Файл: РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ отрасли: сущность, ЭТАПЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из приоритетных механизмов инвестирования является снижение срока амортизации. Снижение срока амортизации целесообразно осуществлять через метод переноса стоимости новых установок (например, в течение 10 лет). То есть при установке нового оборудования на электростанцию срок амортизации предусмотреть 10 лет и рассчитать путем линейного метода.[22.C.81]

Для обеспечения целевого и эффективного расходования инвестиционных ресурсов многие исследователи предлагали создать систему централизованного управления инвестиционными ресурсами электроэнергетики и сконцентрировать все средства в одной компании. Для этого образуется инвестиционный фонд (ИФ), в который передаются все собранные от продажи госпакета акций. [25.C.21]

Инвестиционный фонд не обладает собственными средствами, он получает от инвесторов сумму на реализацию инвестиционного проекта и выплачивает им сумму дохода от реализации проекта.

ИФ направляет инвестиции в проекты инновационного и технологического развития генерирующих компаний, выделяя компаниям суммы и получая от нее доход. Компания осуществляет инвестиции в проекты своего развития. Финансирование из фонда должно проходить только после принятия решений ОГК вопроса о финансировании инвестиционного проекта. Для обеспечения инвестирования необходимо использовать гарантированное инвестирование, которое подразумевает возраст средств, вложенных в инвестиционный проект и прибыли от реализованного проекта.

Необходимо использовать другие виды стимулирования реализации инвестиционных проектов:

  1. Налоговое стимулирование, которое заключается в предоставлении налоговых каникул на срок реализации проекта:
  • каникулы по налогу на прибыль предприятия, реализующего инвестиционный проект по расширению и обновлению производственных мощностей;
  • освобождение от уплаты налога на имущество дающие на объекты вводимым в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта на определенный действующим законодательством срок;
  • освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, на которых происходит реализация инвестиционного проекта.
  1. Освобождение от уплаты таможенной пошлины необходимо предоставлять генерирующим компаниям при импорте оборудования для реализации инвестиционного проекта.
  2. Государственные гранты по согласованию с соответствующим государственным органом в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами передается под контролем генерирующей компании, то есть безвозмездная передача государственного имущества для использования в инвестиционных целях.

Предложенные меры стимулирования реализации инвестиционных проектов генерирующих компаний целесообразно проводить через механизм предоставления налоговых льгот. Так, например, предлагается предоставить генерирующим компаниям льготную ставку по уплате налогов за счет федерального бюджета. В данный налог будут включены все федеральные, региональные и местные сборы. Единый льготный налог заменит все существующие налоги, сборы и обязательные платежи. Объектом налогообложения является прибыль генерирующей компании. Налоговый период по единому льготному налогу составит календарный год. Налоговую ставку необходимо установить в размере 5%.

Проектное финансирование, как правило, используют в силу невозможности привлечения инвестиций другими методами или возможностями. Преимуществом проектного финансирования является концентрация финансовых ресурсов для решения определенной задачи, за счет привлечения большого количества участников соглашения. [18.C.21]

В настоящее время трудно найти заинтересованных инвесторов в реализации того или иного проекта, поэтому механизм финансового проектирования необходимо основывать на частно-государственном партнерстве, которое заключается в соглашении между государством и бизнесом. Государственные органы в данном соглашении выступают регулятором и гарантом проекта, то есть государство имеет право не только контролировать реализацию проекта, но и на стадии разработки вносить свои предложения и рекомендации, просчитывать экономический и технологический эффект от реализации проекта, предоставлять всем заинтересованным лицам данную информацию, а в случае повышенного риска реализации проекта выйти из него, предварительно уведомив все стороны. В этом случае государство выступает одной из сторон соглашения и является гарантом реализации данного проекта. [23.C.76]

Существует два типа проектного финансирования - последовательное и параллельное финансирование. Существенным плюсом последовательного финансирования является то, что вложенные средства заемщик может передать кредитной организации или банку, снимая с себя дебиторскую задолженность. Параллельное финансирование - это тип финансирования, когда под реализуемый проект даются денежные средства нескольких кредитных организаций, в этом случае плюсом является минимизация своих рисков. На сегодняшний день вышеупомянутые типы финансирования используют одновременно при реализации проектов. [11.C.43]


Рис. 2.1. Движение денежных средств от кредитной организации к генерирующей компании [12]

Кредитные организации передают денежные средства генерирующей компании под реализацию проекта, а государство является регулирующей организацией на данном этапе (рис. 2.1). Однако стоит отметить, что в качестве кредитной организации может выступить потребитель электрической энергии, который в дальнейшем будет получать электроэнергию от этой электростанции по более низким тарифам или для него будут предоставлены другие привилегия. [13.C.65]

При реализации проектного финансирования кредитной организацией и государственными органами определяется:

Сумма дефицита инвестиционных ресурсов;

Эффективность от реализации инвестиционного проекта;

Возможный риск для различных организаций, финансирующих проект.

Проектное финансирование имеет отличие от других форм кредитования:

  • доход от реализации проекта направляется на выплаты процентов и основной суммы инвестирования;
  • минимизируются риски за счет большого количества инвесторов;
  • имеется возможность использовать средства неограниченного круга инвесторов;
  • передача заемных средств осуществляется под самостоятельный проект генерирующей компании.

Несмотря на предложенный механизм финансирования инвестиционных проектов генерирующих компаний существует вероятность не возврата денежных средств, в этой связи необходимо предусмотреть то, что инвестор может получить денежные средства в заранее оговоренный срок от Системного оператора, который удержит плату за мощность в случае неоплаты генерирующей компанией суммы инвестирования кредитной организации.

В непредвиденных случаях на этапе реализации инвестиционного проекта в качестве инвестора может выступить государство, но в этом случае государству передается в собственность объект и сохраняется право его использования до момента полного возврата затрат и получения установленной в соглашении прибыли. Использование проектного финансирования на основе взаимодействия бизнеса и государства является стимулом активизации инвестиционной деятельности производственных комплексов электроэнергетики.

Выводы:

Таким образом, в работе была разработана программа устойчивого развития генерирующих компаний, основным преимуществом данной программы является привлечение широкого круга заинтересованных лиц в формировании программы, открытие площадки по поиску новых разработок и создание научно-исследовательской центра на территории генерирующей компании, предоставление инвесторам доступа к управлению программой и возможностью ее разработки и корректировки. Предложены мероприятия по повышению энергоэффективности производства электрической энергии, которые основаны на взаимодействии бизнеса и государства. Определено необходимость создания государственного органа по энергетической эффективности обладающего правом проведения контроля за эффективностью использования энергетических ресурсов предприятиями электроэнергетики.


Заключение

Рассмотрение публикаций, посвященных производственному комплексу электроэнергетики и устойчивому развитию отрасли, показало, что проблема нуждается в дальнейшем решении.

Выявлено, что процесс производства, распределения и потребления электрической энергии физически и технологически - единый и неделимый цикл. Электроэнергия передается по проводам со скоростью света, ее аккумуляции в достаточных объемах - невозможна, потребление происходит мгновенно после производства. Предложение продукции на рынке не может превышать платежеспособный спрос на нее.

Рассмотрены характеристики отрасли электроэнергетики до и после ее реформирования. Установлено, что до реформирования отрасль полностью была под государственным управлением и имела вертикально-интегрированную структуру. Выявлено, что реформирование электроэнергетики было направлено на создание конкуренции и повышения эффективности функционирования. В результате реформы был сделан акцент на разделении электроэнергетики по видам деятельности - генерация, передача, распределение и сбыт электрической энергии.

Структурные изменения в электроэнергетики оставили неизменным технологическую цепочку производства и потребления электрической энергии, однако полностью преобразились компании, которые вышли на рынок электроэнергии, в частности появились новые компании - генерирующие компании, администратор торговой системы и энергосбытовые компании. Большинство объектов электроэнергетики стали независимыми компаниями, в которых государственный контроль не превышает 49% - это генерирующие компании, сбытовые организации и др. Среди компаний находящихся под государственным контролем можно выделить сетевые организации. Благодаря разделению энергетических компаний по видам деятельности в отрасли предполагалось создать конкуренцию. Генерирующих компаний насчитывается несколько десятков, ихразделяют на оптово - и территориально генерирующие компании. Оптовогенерирующие объединяют электрические станции, расположенные в разных регионах России, которые производят электрическую энергию; территориально генерирующие компании объединяют электростанции, расположенные в соседних регионах, которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Государство контролирует производство электрической энергии на гидравлических и атомных электростанциях.


Библиография:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
  2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об электроэнергетике"
  3. Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
  4. О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28.07.2015 № 1472-р // Собрание законодательства РФ. 2015. № 31. Ст. 4741. 3 августа.
  5. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации (ред. от 20.03.2013): постановление Правительства Рос. Федерации от 11.07.2001 № 526 // Российская газета. 2001. № 140. 25 июля.
  6. Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13.11.2009 № 1715-р // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836. 30 ноября.
  7. Адамов Н.А., Кириллова А.А. Управление затратами в условиях финансового кризиса // Финансовая газета. - 2017. - № 48.
  8. Альгина М.В., Синельников В. С., Авласенко Л.М. Процесс инновизации российской экономики: управление и эффективность // Российский экономический интернет-журнал. - 2014. - № 3.
  9. Баркин О.Г. Электроэнергетика Российской Федерации: текущий статус, возможные сценарии, развилки выбора, целевое видение // Эффективное антикризисное управление. 2017. № 3 (66). С. 34-41.
  10. Войко А. Страхование дебиторской задолженности в электроэнергетике // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 2. - С. 266-269.
  11. Гибадуллин, А. А. Современные направления развития генерирующих компаний электроэнергетики / А. А. Гибадуллин. - М.: Медлайн-С, 2013. - 152 с.
  12. Гительман Л.Д., Ратникова Б.Е. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2016. 544 с.
  13. Глушко Т. Система сбалансированных показателей для электроэнергетических компаний, работающих по модели «Энергосервис» // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 3. - С. 192-197.
  14. Григорьев А.В., Шафран А.М. Электроэнергетическая отрасль: насколько реализованы цели реформирования?//Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 1. С. 62-71.
  15. Данилов, Н. И. Основы энергосбережения : учебник / Н. И. Данилов, Я. М. Щелков. - Екатеринбург : Издательский дом «Автограф», 2011. - 592 с.
  16. Дьяков, А. Ф. Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике : учебное пособие / А. Ф. Дьяков, В. В. Жуков. - М. : Издательский дом МЭИ, 2017. - 501 с.
  17. Казьмина О.А. Обоснование рациональной организации развития электроэнергетики в условиях модернизации экономики России: дис. ... канд. экон. наук. Апатиты, 2015. 166 с.
  18. Кодесников, А. И. Энергосбережение в промышленных и коммунальных предприятиях / А. И. Кодесников, М. Н. Федоров, Ю. М. Варфоломеев. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 122 с.
  19. Кузнецов Н.В. Концепция управления финансовым обеспечением предприятий электроэнергетики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8(49). С. 466-471.
  20. Огневенко, Г. С. Проблемы реформирования электроэнергетики России / Г. С. Огневенко. - СПб. : Инфо-да, 2017 - 75 с.
  21. Орешкин, В. П. Государственное регулирование национальной экономики / В. П. Орешкин. - М. : ИНФРА-М, 2016. - С. 28.
  22. Отчет о функционировании ЕЭС России в 2015 году. М., 2016. 40 с. URL: http://so-ups. ru/fileadmin/files/company/reports/disclosure/2016/ups_rep2015.pdf
  23. Пансков В.Г. Совершенствование амортизационной политики в контексте модернизации российской экономики // Финансы. 2010. № 11. С. 27-31.
  24. Папенов К.В., Казанцева А.Н. Государственная поддержка развития альтернативной энергетики // Предпринимательское право. 2016. № 2. С. 44-52.
  25. Постунов А. Б. Современные проблемы экономики электроэнергетики : монография / под общ. ред. А.Б. Постунов. - Нижний Новгород : Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2015.393 с.
  26. Раппопорт, А. Н. Реструктуризация российской электроэнергетики: методология, практика, инвестирование / А. Н. Раппопорт. - М.: Изд-во Экономика, 2015. - 213 с.
  27. Рогалев, Н.Д. Экономика энергетики : учебник для вузов / под общ. ред. Н. Д. Рогалева. - М. : Издательский дом МЭИ, 2011. - 320 с.
  28. Россия 2014. Детальный обзор энергетической политики. Международное энергетическое агентство OECD/IEA. Париж, 2014. 361 с. URL: http://www.iea.org/media/russian/ IDR_RUSSIA_2016_RUS.pdf
  29. Сколько стоит Россия: 10 лет спустя. Раздел 2. Промышленность. – М.: Институт стратегического анализа, 2014. – С.21.
  30. Трачук, А. В. Реформа электроэнергетики и развитие конкуренции / А. В. Трачук. - М. : Магистр, 2010. - 114 с.
  31. Фомина В.Н. Экономика электроэнергетики. М.: ИУЭ ГУУ, ВИПКэнерго, ИПК госслуж-бы, 2016. 283 с.
  32. Черезов А.В. (ред.) Основные результаты функционирования объектов электроэнергетики в 2015 году. Задачи на среднесрочную перспективу. М., 2016. 72 с. URL: http:// minenergo.gov.ru/node/1161
  33. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. М., 2016. 75 с