Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Теоретические основы образования административных барьеров входа на рынках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности [1]. При этом органы государственной власти Российской Федерации обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства. Между тем, слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в условиях продолжающейся трансформации российской экономики, при деструктивном влиянии санкционного и нефтяного кризисов 2014-2016 гг. создают целый ряд специфических для нашей ситуации трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых специалистами как административные барьеры входа на отечественные рынки [15;64].

В последнее время, в связи с введением в отношении России внешнеэкономических санкций и ответного эмбарго на некоторые товары инициаторов санкций США и ЕС, вопросы свободного доступа к российским рынкам приобрели особую остроту. По мнению российского руководства, эти санкции носят явно антиконкурентный характер. Так, Президент России В.В. Путин, говоря о мерах защиты отечественного бизнеса, необходимых в текущей экономической ситуации, указывал, что интересам национальной безопасности соответствует такое положение вещей, когда производители из разных стран находятся в равных условиях, когда существует здоровая конкуренция [23].

Выше обозначенные факторы указывают на актуальность и значимость темы нашего исследования.

Цель данной курсовой работы: изучить административные барьеры входа на российских рынках.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть и охарактеризовать теоретические основы образования административных барьеров входа на рынках.
  2. Проанализировать тенденции, проблемы и перспективы решения проблемы административных барьеров входа на российских рынках.

Предмет исследования: административные барьеры входа на российских рынках.

Научная база данного исследования: учебные пособия и монографии, западных и отечественных специалистов, а также наиболее актуальные периодические издания (газеты, журналы) по исследуемой проблематике, официальные статистические данные, государственные программы и законодательные акты.

Курсовая работа состоит: из введения, двух глав (из них: первая глава теоретическая, вторая – практическая, представляющая практический анализ исследуемой проблемы, намечающая перспективные пути решения выявляемых проблем), заключения, списка литературы.


Данная структура наиболее функционально соответствует решению цели и задачам работы.

1. Теоретические основы образования административных барьеров входа на рынках

1.1. Понятие, сущность образования барьеров входа на рынок, основные их причины и виды

Барьеры входа на рынок представляют собой такие факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовать прибыльное производство в отрасли при входе их на рынки. Для того чтобы какие-либо факторы можно было рассматривать как барьеры входа, необходимо, чтобы они препятствовали организации именно прибыльного выпуска продукции или предоставления услуг. Вход вообще играет меньшее значение, чем организация прибыльного дела. Поэтому решение, связанное с входом компании на новый для себя рынок, во многом зависит от высоты того вступительного барьера, который им предстоит преодолеть. Обычно такой барьер состоит из большего или меньшего числа факторов, каждый из которых по-своему мешает новому участнику появиться или закрепиться на конкретном рынке [15;65].

Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем выпуска, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции), либо определяется поведением хозяйственных субъектов (включая антиконкурентные действия (слияния и поглощения) и соглашения). Важное значение имеют также барьеры входа, связанные с действием таких факторов как сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, физических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Особое место занимают барьеры входа на рынок, вызванные действиями органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики (лицензирование, налогообложение, фиксация цен, государственная помощь отдельным субъектам). Так наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам назначить цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обуславливает рыночную власть этих фирм. Там же, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников [6].


Д. Бейн предложил следующую классификацию отраслей в зависимости от высоты барьеров входа (рис.1.):

Рисунок 1. Классификация отраслей в зависимости от высоты барьеров входа по Д. Бейну [21]

  1. Отрасли со свободным входом. Здесь наблюдается полная мобильность ресурсов. Капитал и труд свободно и беспрепятственно перетекают между отраслями. Цена равновесия устанавливается на уровне предельных издержек. Характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной. Отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении затрат, т.е. рынок работающей конкуренции.
  2. Отрасли с неэффективными барьерами. Барьеры существуют, но носят преимущественно краткосрочный характер. С точки зрения долгосрочной перспективы этим фирмам выгоднее допускать вхождение на рынок новичков, нежели нести затраты по возведению входных барьеров. В этом случае мы говорим о рынке монополистической конкуренции.
  3. Отрасли с эффективными барьерами. В данном случае наблюдается замедленный вход фирм. Барьеры существуют, но в долгосрочном периоде какая-то часть фирм все-таки может просочиться в отрасль. Здесь налицо рынок доминирующей фирмы, олигополии.
  4. Отрасли с блокированным входом. Здесь существенные барьеры, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Новые фирмы не могут войти на рынок. На каждом из них обычно функционирует фирма – естественный монополист. Число фирм остается стабильным все время.

Существует два основных фактора влияющих на вход компании на рынок:

Стратегические барьеры – это проблемы, связанные с объемами спроса, затратами, технологическим процессом. Стратегическими являются барьеры, создаваемые стратегией самой фирмы, то есть факторы субъективного характера [21;78].

Нестратегические. Связанные с инфраструктурой, емкостью рынка, криминализацией и барьерами, которые появляются при определенных действиях государственных органов. Это могут быть вопросы, связанные с получением лицензии на определенный вид деятельности, наличие государственных дотаций конкурентам или же фиксация цен на определенном рынке. Нестратегические барьеры (или структурные) выступают для любых хозяйствующих субъектов как внешняя данность. Нестратегические барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования рынка, имеют три основных разновидности: административные («правительственные»), институциональные и социально- экономические.


Последняя причина - основа нестратегических административных барьеров, то есть противоречивая действующая законодательная база государства и местных органов, позволяет аппарату чиновников осуществлять действия, которые можно назвать только произволом. Происходит прямое вымогательство, когда предприниматель пытается создать, а тем более вести свой бизнес, чиновники, создавая всевозможные препятствия своими действиями, прикрываясь буквой закона – запрещают открывать или осуществлять предпринимательскую деятельность.

Основные причины существования барьеров входа: особенности данной отрасли или рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объём спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции); поведение хозяйствующих субъектов (антиконкурентные действий и соглашения); действия органов государственной власти (лицензирование, налогообложение, фиксация цен, государственная помощь отдельным субъектам) другие причины (сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных расходов, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса) [13].

Таким образом, барьеры входа – все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам выйти на рынок со своими товарами и продукцией.

1.2. Характеристика административных барьеров входа на рынках

Административные (правительственные) барьеры в экономической сфере – это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, которые обычно не поступают в бюджет [16;1615].

В современной юридической литературе под административными барьерами понимаются препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления [25;22].

Ранее использовался термин «административные препятствия». Например, в Указе Президента Российской Федерации от 6 июня 1995 года № 563 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» (утратил силу) одной из задач комитета была определена «разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий» [2].


С определенной долей условности помимо указанных препятствий стоит выделить еще и косвенные препятствия, связанные с несовершенством законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (так называемые нормативно-правовые барьеры).

Административные барьеры создаются органами государственной власти различных уровней и включают в себя: лицензирование деятельности предприятий; квотирование производства; усложнённый порядок регистрации новых предприятий; сертификацию продукции; процедуру отвода земельных участков под промышленное строительство; наличие неформальных отношений между органами государственной власти и предприятиями; экологические нормы; ограничения на использование земель, лесных угодий, недр, запасов полезных ископаемых [26;4].

Административные барьеры носят институциональный характер и возникают в следующих ситуациях: при регулировании доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация субъекта хозяйствования, регистрация изменений в статусе субъекта деятельности, его уставных документах, получение права на аренду помещения, регулирование доступа к кредитам, лизингу оборудования и т.п.); при регулировании получения прав на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование, сертификация товаров и услуг, регистрация товарных знаков, нормативные требования и т.п.); при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушение установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот, проверки и т.п.) [16;1615].

Административные барьеры можно классифицировать как: ограничение прав хозяйствующих субъектов путем установления различного рода условий, не предусмотренных действующим законодательством; установление не предусмотренных законом сборов и обязанностей; принятие правовых актов с превышением предоставленных полномочий [25;24].

Рассмотрим еще одну классификацию административных барьеров. На сегодняшний день выделяют три вида:

При входе на рынок. Барьер проявляется в данном случае в виде необходимости получить лицензию или же определенное разрешение на осуществление предпринимательской деятельности. Даже процесс регистрации предприятия может необоснованно затягиваться.

Допуск товаров на рынок. На этом этапе также множество проблем, придется пройти сертификацию или идентификацию, либо другие процедуры, только, чтобы государственные или местные органы разрешили торговать.