Файл: РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ отрасли: сущность, ЭТАПЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представим основные характеристики политики энергоэффективности в табл. 2.1

Таблица 2.1.

Характеристики политики энергоэффективности[12]

Характеристи

ка

Повышение энергоэффективности

Экономическая составляющая

Экологическая составляющая

Цель

Повышение эффективности использования энергетических ресурсов

Снижения воздействия на окружающую среду и здоровье населения

Задачи

1.Экономически целесообразное использование энергоресурсов;

Снижение потерь энергоресурсов при производстве электрической энергии;

Сокращение неэффективного расходования топлива при производстве электроэнергии;

Повышение коэффициента использования установленной мощности и полезного действия энергетического оборудования;

Наращивание темпов использования возобновляемых источников энергии.

Уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

Сокращение воздействия на водные объекты при производстве электроэнергии;

Уменьшение образования и размещения отходов на электростанциях;

Развитие возобновляемой и зеленой энергетики.

Индикаторы

Энергоемкость при производстве энергии, показатели распределенной (малой) генерации, показатели других отраслей экономики и др.

Воздействие генерирующих компаний на окружающую среду, количество отходов, доля возобновляемых источников энергии и зеленой энергетики в структуре энергетического баланса.

В себестоимости электроэнергии удельный вес затрат топливных ресурсов составляет 70%. [15.C.87] Экономика России долгое время развивалась в условиях низких цен на энергетические ресурсы, поэтому многие генерирующие компании не ставили перед собой задачу повысить энергоэффективность производства, что обуславливало постоянный рост расхода топлива при производстве электроэнергии и падения коэффициента полезного действия. Однако в последнее время наблюдается несоответствие между падением производства электроэнергии и сокращением потребления энергоресурсов. Энергопотребление сокращалось менее интенсивно, чем объем производства электроэнергии, что привело к росту доли энергетических затрат в себестоимости электроэнергии, и как следствие, негативного влияния на окружающую среду. [13.C.54]

Сегодня общая эффективность использования энергоресурсов при производстве электрической энергии не превышает 30%, то есть топливо расходуется неэффективно. Современные технологии позволяют улучшить эффективность использования топливных ресурсов и повысить КИУМ и КПД электростанций.


Нехватка энергоресурсов может стать существенным фактором сдерживания развития производственного комплекса электроэнергетики, поэтому в этой связи решение проблемы, возможно, решить за счет:

  • наращивания добычи нефти и газа, строительства новых электростанций, но этот путь крайне капиталоемкий;
  • повышения эффективности использования энергоресурсов, является менее затратным путем.

Выделим наиболее приоритетные направления реализации политики в области энергоэффективности [23.C. 129].

  1. Переход от прямого государственного регулирования энергоэффективностью к бизнес-проектам и страхованию всех рисков.[19.C.32]

Данный подход предусматривает:

  • повышение внутренних цен на энергоносители, ликвидация перекрестного субсидирования;
  • создание дополнительных хозяйствующих стимулов энергосбережения и создание отдельной сферы для бизнеса; [25.C.64]
  • обеспечение заинтересованности генерирующих компаний инвестировать в энергосбережение, создание привлекательных условий для вложения в данную сферу и сокращение финансовых рисков вложения;
  • поддержание государством научных и производственных разработок, направленных на повышение энергоэффективности при производстве электроэнергии.

Данный подход имеет ряд преимуществ:

  • минимизируются бюджетные расходы на проведение мероприятий по энергоэффективности; [18.C.31]
  • активизируется заинтересованность генерирующих компаний в решении данного вопроса;
  • сокращаются неэффективные расходы реализации мероприятий по энергосбережению;
  • формируются новые экономические механизмы, позволяющие реализовывать программы по энергосбережению;
  • образуется экономическая среда для реализации инновационных проектов в данном направлении;
  • расширяется международное сотрудничество в данной сфере.[10.C.54]

Однако реализация предложенного направления предполагает возникновения ряда рисков:

  • отсутствие отечественного опыта в вопросах энергосбережения;
  • рост инфляции вследствие повышения тарифов на энергоресурсы;
  • влияние на бизнес из-за отсутствия законодательной базы;
  • недостаточная защищенность от кризисных и аварийных ситуаций;
  • отсутствие специализированного бизнеса в сфере энергосбережения в период реформирования экономики или электроэнергетики России. [16.C.54]

В целом данное направление является обоснованным, но в связи с его ограниченными возможностями, возможны, затруднения с получением необходимого эффекта от введения мероприятий по энергосбережению.


  1. Максимальное использование административных и организационных ресурсов для предотвращения энергорасточительности.[29.C.43]

Данное направление можно характеризовать как ограничение неэффективных расходов энергоресурсов при производстве электроэнергии, которое предусматривает:

  • внесение изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О техническом регулировании» определяющих расход топлива при производстве электроэнергии, а также загруженности оборудования; совершенствование правил учета и контроля потребления энергоресурсов энергетическим оборудованием; [18.C.43]
  • проведение надзора за рациональным расходованием энергоресурсов на электростанциях;
  • разработка конкретных региональных программ по экономии энергоресурсов на той или иной электростанции и постоянный контроль их реализации. [14.C.76]

Среди достоинств данного подхода можно выделить:

  • сокращение объема бюджетных средств в реализации политики по энергосбережению;
  • быстрое проведение мероприятий по ликвидации наиболее расточительных энергообъектов;
  • адаптация электростанции под новые стандарты по расходованию энергоресурсов;
  • формирование информационной базы, которая закладывается на следующих этапах энергосбережения;
  • использование простых методов работы. [20.C.65]

Данное направление предусматривает ряд рисков:

  • при введении административных мер, происходит вмешательство государства в частный бизнес;
  • влияние на намеченные цели генерирующих компаний, которые заключаются в получении максимальной прибыли от производства электроэнергии;
  • постоянное обновление информации и ее анализ;
  • задержка развития специализированного бизнеса в сфере энергосбережения;
  • при ослаблении использования административных мер может произойти повышение энергорасточительности. [17.C.43]

Данное направление является наиболее простым в реализации, так как не требует ни каких специальных мер.

  1. Следует выделить третье направление, которое объединяет в себе первое и второе направление, а также наиболее перспективные преимущества для реализации мер по энергосбережению и минимизации предполагаемых рисков. Объединение усилий государства и бизнеса в энергосбережении, на основе механизма частно-государственного партнерства. [12.C.54]

Данное направление должно содержать основные принципы Энергетической стратегии России:


  • меры по созданию рациональной рыночной среды;
  • повышение эффективности управления государственной собственностью; [17.C.31]
  • введение необходимых федеральных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих технические регламенты, повышающих управляемость процессов развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;
  • стимулирование и поддержка инициатив в области инновационной, инвестиционной и других направлениях реализации политики по энергосбережению. [26.C.8]

Объединение преимуществ первого и второго направления позволит обеспечить разделение полномочий государства и бизнеса в решении поставленной задачи, и скоординирует усилия по использованию механизма частно-государственного партнерства. [26.C.61]

Разделение функций и объединение усилий государства и бизнеса в вопросе энергоэффективности являются наиболее оптимальным, так как понижается вероятность возникновения рисков, за счет открытости проводимых мероприятий.

Государственные меры должны быть направлены на поиск технологического потенциала политики энергосбережения, эти меры могут носить законодательный, нормативный характер, стимулирующий энергоэффективность (налоги, субсидии, и др.).

Для реализации цели энергоэффективности необходимо реализовать ряд мер:

  • установить запреты на использование энергорасточитальных технологий;
  • ввести маркировку энергетического оборудования по классу энергоэффективности; [18.C.65]
  • стимулировать использование генерирующими компаниями возобновляемых источников энергии, экологически и энергоэффективных технологий;
  • стимулировать разработку и выпуск энергосберегающего оборудования на основе современных мировых разработок;
  • создать и развивать энергоаудит генерирующих компаний;
  • обеспечить поддержкой со стороны государства инновационных технологий, направленных на энергосбережение; [11.C.51]
  • обеспечить поддержкой со стороны государства инвестиционных проектов, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий.

Выделим три основных направления повышения энергоэффективности:

  • технический (технологический) потенциал, под которым подразумевается экономия условно-постоянных расходов энергоресурсов при производстве энергии на старых производственных мощностей, или проведение модернизации оборудования, замена мощностей новыми;[23.C.65]
  • экономический потенциал - часть технического потенциала, который экономически привлекателен для использования инвестиционных проектов;
  • рыночный потенциал - часть экономического потенциала, использовать который экономически целесообразно, исходя из практики реализации инвестиционных проектов. [14.C.11]

В мировой практике вопросами энергоэффективности занимается федеральное ведомство, наличие данного органа, ответственного за энергетическую эффективность, характерно для всех развивающихся стран. Высокие показатели развития топливно-энергетических комплексов свидетельствуют об эффективности в этих странах управления отраслью и политикой в области энергоэффективности. Целесообразно использовать подобный опыт в России и создать агентство по энергетической эффективности. [23.C.76]

На сегодняшний день вопросами энергоэффективности занимаются множество федеральных и региональных ведомств, однако от такой практики необходимо уходить. На сегодняшний день в РФ нет единого мнения по этому вопросу, и тем самым нарушается технологическая цепочка принятия управленческих решений, поэтому целесообразно создать данный орган [20.C.15]

Для эффективной реализации своей основной цели агентство по энергетической эффективности должно обеспечивать выполнение следующих задач:

  • формирование федеральной стратегии по эффективному использованию природных ресурсов;
  • поиск направлений устойчивого развития топливно-энергетического комплекса;
  • регулирование топливно-энергетического комплекса в целях соблюдения технической и экологической безопасности;
  • сокращение издержек при использовании энергетических ресурсов.[10.C.32]

Основными задачами данного органа будут:

  1. Разработка и внесение в Государственную Думу РФ ФС поправок в ФЗ «Об энергосбережении и энергетической эффективности», а также разработка ряда нормативно-правовых актов;
  2. Разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере функционирования топливно-энергетического комплекса;
  3. Реализация политики в области инновационного развития ТЭК;
  4. Формирование и реализации региональных программ по энергоэффективности; [16.C.43]
  5. Сотрудничество с федеральными и региональными органами в вопросе повышения энергоэффективности;
  6. Разработка и утверждение текущих и перспективных планов энергетической эффективности и безопасности, повышения мероприятий по охране окружающей среды, использования возобновляемых источников энергии; [20.C.55]
  7. Разработка и привлечение инвестиций под проекты по энергетической эффективности;
  8. Разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и захоронения отходов производства, понижения использования водных ресурсов;
  9. Определение и утверждение обоснованного уровня потерь при производстве и передачи электроэнергии, добычи энергетических ресурсов;
  10. Разработка и внедрение мероприятий по экономии электрической и тепловой энергии; [12.C.87]
  11. Проведение очередных и внеочередных проверок энергетических объектов;
  12. Сбор и обработка информации об использовании энергоэффективных технологий на производстве;
  13. Координация реконструкции и технического перевооружения топливно-энергетического комплекса; [14.C.87]