Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Сущность франчайзинга как особый вид предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
Франчайзинг дистрибуции товара дает возможность франчайзи использовать торговую марку (бренд) своего франчайзи и продавать ассортимент его товаров и услуг. Как правило, когда франчайзинговая система франчайзера находится в начальной стадии своего развития, он заинтересован в быстром расширении торговой сети, в охвате новых территорий для реализации своих товаров и услуг. Для достижения этих целей, франчайзер предоставляет своим франчайзи возможность действовать от своего имени (от имени торговой марки франчайзера). На следующих этапах развития своей системы франчайзинга, франчайзер начинает усовершенствовать ее качество, разрабатывать всякого рода добавочные элементы и так далее.
2. Предмет и правовая природа договора франчайзинга в соответствии с российским правом
В действующем гражданском законодательстве вместо термина «франчайзинг» используется термин «коммерческая концессия», получивший законодательное закрепление в главе 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)[8]. Недавно термин «франчайзинг» появился в Проекте Федерального закона РФ «О франчайзинге»[9], который охватывает только две модели франчайзинга - торговый и сервисный - и использует определение, не совпадающее полностью с термином «коммерческая концессия», применяемым в ГК РФ.
Со времен появления термина «коммерческая концессия» в ч. 2 ГК РФ в отечественной правовой науке ведется дискуссия о соотношении понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия». При этом большинство отечественных исследователей признают понятия «договор франчайзинга» и «договор коммерческой концессии» равнозначными[10].
В соответствии с определением договора коммерческой концессии, содержащимся в п. 1 ст. 1027 ГК РФ, его предметом выступает передача принадлежащего правообладателю комплекса исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Договор коммерческой концессии предусматривает также использование деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя (п. 2 ст. 1027 ГК РФ)[11].
Комплекс исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, является одним из конституирующих признаков рассматриваемого договора.
В действующей редакции ст. 1027 ГК РФ законодатель отказался от возможности предоставления правообладателем права на фирменное наименование, что представляется правильным, поскольку право на фирменное наименование является исключительным правом конкретного юридического лица, индивидуализирующего его на рынке, и потому не подлежащим передаче другим юридическим лицам и уж тем более индивидуальным предпринимателям, которые могут являться франчайзи[12]. В настоящее время в п. 2 ст. 1474 ГК РФ содержится правило, согласно которому распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается[13].
Таким образом, следуя логике законодателя, в настоящее время к обязательным элементам объекта договора коммерческой концессии следует относить право на товарный знак или знак обслуживания.
В отечественной литературе сложилось различное отношение к коммерческому обозначению. Одни ученые предлагали вообще отказаться от использования указанного термина, другие предписывали понимать под ним незарегистрированное фирменное наименование иностранного предпринимателя, незарегистрированный товарный знак, общеизвестный товарный знак, заменитель фирменного наименования индивидуального предпринимателя, дополнительное средство индивидуализации субъекта предпринимательства и т. п.
Термин «коммерческое обозначение» используется в ч. 4 ГК РФ, из содержания ст. 1538 которого можно вывести его определение. Под коммерческим обозначением следует понимать средства индивидуализации, принадлежащие предпринимателям торговых, промышленных и иных предприятий, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательной государственной регистрации. Коммерческое обозначение является дополнительным элементом объекта рассматриваемого договора. Такими же дополнительными элементами объекта рассматриваемого договора могут выступать изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т. д[14].
Еще одним дополнительным элементом объекта договора коммерческой концессии выступает право на секрет производства (ноу- хау), легальное определение которого содержится в ст. 1465 ГК РФ[15]. Самым важным из них, на наш взгляд, является то, что это совокупность сведений любого характера о результатах интеллектуальной деятельности и о способах осуществления профессиональной деятельности, в том числе предпринимательской, имеющих коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. В отношении подобных конфиденциальных сведений их обладателем должен быть введен режим коммерческой тайны. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ «О коммерческой тайне» ноу-хау относится к разновидности информации, составляющей коммерческую тайну[16].
Статья 5 Закона о коммерческой тайне указывает ряд сведений, которые не могут являться информацией, составляющей коммерческую тайну, в том числе быть ноу-хау. К ним относятся сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица; в документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений)[17].
Кроме того, не могут составлять коммерческую тайну сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами (п. 11 ст. 5 Закона о коммерческой тайне). Указанное положение согласуется с п. 2 ст. 1465 ГК РФ.
3. Проблемы правового регулирования франчайзинга на территории Российской Федерации
В законодательстве ряда зарубежных стран предусмотрены правила относительно обязательности преддоговорного раскрытия определенной законом информации, касающейся франчайзера и его деятельности.
В российском законодательстве подобные положения отсутствуют, однако в Проекте закона о франчайзинге указанные нормы были включены в ст. 6, в которой указанным правилам посвящены 23 пункта. Не умаляя значения указанных нововведений для франчайзи, вместе с тем считаем этот перечень слишком громоздким: часть приведенных в нем сведений может быть отражена в договоре франчайзинга, а другая часть (например, информация об интеллектуальной собственности, о планах программ обучения франчайзи) может носить конфиденциальный характер и признаваться ноу-хау.
Помимо предоставления комплекса исключительных прав существенным условием договора франчайзинга, не получившим отражения в ГК РФ, на наш взгляд, должно являться предоставление франчайзером услуг, связанных с введением франчайзи в сферу предпринимательской деятельности франчайзера и сопровождением деятельности франчайзи в процессе ее осуществления. Согласно п. 1 ст. 1031 ГК РФ к таким услугам относятся: предоставление франчайзером технической и коммерческой документации, а также иной информации (включая инструктаж), необходимой пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии.
Указанные нормы предлагается отразить в определении договора в ст. 1027 ГК РФ и п. 1 ст. 1031 ГК РФ.
ГК РФ в п. 2 ст. 1027 ГК РФ предусматривает использование деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера в рамках рассматриваемого договора с указанием объема использования.
Следует отметить, что для эффективного развития франчайзинга в нашей стране ни норм главы 54 ГК РФ, ни общих положений гражданского законодательства не является достаточным.
Опираясь на существующую правовую основу, законодателю целесообразно было бы создать отдельный правовой акт о франчайзинге. Такой специальный федеральный закон позволит соединить в одном правовом акте не только нормы Гражданского кодекса РФ, но и нормы других отраслей права.
К примеру, административного права в части регулирования отношений участников франчайзинговых отношений с органами государственной власти и органами местного самоуправления. В п. 2 ст. 3 Гражданского Кодекса РФ закреплено императивное положение о том, что нормы гражданского кодекса, содержащиеся в других законах должны соответствовать ему.
Основываясь на этом, необходимо в главу 54, которая будет регулировать общие положения о договоре коммерческой концессии, включить отсылочную норму к специальному закону для того, чтобы учитывать все особенности правоотношений в области франчайзинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Франчайзинг или коммерческая концессия представляет собой отношения между правообладателем (франчайзор) и пользователем (франчайзи) которые заключают специальное соглашение (договор) о передаче комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав. Указанный комплекс может включать в себя право на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Франчайзи, при этом, обязуется соблюдать установленные правообладателем стандарты качества продукции и услуг, тем самым позволяет франчайзору себя контролировать. Данный вид правоотношений получил свое широкое распространение на территории Российской Федерации (далее РФ) лишь в начале 90-х гг. прошлого столетия. Российские хозяйствующие субъекты заинтересованы в развитии франчайзинга, так как он обладает рядом преимуществ для его применения на отечественном рынке: возможность работать под известным именем, быстрый старт, отработанная система адаптации к нововведениям и улучшениям.
Однако у российского франчайзинга имеется ряд существенных проблем, в том числе и организационно-правового характера. Данные проблемы обусловлены спецификой развития правовой системы РФ и имеют объективный характер. Связанны они с отсутствием строгой правовой базы, на основе которой следовало бы регулировать правоотношения в области франчайзинга. Имеющаяся 54 глава Гражданского кодекса РФ регламентирует правоотношения по соблюдению договора коммерческой концессии. При этом, франчайзинг и коммерческая концессия имеют разное содержание и соотносятся как видовое и родовое, т.е. коммерческая концессия - это один из видов франчайзинга в международном понимании данного термина.
Существует строгое правило: заключение международных договоров франчайзинга сопровождается использованием и соблюдением внутреннего законодательства принимающей стороны. Отсутствие специальной правовой базы в РФ, регулирующей данные отношения, существенно сужает возможности развития франчайзинга. Поэтому зарубежные франчайзоры не торопятся предоставлять комплексы исключительных прав на территорию, чьи законы только частично защищают их интересы, и где отсутствует четкий механизм правового регулирования.
Кроме того, данная проблема сопряжена с отсутствием возможности кредитования франчайзи. Связано это с обязанностью франчайзора выступать гарантом франчайзи при его кредитовании и необходимостью показывать российским банкам прибыльность проекта, а иностранные франчайзоры всегда опасаются утечки конфиденциальной информации. К наиболее важным проблемам следует также отнести слабую защиту объектов интеллектуальной собственности, правила налогообложения, обременяющие зарубежных предпринимателей, сложные условия регистрации зарубежных компаний и правила регулирования экспортно-импортных потоков.
Несовершенство российского законодательства, отсутствие специальных правовых механизмов, а также нестабильность рыночных отношений привели к тому, что ряд иностранных франчайзоров полностью отказался от применения франчайзинга на территории РФ. Некоторые франчайзоры вынуждены были разработать новые условия для внедрения франчайзинга на российский рынок, что в конечном итоге привело к значительному торможению в развитии данной формы предпринимательства в РФ и создало существенные трудности для его участников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496
- Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, N 32, ст. 3283.
Проект Федерального закона N 503845-6 «О франчайзинге» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.04.2014)