Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Теоретические основы образования административных барьеров входа на рынках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Текущая деятельность. Даже если предприниматель прошел два предыдущих этапа, то впереди картина не краше. Будет постоянный надзор за всеми бизнес-процессами, от обычного документооборота до налоговой отчетности.

Другая группа административных барьеров: административные барьеры при входе предпринимателей на рынки: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки; административные барьеры, связанные с допуском товаров (услуг) на рынки: сертификация, маркирование, паспортизация; административные барьеры, связанные с проведением государственного контроля (надзора), делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности [19;102].

В целом, административный барьерный характер регулирования имеет ряд существенных негативных последствий. Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым (рост трансакционных издержек → рост затрат → рост цен), так и косвенным, обусловленным недопроизводством ВВП из-за неэффективного использования ресурсов. Во-вторых, барьерный характер экономики обеспечивает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в барьерный бизнес (рентоориентированным считается поведение, направленное на получение систематических распределительных преимуществ и не влекущее за собой повышение экономической эффективности). Экономические потери общества от установления административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей: трансакционных издержек (платы за право пользования ресурсами), вызванных необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен – в прямые потери; падения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего, малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и соответственно общей эффективности экономики) – в косвенные потери.

Преодоление административных барьеров входа на рынки требует от хозяйствующих субъектов временных и финансовых затрат. Время, потраченное на установленные бюрократические процедуры, логично рассматривать с точки зрения упущенной выгоды, затраты же денежных средств на преодоление административного барьера естественно квалифицировать в качестве обязательных платежей [12].


Подводя итог, можно сказать что административные (или правительственные) барьеры являются некими действиями (бездействиями) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые выражаются в принятии нормативных и ненормативных правовых актов, запрещающих законодательством Российской Федерации, насчет злоупотребления и превышения своих полномочий при проведении контроля над деятельностью субъектов, занятых в предпринимательской сфере.

В следующей части работы проводится анализ состояния и решения проблемы административных барьеров входа на российских рынках на современном этапе.

2. Анализ состояния и решения проблемы административных барьеров входа на российских рынках на современном этапе

2.1. Тенденции состояния и проблемы административных барьеров входа на российских рынках

С переходом к рынку административные барьеры не просто являются препятствием на пути развития бизнеса и предпринимательства в Российской Федерации, но и создают иную государственную проблему, так как «обычной» реакцией малых предприятий на административные барьеры является уход в «теневую» экономику с целью снижения трансакционных издержек (непроизводительных затрат) и «бюрократических рисков» [17;13]. К настоящему времени мир теневой экономики проник во все сферы российского общества (табл. 1. и 2.).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «По Вашему мнению, какая доля оборота частных предприятий проходит без отражения в документах бухгалтерского учета (теневой оборот)?» (%) [24]

2008 г.

2009 г.

2014 г.

До 10%

14.4

17.5

25.0

10-25%

28.5

19.0

26.5

26-50%

16.8

3.4

15.0

51-75%

18.2

3.4

3.8

Более 75%

-

3.2

1.3

Нет ответа

15.1

36.0

7.0

Такого явления нет

6.9

17.5

21.5

Итого

100.0

100.0

100.0


Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, как часто руководители частных предприятий вынуждены давать взятки (в любой форме) представителям органов власти?» (%) [24]

2009 г.

2014 г.

Изредка

40.7

57.0

Постоянно

39.4

20.3

Такого явления нет

18.5

18.8

Отказ от ответа

1.4

4.0

Итого

100.0

100.0

Таким образом, в настоящее время теневые институты в современной России выполняют системообразующую роль по «склейке» экономики с политикой и правом, не дают развалиться всей социально–экономической системе в целом. В настоящее время по оценкам западных экспертов размер теневой экономики России составляет от 20% до 60% ВВП. В мире размеры теневой экономики в среднем варьируются от 10% ВВП в развитых странах до 40% и более – в развивающихся. В странах с переходной экономикой ее масштабы оцениваются в 20-25%. Такую же оценку дает для РФ служба государственной статистики Росстат. Но по более реальным, точным и множественным оценкам, не только российских, но и зарубежных экспертов, реальные размеры теневого сектора экономики в России не отличаются от развивающихся стран, достигая 30-40% ВВП [17;15]. Важно то, что и показатель в 40-50% можно назвать критическим для национальной экономики, при этом: влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между неформальным и формальным укладами превращается из второстепенного в одно из главных социально-экономических противоречий потому, что дальнейшее усиление теневой экономики грозит всеобщим ей подчинением. Масштабы теневого сектора экономики России, а также уровень коррупции в различных ее отраслях сегодня стали одним из серьезнейших факторов, препятствующих успешному развитию нашей страны. Так сегодня одной из главнейших задач является решение проблемы «теневого» бизнеса. Это возможно только при создании благоприятных условий развития предпринимательства, одним из которых является устранение административных барьеров. 53% опрошенных участников 15 Всероссийского съезда представителей малых предприятий считают, что «ликвидация существующих административных барьеров при регистрации, лицензировании, сертификации, стандартизации и прочее» является наиболее важной задачей, решение которой будет способствовать успешному развитию малого предпринимательства [7].


В таблице 3 показаны базовые индикаторы, определяющие показатель «эффективность функционирования товарных рынков в Российской Федерации»

Таблица 3

Базовые индикаторы, определяющие показатель «эффективность функционирования товарных рынков в Российской Федерации» [14]

Так, согласно Докладу о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 год (таблица 3), барьеры входа на рынок за последние четыре года не только не уменьшились, но и выросли.

Оценку взаимосвязи административных барьеров с коррупцией в октябре 2014 г. успешно провела О. Кувшинова, изучив мнения ряда экспертов. Так один из экспертов, А. Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ, отмечает, что бурный рост госрегулирования, а затем попытка заставить чиновников соблюдать все, часто противоречащие друг другу, инструкции привели к остановке экономики. По оценкам Минэкономразвития, в 2003-2013 гг. принято свыше 180 тысяч нормативно-правовых актов. В итоге возникла система избыточного и часто противоречивого регулирования в виде административных барьеров входа на рынки, и экономические агенты, предпринимая что-либо, почти гарантированно что-то нарушают. В таких условиях, дополняет А. Яковлев, коррупция служила способом смягчить издержки избыточного регулирования и способствовала поддержанию экономической активности [18].

А. Никитин, генеральный директор агентства стратегических инициатив Российской Федерации, считает, что основные административные барьеры в России сегодня связаны с переходом от малого бизнеса к крупному. Так, для российского малого бизнеса, есть простой и понятный налоговый режим, субсидии и т. п. Но как только ты хочешь стать средним бизнесом, вся поддержка заканчивается [22].

Как представляется, основной причиной появления административных барьеров явились противоречия в действующем законодательстве Российской Федерации. Например, согласно п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная регистрация юридических лиц осуществляется в порядке, определенном законом о регистрации юридических лиц, а в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц [3]. Так процедура государственной регистрации предусматривает соблюдение сроков регистрации. Однако, в настоящий период в российском законодательстве применяются нормативные правовые акты, устанавливающие различные сроки государственной регистрации [8].


Таким образом, в рыночной экономике Российской Федерации административные барьеры связаны с теневой экономикой и коррупцией и имеют динамику роста не смотря на борьбу с ними, основная их причина неурегулированное, часто меняющееся законодательство. Только систематизированный и хорошо продуманных процесс устранения проведению рыночных реформ в Российской Федерации, может сформировать среду, благоприятную для развития малого предпринимательства. административных препятствий позволит придать новый динамизм

2.2. Определение перспективных направлений и мероприятий решения проблемы административных барьеров входа на российских рынках

Согласно Приказу Минпромторга Российской Федерации от 31.03.2011 № 422 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года" в целях преодоления административных барьеров для развития бизнеса необходимо усилить антимонопольный контроль над действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации с целью предотвращения практик предоставления неформальных преференций, создания искусственных барьеров, применения дискриминационного подхода к оказанию государственных услуг, проведения необоснованных проверок, оказания давления посредством использования административного ресурса [5]. Достижению поставленной цели будет служить последовательная реализация норм, предусмотренных статьей 15 Закона о торговле, согласно которой устанавливается ряд запретов для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по принятию актов или осуществлению действий, которые могут привести у установлению правил на товарном рынке отличных от установленных федеральным законодательством [4].

Анализ регионального законодательства, имеющейся информации органов исполнительной власти, территориальных управлений МАП России, структур поддержки малого бизнеса позволяет выделить несколько направлений деятельности органов государственной власти, которые направлены на устранение административных барьеров: через применение общих норм законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающих статус субъектов малого предпринимательства и направленных на обеспечение защиты их прав и законных интересов; с помощью организации советов (комиссий), создаваемых, обычно, при главах администраций, мэров, администрациях краев, областей, одной из задач которых является «преодоление административных барьеров»; через создание межведомственных комиссий по устранению административных барьеров, главной целью которых является создание благоприятных условий для развития предпринимательства путем преодоления административных препятствий, которые появляются при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Примером может служить деятельность субъектов Российской Федерации в Центральном федеральном округе Российской Федерации. Деятельность в рамках первого направления осуществляется органами государственной власти семи областей: Владимирской, Калужской, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской. Следующие шесть областей решают проблему преодоления административных барьеров через созданные советы (общественные, координационные т.п.) по поддержке и развитию предпринимательства: Белгородская, Ивановская, Курская, Липецкая, Тверская, Тульская области. Межведомственные комиссии по устранению административных барьеров созданы в Брянской, Воронежской, Костромской, Ярославской областях и г. Москве. Отметим, что в г. Москве, наряду с деятельностью Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, действуют Комиссия по проблемам развития ремесленничества и Комиссия по организации подготовки к сертификации систем качества пекарен малой мощности различных форм собственности, которые призваны устранять барьеры в указанных сферах [5].