Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Теоретические основы образования административных барьеров входа на рынках).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы образования административных барьеров входа на рынках
1.1. Понятие, сущность образования барьеров входа на рынок, основные их причины и виды
1.2. Характеристика административных барьеров входа на рынках
2.1. Тенденции состояния и проблемы административных барьеров входа на российских рынках
Д. Г. Галицкий на сайте пермского регионального правозащитного центра обозначил следующие основные методы ликвидации административных барьеров, это [11]:
- Изменение нормативной базы.
- Проведение независимой экспертизы.
- Принуждение к исполнению инструкций. Так возможно создать специальный канал сбора жалоб потребителей публикуя их в анонсированных СМИ, как это было в СССР), при этом наладить сотрудничество с депутатами и т. п. В итоге следует обратиться в вышестоящую организацию, в прокуратуру и иной контролирующий орган или в суд. Ход дела и его результаты обязательно должны освещаться в СМИ.
- Разъяснительная работа с работниками обслуживающих организаций.
- Изменение условий оказания сервиса, не регламентированных законом.
- Информирование потребителей (как специализированные сайты поддержки в интернет, так и обновляющиеся стенды с необходимой информацией на местах регистрации предпринимательской деятельности).
- Дистанционное обслуживание. При регистрации фирм в ЕС многие процедуры организованы посредством принципа «одного окна» и могут быть завершены за пару дней при относительно низких организационных затратах [9]. В России же принцип «одного окна» пока еще мало востребован и его инфраструктура не развита достаточно и мало эффективна.
Для уменьшения числа административных барьеров входа на российских рынках Д.В. Манушиным предлагается:
- Обязать каждую государственную службу подготовить методические рекомендации по прохождению всех этапов согласования во всех направлениях, необходимых потребителю, с указанием взаимосвязей между собой всех согласований и наилучшего порядка действий, адресов учреждений, схемы проезда к ним, контактных должностей, часов приема и номеров телефонов. Эти рекомендации должны находиться в свободном доступе в Интернете и быть представлены в месте начала сбора документов на стендах. В каждой из них должен присутствовать рассказ одного из постоянных потребителей этой услуги, делящегося своим опытом решения этой проблемы. Еще потребителям должна быть дана возможность комментировать процесс всех согласований (как в Интернете, так и в журналах жалоб и предложений, предоставляемых им после окончания взаимодействия с госаппаратом по решаемому вопросу) с указанием самых сложных или ненужных этапов согласования.
- Организовать работу по принципу «одного окна» путем сбора всех необходимых чиновников в одном месте. Однако каждый рабочий день недели должен собираться состав госслужащих для решения разных вопросов.
- Создать разноскоростные и разнооплачиваемые периоды движения любых документов. Это изменение формальных правил будет успешным, так как оно всего лишь закрепит имеющиеся неформальные правила. Например, есть множество фирм, предлагающих очень быстро зарегистрировать или ликвидировать бизнес. Если немного дешевле этой цены будут работать органы власти, то это принесет государству дополнительные доходы, сократит стоимость этого административного барьера, ускорит официальный документооборот. На уровне государства в ряде областей это уже делается. Так, есть практика выдачи виз разной стоимости в зависимости от скорости их оформления. В то же время при оформлении сделок с недвижимостью есть только вариант написания заявления с просьбой бесплатно ускорить процесс рассмотрения дела. Очевидно, что подобная ситуация создает коррупционные возможности для принятия решения об его ускорении, вне зависимости от указанной причины, на основе личной неформальной рекомендации и вознаграждения от лица, пользующего доверием сотрудников этой организации. В связи с этим рекомендуется внедрить разно-скоростное и разнооплачиваемое движение любых документов во всех областях государственной деятельности. При этом имеющаяся скорость практически бесплатного документооборота снижаться не должна. Для ускорения процесса оказания платных услуг госорганам предлагается нанять дополнительных госслужащих. При этом это нововведение должно охватывать весь процесс согласования, т. е. при получении «зеленого коридора» должна оказываться помощь в составлении отсутствующей документации (на основе имеющихся образцов), начало решения вопросов заявителя сразу после запроса, оказание подробных консультаций или помощи в дальнейшем пути согласовательного процесса. Если какие-либо аспекты можно выяснить самостоятельно, сделав нужный ускоренный запрос (не отправляя заявителя к другим госслужащим), то это нужно сделать.
- Дать четкие характеристики организациям, относящимся к среднему бизнесу и упростить порядок их взаимодействия с государством по сравнению с крупными компаниями. Акцент предлагается делать на сокращении суммы налогов, снижении количества требуемой с них отчетности, уменьшении числа проверок, предоставлении прав, в первые три года перехода в новое состояние, претендовать на более крупные льготы, гранты, субсидии и иные поощрения, чем малые фирмы.
- Распространить опыт работы строительного министерства в области сокращения административных барьеров на все госучреждения и службы.
- В качестве одного из критериев оценки деятельности любого министра ввести фактические сроки согласования документов в его ведомстве, число снятых им административных барьеров и компаний, обслуженных им за текущий период. Перед этим следует оценить общее число этих барьеров в его ведомстве, чтобы не получилось так, что одни снятые барьеры заменяются другими.
- Создать центр консультации и поддержки организаций, взаимодействующих с госорганами. Его сотрудники в рамках консультаций должны сообщать обо всех доступных организациям государственных услугах; пояснять результат получения той или иной услуги и специфику ее реализации в компании заявителя; пояснять, сколько времени на получение любой услуги будет потрачено, сообщать, куда и в какой период времени нужно обращаться, объяснить оптимальный порядок сбора документов, специфику их заполнения и условия предоставления; рассказать о расположении учреждений, схемах проезда к ним, контактных лицах и дать номера их телефонов. В рамках поддержки организаций его специалисты должны принимать жалобы на саботаж или волокиту чиновников, принимать информацию обо всех проблемах, с которыми столкнулись потребители, отмечать сложные или ненужные этапы согласования, ошибки госслужащих и их злоупотребления своей властью. В итоге они должны ежеквартально готовить рекомендации по упрощению процесса взаимодействия организаций и госаппарата.
- Дать возможность малым фирмам выплачивать неподъемные для них штрафы в рассрочку (после устранения нарушения). В зависимости от размера их имущества, дохода и прибыли в период от одного года до трех лет. Иначе они просто закроются. При этом после банкротства они все равно не выплатят эти штрафы, перестанут платить налоги и обеспечивать работой граждан.
- Передача все большей части элементов контроля над процессом и результатами деятельности компаний от госорганов в профессиональные ассоциации, саморегулируемые организации и объединения предпринимателей [20].
Таким образом, административные барьеры должны быть определены как «проблема, сдерживающая развитие малого предпринимательства», а «преодоление административных барьеров» должно являться одной из главных задач государственной поддержки малого предпринимательства.
В итоге, можно сказать единое, законодательство необходимо пересматривать, менять механизм открытия и регулирования предпринимательской деятельности. Акцент в вопросе контроля со стороны государства должен ставиться на защите прав интересов потребителей и предпринимателей. Ведь административные барьеры мешают не только работать бизнесменам, но и лишают покупателя качественного и недорогого товара или услуги.
По результатам проведенного в предыдущих частях курсовой работы исследования, все меры по борьбе с административными барьерами входа на российские рынки для бизнеса в современных экономических условиях должны учитывать активное противодействие чиновничьего аппарата.
Заключение
Подводя итог нужно отметить то, что барьеры административного характера входа на рынок – это факторы, которые имеют субъективный или объективный характер, мешающие войти бизнесмену на рынок или в конкретную сферу (нишу) предпринимательской деятельности.
В условиях развития рыночных отношений наиболее негативные последствия несут за собой административные барьеры входа. Административные барьеры проявляются в процессе работы законодательных и исполнительных органов государственной власти на уровнях государства, субъектов и муниципалитетов в рамках экономических отношений. В данной области ограничений функционируют такие органы, как федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба.
В рыночной экономике Российской Федерации административные барьеры переплетены с теневой экономикой и коррупцией и имеют динамику роста не смотря на борьбу с ними, основная их причина неурегулированное, часто меняющееся законодательство, а также административные барьеры при входе предпринимателей на рынки: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки; административные барьеры, связанные с допуском товаров (услуг) на рынки: сертификация, маркирование, паспортизация; административные барьеры, связанные с проведением государственного контроля (надзора), делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности.
При разработке механизма преодоления административных барьеров входа на российских рынках основные усилия должны быть направлены на: создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в регионах; создание комиссий по устранению административных барьеров и определение их прав, обязанностей, основных направлений деятельности; упорядочение деятельности органов, осуществляющих контроль и надзор за субъектами малого предпринимательства; упорядочение организации и проведения контролирующими органами проверок финансово- экономической и иной деятельности хозяйствующих субъектов малого предпринимательства; разработку иных наиболее перспективных мер по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства [10].
Нельзя сказать, что государство не старается что-то сделать, создаются центры административных услуг, где можно получить все разрешения без личного контакта с чиновниками. Установлен четкий перечень организаций, представители которых могут прийти проверить бизнес. Даже в суде, многие предприятия добиваются справедливости.
Сокращение и преодоление административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в Российской Федерации является как общественной, так и важной государственной задачей (прежде всего «органов государственной власти»), направленной на совершенствование политики в отношении субъектов малого предпринимательства. Так на федеральном уровне важно обеспечить создание и развитие единой правовой базы, устанавливающей общие правила игры, на региональном уровне местные власти должны взять под контроль всякую возможность систематизации административных барьеров, борясь сч коррупцией, теневой экономикой, держа обратную связь с бизнесом и поддерживая его конструктивные начинания.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в ред. От 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7.
- Указ Президента Российской Федерации от 06.06.1995 № 563 (ред. от 09.07.1997) "О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства"
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 23.06.2014)
- Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015)
- Приказ Минпромторга Российской Федерации от 31.03.2011 № 422 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112881/
- Алейникова И.С., Евтюхов С.А., Лукьянов С. А. Определение входных барьеров в экономической теории и практике антимонопольной политики
- Алиев Н.А. Плюсы и минусы теневой экономики// Общественно-политическая газета Эхо, 2016. № 90 (3729).
- Бевзенко Р. Договоренности, которые стали возможны благодаря реформе ГК РФ. Преодоление старых барьеров в обязательственном праве // Источник: «Юрист компании» (10.07.2015)
- Боргер Й. Борьба с административными барьерами на пути развития предпринимательства. Практика стран ЕС. Программный документ // Поддержка развития малого предпринимательства СМЕРУС.
- Васильева Ю. Не взяли препятствия: административные барьеры для бизнеса по-прежнему высоки // Российская бизнес-газета. 2012. 3 апреля.
- Галицкий Д.Г. Гид по преодолению административных барьеров в социальном обслуживании // Пермский региональный правозащитный центр. 2005. 17 мая.
- Горбунов В.Н., Михайлина Ю.М., Дмитриева Т.Н., Дунаев А.В. Стратегические и нестратегические барьеры входа на рынок строительных услуг региона // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7220 (дата обращения: 12.11.2015).
- Гродских В.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
- Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 год // http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/report.html?id=1653
- Еремкин В.А., Рыбалкин В.В. Входные барьеры на российском рынке высокотехнологичной продукции и роль государственных институтов в их снижении // Экономический журнал. 2014. №1 (33) С.64-78.
- Заболотских Е.М., Попова С.П. Административные барьеры при оказании муниципальных услуг и практика их преодоления // Актуальные проблемы российского права. 2014. №8 С.1615-1620.
- Колесников С. Теневая экономика: факторы возникновения и механизмы преодоления // Региональный вестник, 2015. С. 13-15.
- Кувшинова О. Борьба с коррупцией стала причиной остановки роста экономики // Ведомости. 2014. 7 октября.
- Маликов Р. О преодолении административных барьеров // Общество и экономика. 2013. № 3. С. 102-107.
- Манушин Д.В. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие существованию коррупции, и меры по их устранению // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. №4 (32) С.52-60.
- Плячкайтене И. М. Исторический обзор подходов к понятию естественная монополия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №8 С.78-83.
- Проскурнина О. Интервью - Андрей Никитин, генеральный директор АСИ // Ведомости. 2014. 26 августа.
- Путин В.В.: Россия защитит отечественного потребителя от политического давления // http://www.u-f.ru/News/u341/2014/08/05/682809
- Розанов С. Мировые масштабы теневой экономики все еще велики // 21 век, 2015. №2. С. 22-26.
- Самойленко Е. В. Некоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров// "Арбитражный и гражданский процесс" 2009, № 1. С. 22-24.
- Хабриева Т.Я. Административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 2. C. 4-15.