Файл: РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ отрасли: сущность, ЭТАПЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период 1992 - 2008 г. электроэнергетика оставалась монополизированной отраслью экономики страны. Технологической основой работы являлась электрическая сеть РАО «ЕЭС России» и сети снабжающих организаций. Количество субъектов ФОРЭМ не ограничивалось, любая организация, которая соблюдала все правила, могла стать субъектом ФОРЭМ. В то время поставщиками электроэнергии и мощности на ФОРЭМ являлись 16 ТЭС, 9 ГЭС, 8 АЭС и 7 энергоизбыточных АО-энерго. Покупали электроэнергию с ФОРЭМ 59 АО- энерго, и пять потребителей - субъекты рынка. В пределах единого рыночного пространства осуществлялись поставки электрической энергии от производителей до потребителей при организованном руководстве РАО «ЕЭС России» и диспетчерского управления ЦДУ ЕЭС России. [19.C.37]

Вертикально-интегрированная схема имела ряд особенностей [31]:

  • возможность оптимизации генерирующих мощностей;
  • монополия на электроснабжение;
  • государственное регулирование тарифов;
  • снижение инвестиционных рисков для генерирующих компаний;
  • возможность концентрации финансовых ресурсов. [12.C.43]

Толчком к реформе в энергетике явились: низкая эффективность государственного регулирования отрасли, производства и потребления электрической энергии, снижение управляемости и эффективности функционирования, дефицит инвестиционных ресурсов, уменьшение надежности электроснабжения, кризисное состояние научно-технического развития, ухудшение финансовых показателей, отсутствие эффективной системы корпоративного управления. Для решения данных проблем в 2001 г. была задумана реформа отрасли электроэнергетики [13.C.89].

В качестве основы реформирования электроэнергетики была принята программа ее реструктуризации с разделением всех видов деятельности на монопольные (передача электрической энергии, оперативно-диспетчерское управление) и конкурентные (генерация, сбыт, ремонтное обслуживание, непрофильные виды деятельности) (рис. 1.2)[13.77].

Рис. 1.2. Государственный капитал в энергокомпаниях после 2008 г.:

ФСК - федеральная сетевая компания, МРСК - межрегиональная распределительная сетевая компания, РСК - распределительные сетевые компании, ОГК - оптово-генерирующие компании, ГидроОГК - гидравлическая оптовогенерирующая компания, ТГК - территориальная генерирующая компания,

АЭС - атомные электростанции [22]

Цель реформы электроэнергетики заключалась в образовании конкуренции в отрасли, снижении тарифов на электроэнергию, повышении электроснабжения потребителей, привлечения дополнительных инвестиций в электроэнергетику и др. [8.C.31]


Предполагалось создание полноценного конкурентного оптового рынка электроэнергии, формирование розничных рынков электрической энергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей и обеспечивающих понижение тарифов на электроэнергию.

Компании и другие организации разделены на виды деятельности по принципу наличия конкурентных отношений [32.C.58].

В ходе реформы электроэнергетики выделили компании специализированные на определенных видах деятельности [10.C.107].

  1. Производство электроэнергии (генерация) - коммерческая деятельность хозяйствующего субъекта, занимающегося производством и продажей электрической энергии (мощности), компания направляет на оптовый или розничный рынок электроэнергию для дальнейшей продажи (покупки).
  2. Передача электрической энергии (мощности) - оказание сетевыми организациями - субъектам оптового рынка услуги по передаче электрической энергии (мощности).
  3. Распределение электрической энергии (мощности) - оказание коммерческими организациями - субъектам оптового и розничного рынка услуг по поставке электрической энергии (мощности) по сетям. [8.C.54]
  4. Сбыт электрической энергии (мощности) - продажа электрической энергии потребителям на основе договоров энергоснабжения, получающих электрическую энергию от генерирующих или сбытовых компаний.

Оптовые и территориальные генерирующие компании находятся в частном управлении, а гидроэлектростанции объединены в Холдинг «РусГИДРО», который находится под управлением государства, эксплуатация и обслуживание АЭС доверены ОАО «Концерн Росэнергоатом», подразделению Госкорпорации «Росатом». ОГК объединяют электрические станции, производящие электроэнергию, ТГК электростанции, производящие как тепловую, так и электрическую энергию. [13.C.76]

Для минимизации монопольных злоупотреблений все электростанции ОГК находятся в разных регионах страны. ОГК независимы друг от друга и являются главными конкурентами на оптовом рынке электрической энергии. Благодаря такому принципу создается конкуренция на рынке, и ни одна компания не может завышать цену на электроэнергию. [24.C.64]

В процессе реформирования генерирующие компании стали крупнейшими участниками оптового рынка. Состав ОГК различен: по мощности, годовому доходу, по степени изношенности основных фондов и количеству потребляемых ресурсов.

Территориальные генерирующие компании (ТГК) объединяют электростанции нескольких соседних регионов, не вошедшие в ОГК - в основном теплоэлектроцентрали, производящие как электроэнергию, так и теплоэнергию[22.C.107].


Все продавцы и покупатели электрической энергии, соблюдающие установленные правила и производящие электрическую энергию или являющиеся посредниками между производителями и покупателями, обеспечены правом выхода на оптовый рынок электроэнергии [18.C.75].

После реформирования акционерные общества энергетики и электрификации (АО-энерго) переданы в ведение региональных сетевых компаний, которым присвоен статус гарантирующих поставщиков. Г арантирующие поставщики до 2011 г. осуществляли поставку электроэнергии на основе регулируемых тарифов, однако с 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, но это не касается населения, которое по-прежнему получает электрическую энергию по регулируемым тарифам. [9.C.11]

Тариф на электроэнергию складывается из следующих составляющих: сумма оптовой цены электроэнергии, услуги передачи электроэнергии по магистральным сетям, услуги транспортировки электроэнергии по распределительным сетям, услуги поставщиков оптового рынка электрической энергии и мощности, услуги энергосбытовых компаний за передачу электроэнергии [12.C.4].

Сбытовой деятельностью может заниматься коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям. Независимые сбытовые организации поставляют электрическую энергию потребителям по договорным ценам. Покупать электрическую энергию у независимой электросбытовой организации имеют права потребители, удовлетворяющие требованиям минимальному объему потребления электроэнергии и оснащенные приборами контроля и учета электрической энергии. [19.C.54]

Магистральные линии электропередач являются основой энергетической системы России. С целью сохранения и укрепления технологического единства магистральные линии электропередач переданы Федеральной сетевой компании, которая обеспечивает:

  • взаимодействие на оптовом рынке электрической энергии производителей и потребителей;
  • подключение регионов к единой электрической сети;
  • равный выход на оптовый рынок электрической энергии продавцов и покупателей. [29.C.43]

Федеральная сетевая компания является государственной компанией, ее услуги по передачи и распределению электрической энергии регулируются.

Прогнозирование производства и потребления электрической энергии обеспечивает системный оператор и всем участникам рынка предоставляет услуги по управлению режимами работы энергетической системы. Деятельность системного оператора контролируется государством, и оплата услуг за его деятельность утверждается уполномоченным государственным органом. Задачами системного оператора является управление режимами работы Единой энергетической системы России, поддержание баланса производства и потребления электроэнергии, контроль бесперебойности электроснабжения и качества электроэнергии[15].


Администратор торговой системы (АТС) осуществляет деятельность по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии (мощности), связанную с заключением и исполнением договоров на поставку электроэнергии, обеспечивая[22C.65]:

  • организацию оптовой торговли электрической энергией на оптовом рынке;
  • регистрацию договора купли-продажи электрической энергии;
  • сбор и обработку информации о фактическом производстве и потребления электрической энергии на оптовом рынке;
  • прогноз объема производства и потребления электрической энергии;
  • информационные и консультационные услуги. [10.C.65]

Выводы:

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели отличия электроэнергетики от других отраслей экономики, проанализировали структуру отрасли до и после реформирования.

Дано определение производственному комплексу электроэнергетики, которое понимается как совокупность предприятий, расположенных на территории Российской Федерации, производящих электрическую энергию.

Установлено, что структурные изменения в электроэнергетике, произошедшие в результате реформирования, оставили неизменным технологическую цепочку производства и потребления электрической энергии, однако полностью преобразились компании, которые вышли на рынок электроэнергетики, в частности появился администратор торговой системы и энергосбытовые компании. Большинство объектов электроэнергетики стали независимыми, государственный контроль в них не превышает 49%, а в отрасли образовалась конкуренция между генерирующими компаниями.

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

2.1.Разработка предложений, направленных на повышение энергоэффективности комплексов электроэнергетики


Среди основных мероприятий, направленных на техническое перевооружение и реконструкцию электростанций следует выделить:

  • продление сроков службы действующего оборудования;
  • замена устаревшего оборудования на аналогичные модернизационные образцы; [30.C.65]
  • обеспечение надежности и безопасности оборудования;
  • замена или надстройка действующего оборудования новым, обеспечивающим производство и передачу энергии по более прогрессивным технологиям;
  • создание конкурентного преимущества перед другими генерирующими компаниями за счет обновления технологий производства;
  • сокращение незавершенных объемов капитального строительства, сокращение иных издержек;
  • оптимизацию ремонтов оборудования с учетом технического состояния; [21.C.51]
  • выполнение части сверхтиповых работ, направленных на предупреждение технологических нарушений;
  • разработка проекта санитарно-защитной зоны электростанций.

Для выполнения программы по сохранению окружающей среды можно выделить несколько мероприятий:

  1. Организационные мероприятия:
  • формирование и утверждение экологической политики генерирующими компаниями; [16.C.87]
  • повышение квалификации работников ответственных за учет, хранение, транспортировку и размещение опасных отходов, проведение экологического аудита и соблюдение требований природоохранного законодательства; [18.C.54]
  • проведение внутренних экологических аудитов;
  • сертификация систем экологического менеджмента;
  • участие в совершенствовании нормативно-методологической и технологической базы в сфере охраны окружающей среды;
  • совершенствование управления экологическими рисками, реализация мероприятий по их снижению.
  • внедрение мер по предупреждению и ликвидации последствий аварийных ситуаций, приводящих к негативным экологическим последствиям.
  • внедрение экономических механизмов стимулирующие сокращение выбросов загрязняющих веществ. [23.C.66]
  1. Мероприятия в рамках международных требований:
  • выявление малозатратных мероприятий энергоэффективности, оценка сокращения выбросов парниковых газов, экспресс-обследование реализации экологической политики;
  • подготовка инвестпроектов совместной реализации;
  • подготовка проектов по энергоэффективности.
  1. Охрана и рациональное использование земель. Утилизация отходов:
  • проектные работы и рекультивация земель;
  • консервация и подготовка к рекультивации золоотвала;
  • мероприятия по снижению негативного воздействия на золоотвале, монтаж и ввод в эксплуатацию системы пылеподавления, модернизация системы гидрозолоудаления;
  • разработка мероприятий по увеличению использования золошлаковых отходов;
  • создание специальных служб по реализации и утилизации золошлаковых отходов, формирование и выполнение региональных программ по переработке и использованию золо-шлаковых отходов [24.C.11].