неймак тревожность называет эффектом неадекватности. Стремление защитить себя от собственной слабости…испытывать гнев и раздражение против всего и всех. И это состояние может стать хроническим и может длится несколько лет. Это состояние формирует неправильную личность и важно его преодолеть.


Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Тревога предстает как состояние, ощущение, побудитель поведения стимулирует активность, и дезорганизует ее.

Если человек склонен часто и сильно переживать он обладает тревожностью как чертой личности.

Поэтому, принято различать ситуативную и личностную тревожность или ту, которая связанна с чертами характера стабильными человека.

Ситуативная тревожность может проявляться у разных людей в самых разных ситуациях, причем в одних из них она выступает отчетливо, а в других не проявляется вовсе. Данный вид тревожности «больше зависит от текущих проблем и переживаний» [16, 74]. Первоначально у человека возникает только ситуационная тревожность, а потом она может перерасти при неблагоприятных условиях в личностную. Если человек тревожится по любому поводу можно сделать вывод, что характер такой тревожности не внешняя опасность, а свойство самого человека.

Впервые изучением тревожности как стабильной черты стала заниматься Тейлор Ж. Позже стали рассматривать как избежать воображаемую угрозу.

В теории представителя неофрейдизма Хорни К. Главные источники тревоги и беспокойства личности являются результатом неправильных человеческих отношений. Она выделяет 11 невротических потребностей [17]: в привязанности и одобрении, в любви, совершенстве, в социальном признании, недосягаемости, самоудовлетворении и независимости, потребность власти над другими, потребность в «партнере» и боязнь остаться в одиночестве, потребность личного обожания, потребность оставаться незамеченным, потребность эксплуатировать других, потребность превзойти других.

Представители экзистенциализма рассматривают тревогу и вызванное ей состояние – тревожность как переживание человеком чуждости окружающего мира, одинокости и абсурдности своего существования (Кьеркегор С., Мэй Р., Франкл В., Хайдеггер М.). Изучая тревогу, они раскрывают такие понятия, как боязнь конкретной опасности и переживание страха, тоски. Они считают тревогу неотъемлемым атрибутом человеческого существования и человек должен иметь мужество принять ее в себя.


Таким образом, анализируя взгляды на тревожность разных авторов можно выделить:

1. Условия возникновения тревожности: наличие опасности - реальной или воображаемой; наличие угрозы для собственной личности.

2. Подчеркивается социальная природа тревожности, возникновение ее связывают с особенностями взаимодействия субъекта с обществом.

3. Одни авторы рассматривают временный (реактивный) характер

тревоги, другие рассматривают тревожность как хроническое состояние.

4. Неопределенность, одно из условий тревожности.

Тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень - естественное и необходимое условие личностной активности. Переживания тревоги для субъекта –это нормальная, адекватная реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Она заставляет нас, что-то вспоминать, быть активным в беседе и что-то проявлять.

Переживание тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются.

Высокий уровень тревожности негативно сказывается на формировании личности. Создает угрозу психическому здоровью и способствует развитию пред невротического состояния. Он неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности и как источник агрессивного поведения.

Психика тревожных людей постоянно находится в состоянии напряжения, а поведение может вызывать нарушение деятельности, мало поддающимся контролю со стороны сознания, что усиливает состояние тревоги и аффекта. В психологической сфере тревожность проявляется в снижении самооценки личности, решительности, уверенности в себе.

Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность.

Таким образом, проблема тревожности рассматривается исследователями с разных сторон: и как побуждение, и как эмоциональное состояние, и как свойство и черта личности. Тем не менее, в самих исследованиях остаются еще много «белых пятен» и направлений, которые нужно изучать.