Файл: РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ отрасли: сущность, ЭТАПЫ.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ отрасли: сущность, ЭТАПЫ, значение
1.1. Особенности функционирования электроэнергетики России
1.2. Реформирование электроэнергетической отрасли
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
2.2. Механизмы финансирования программ развития генерирующих компаний
Реализация политики в области энергоэффективности необходимо обеспечивать за счет модернизации существующего оборудования, поэтому генерирующим компаниям совместно с Министерством энергетики РФ, Министерством экономического развития РФ, Комитетом по энергетике Государственной Думы РФ необходимо обеспечить разработку Долгосрочной программы технического перевооружения. [17.C.98]
Долгосрочную программу технического перевооружения, по нашему мнению, необходимо связать с прогнозом развития электроэнергетики и направить на достижение стратегических целей. Долгосрочную программу технического перевооружения можно считать механизмом реализации «Энергетической стратегии Российской Федерации до 2020 года» и «Программы модернизации электроэнергетики России на период до 2020 года», в части решения задач надёжной и безаварийной работы, модернизации мощностей. Разработку программы необходимо проводить с учетом фактического состояния оборудования, зданий и сооружений. [29.C.21]
При ее подготовке необходимо учесть совокупность возможных угроз, оказывающих влияние на производственный комплекс, прогноз потребления и производства электроэнергии. Программа должна быть разработана при совокупном учете фактического состояния оборудования, зданий и сооружений. Темпы реализации необходимо определить с учетом технических возможностей выполнения работ в максимально короткие сроки.
Долгосрочную программу технического перевооружения, возможно, разделить на четыре этапа.
- Разработка инвестиционных проектов со сроком реализации до 2020 года. Этот этап является этапом планирования и прогнозирования развития генерирующих компаний в результате внедрения инновационных разработок. В соответствие с этим главной задачей является проведение оценки производственных мощностей и выявление наиболее уязвимых энергообъектов, прогнозирование суммы, которая будет получена за счет инвестиций, и разработка проектов по обновлению и модернизации производственных мощностей;
- Внедрение инновационных и научно-технических разработок. На этом этапе необходимо развернуть широкое инновационное и научно-техническое обновление электроэнергетики за счет внедрения отечественных технологий, материалов и оборудования при взаимодействии с другими отраслями экономики;
- Этап внедрения инновационных разработок. Государственные учреждения в лице Правительства РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития РФ, комитета по энергетике Государственной Думы РФ, Федеральной службы по тарифам РФ, Налоговой инспекции целесообразно принять нормативно-правовые акты, направленные на привлечение инвестиций в производственный комплекс электроэнергетики;
- Проведение масштабных мероприятий по замене и модернизации оборудования. В этот период планируется осуществить работы по развитию и обновлению основных производственных фондов, выделить территории и электростанции, в которых необходимо обеспечить опережающее развитие.
Система реализации Долгосрочной программы технического перевооружения предусматривает:
- принятие нормативно-правовых актов Министерством энергетики РФ, Министерством экономического развития РФ, Комитетом по энергетике Государственной Думы РФ, Федеральной службой по тарифам РФ и другими федеральными и региональными ведомствами;
- включение в план действия Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития;
- обеспечение учета основных положений Программы при разработке региональных документов;
- формирование информационно-аналитического обеспечения мониторинга реализации Программы с использованием государственных информационных ресурсов;
- мониторинг и контроль выполнения Программы.
Основополагающим принципом реализации Долгосрочной программы технического перевооружения является инновационная и научно технологическая политика в электроэнергетике, заключающаяся в создании устойчивой национальной инновационной системы для обеспечения производственного комплекса высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями. При этом необходимо базироваться на современных достижениях и прогнозе развития приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки. Для реализации данного принципа необходимо решение следующих проблем:
- воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку и прикладные исследования;
- создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности;
- создание системы государственной поддержки и стимулирования деятельности генерирующих компаний в рамках разработки и реализации инновационных проектов;
- использование потенциала мировых разработок.
Конкретно, следует:
- выявить и обеспечить экономическую поддержку перспективных инновационных и научно-технических проектов;
- обеспечить финансированием фундаментальную науку, направленную на поиск новых технологий и разработок;
- восстановить инновационный цикл: фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - головные образцы - серийное производство;
- создать систему прогнозирования в электроэнергетике;
- формировать целевые научно-технические и инновационные программы.
Государственная поддержка производственного комплекса является неотъемлемой частью сложившейся системы предпринимательства в рыночных условиях. Государственную поддержку необходимо осуществлять на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном в соответствии с качеством развития производства и принимаемых решений по саморегулированию территорий. Механизмы поддержки на разных уровнях должны дополнять друг друга и способствовать становлению и нормальному функционированию производственного комплекса электроэнергетики. Контроль за этим необходимо возложить на Министерство энергетики Российской Федерации совместно с региональными ведомствами и администрациями субъектов Российской Федерации. [18.C.54]
Реализацию Долгосрочной программы технического перевооружения целесообразно проводить при помощи создания:
- негосударственного института модернизации генерирующих мощностей электроэнергетики;
- инженерно-технического центра.
- Для повышения устойчивости производственного комплекса необходимо создание Негосударственного института модернизации генерирующих мощностей электроэнергетики (Институт). Институт является общей площадкой для изобретателей и ученых, которые вместе разрабатывают более эффективные образцы оборудования и внедряют его в производственный процесс. Основная цель Института - поиск новых решений повышения надежности производства электроэнергии, модернизация существующего оборудования на базе инновационных технологий, которые будут внедрять весь жизненный цикл инновационного продукта. Институт реализует мероприятия, направленные на формирование новых инноваций и улучшение существующих производственно-технических систем, вывода на рынок новых продуктов. [20.C.54] В Институт входят ученые и специалисты, которые просчитывают реальность и эффективность тех или иных идей, инноваций, проводят технико-экономические расчеты с целью выявления окупаемости инновации.
Далее проводятся необходимые испытания и способы внедрения на предприятиях. Инновации с описанием работы, технико-экономическими расчетами и сроком окупаемости вывешивается в открытом доступе для поиска потенциальных инвесторов. Инновации, с более качественными техническими и экономическими характеристиками, должны быть подготовлены к практической реализации. Инновации могут быть применены как для развития и модернизации производственных мощностей электроэнергетики, так и для коммерческого использования. [21.C.76]
Для анализа изменений в отрасли электроэнергетики Институт один раз в год должен проводить мониторинг реализованных проектов, анализ внешних факторов, оказывающих влияние на генерирующие компании, уточнять отраслевые тренды и прогнозы развития электроэнергетики. По результатам мониторинга Институтом принимается решение о корректировки научно-исследовательской деятельности.
После внедрения вся информация публикуется в открытом доступе для поиска потенциальные инвесторы, которые могли бы оценить технико-экономические показатели инноваций и рассмотреть возможность их внедрения на другие предприятия отрасли. [23.C.76]
- Для эффективной и всесторонней диагностики генерирующих компаний предлагается на базе каждой генерирующей компании создать Инженерно-технический центр (ИТЦ), который будет проводить текущее обследование, диагностику и технический анализ функционирования оборудования. Целью ИТЦ является экспертиза, диагностика, повышение надежности и бесперебойности работы электрооборудования. Задачи, которые необходимо выполнить - это энергетическое обследование оборудования электростанции, разработка инвестирования в объекты электроэнергетики для поддержания работоспособности и повышения уровня надежности, разработка программы по модернизации оборудования и др.[25.C.41]
Инженерно-технический центр генерирующей компании должны проводить:
- мониторинг и оценку текущего состояния оборудования, и целесообразность его дальнейшего использования;
- диагностику и экспертизу объекта;
- разработку этапов модернизации оборудования;
- поиск инвестиционных проектов;
- контроль текущего ремонта и модернизации оборудования;
- оценку эффективности реализованных проектов модернизации оборудования. [10.C.43]
Таким образом, реализация предложенных в данном разделе мероприятий при непосредственном государственном участии поможет реализовать задуманную политику по повышению энергоэффективности и надежности работы генерирующих мощностей.
2.2. Механизмы финансирования программ развития генерирующих компаний
Основным инструментом реализации программ устойчивого развития и технического перевооружения должна стать постоянно действующая и непрерывно дополняемая инвестиционная программа, направленная на повышение безопасности, экономичности и надежности работы оборудования, но при этом значительную роль необходимо отводить энергоэффективности и экологичности работы оборудования. [17.C.54]
Для привлечения инвесторов в производственный комплекс электроэнергетики необходимо задействовать следующие инструменты: улучшение среды функционирования бизнеса, наличие льготных кредитов для генерирующих компаний, увеличение количества научно-исследовательских институтов. Вместе с тем следует констатировать, что привлечение инвестиций в производственный комплекс электроэнергетики находится на низком уровне, что требует разработки кардинальных мер по улучшению инвестиционного климата в электроэнергетике. [18.C.43] Инвестиционная деятельность определяет масштабы и темпы развития предприятий, способствует повышению конкурентоспособности. В настоящее время все больше предприятий видят необходимость реализации инвестиционной деятельности путем создания научной методологии.
Инвестиции - это один из важнейших элементов механизма развития производственных комплексов электроэнергетики, который способствует качественному изменению технологий производства, росту строительства и обновления мощностей, развитию НИОКР и др.[25.C.60].
В мировой практике приняты следующие схемы финансирования инвестиционных проектов:
- самофинансирование, которое заключается в финансировании инвестиционных проектов полностью за счет собственных средств;
- акционерное финансирование (необходимые средства поступают за счет эмиссии акций и облигаций);
- венчурное финансирование, осуществляется с помощью венчурной компании, которая является посредником между предприятием и инвестором;
- кредитное финансирование, осуществляется за счет получения кредитов в банке и долговых обязательств юридических и физических лиц;
- смешанное финансирование, предусматривает использование для реализации инвестиционного проекта как собственных, так и заемных средств [12.C.45].
Таким образом, источники инвестиции в производственный комплекс электроэнергетики могут быть разнообразными, однако, на сегодня сложилась ситуация, когда собственные средства генерирующей компании составляют большую часть финансирования инвестиционных программ.
В последнее время наблюдается нехватка инвестиций для реализации тех или иных проектов, поэтому предлагается модель взаимодействия государства, инвесторов и оптово-генерирующих компании. В этом случае для ОГК будет эффективным вмешательство государства, устанавливающего условия взаимодействия инвесторов и генерирующих компаний. [8.C.55]
Наиважнейшей стратегической задачей в условиях ограниченности собственных ресурсов является повышение инвестиционной привлекательности электростанций и генерирующих компаний. [22.C.7]
Анализ результатов инвестиционной привлекательности акционерных обществ показывает, что первостепенными расходами является оплата труда, топлива и налога, а затраты на НИОКР и охрану окружающей среды осуществляются по остаточному принципу.
Рассмотрим несколько приоритетных направлений привлечения инвестиций в производственный комплекс электроэнергетики. В электроэнергетике приоритетные проекты рассчитываются на 5-7 лет, что связано с длительным сроком проектирования, строительства, замены и проведения необходимых пуско-наладочных мероприятий, поэтому инвестиции в электроэнергетику необходимо планировать на длительный срок. В связи с этим к генерирующим компаниям предъявляются требования о стабильной финансово-хозяйственной деятельности.
Одним из приоритетных механизмов инвестирования является эмиссии акций. Для привлечения финансовых ресурсов российские акционерные общества проводят дополнительную эмиссию акций и реализуют их путем открытой и закрытой подписки. Однако в последнее время данный механизм финансирования является не эффективным, так как падение котировок на фондовом рынке оказывает негативное воздействие на инвестиционные проекты, а также наблюдается все большая заинтересованность покупки акций зарубежными инвесторами, что может повлиять на национальную безопасность страны. [30.C.11]