Файл: Успешность деятельности руководителя и личностные особенности руководителя (КТО ТАКОЙ УСПЕШНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 5
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы: «Успешность деятельности руководители и личностные особенности руководителя». При выборе темы я, руководствовалась народной мудростью, которая гласит: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». То есть в первую очередь данная тема интересна мне самой.
Актуальность: каждый из нас, рано или поздно, представляет себя владельцем сети магазинов, директором нефтяной компании или наместником президента. Но не каждый знает, как достичь успеха, чтобы занять одну из столь высоких должностей. Рассмотрение этого вопроса поможет разобраться в том, какие качества необходимо развивать в себе, для того чтобы иметь возможность конкурировать с другими претендентами на должность руководителя.
Целью курсовой работы является рассмотрение необходимого для успешной деятельности набора качеств руководителя и определения наиболее успешных в руководстве предприятия стилей управления.
Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи, поставленные в курсовой работе:
- на основе анализа литературы выявить набор качеств успешного руководителя;
- изучить разновидность стилей управления;
- проанализировать основные гипотезы и методы исследования психологических особенностей руководителя.
Методологической основой в курсовой работе явились учебные пособия и работы российских и зарубежных авторов, таких как: В.П. Шейнов, А.А. Одинцов, О.В. Одинцова, Г.С. Никифоров, Дэвид Дж. Либерман, Г.В. Демидова. Использованную мной при написании курсовой работы литературу считаю надежной, так как эти учебные пособия широко используются и рекомендуются преподавателями ВУЗов.
КТО ТАКОЙ УСПЕШНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?
Психологические особенности успешных руководителей
Способности для руководителя играют важную роль. Способности делятся на общие и специфические (знания, умения и т.д.). Для руководителя необходимы способности, которые важны для успешного выполнения управленческой деятельности, специальные знания, умения, навыки, информированность и компетентность, способность заражать своей энергией людей.
Руководитель должен обладать чертами личности, которые бы обеспечивали эффективность его деятельности: уверенность в себе, уравновешенность, требовательность, стрессоустойчивость, способность к творческому решению задач (креативность), предприимчивость, коммуникабельность, ответственность, а также желание и стремление быть руководителем, то есть у него должны быть склонность к организаторской деятельности и потребность в ней.
Менеджер — специалист по управлению. Иными словами, менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Кроме способностей и природных качеств личности у менеджера должно быть желание самосовершенствоваться, его внимание должно привлекать богатство человеческой культуры, то есть он обязан иметь широкий спектр гуманитарных знаний, уметь преподнести себя своим подчиненным и всем окружающим людям, создать свой образ, свое Я. Одним словом, постоянно заботиться о своем имидже — запечатлении своего образа в сознании людей.
Имидж — не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от ситуации. Очень важно понимать мотивы своего поведения, зачем это нужно, каков должен быть результат?
_____________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.115
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.101.
Следует помнить, что имидж складывается из того, что и как говорит человек. Сущность имиджа — подача себя окружающим в лучшем свете.
Для создания имиджа очень важно внешнее обаяние человека: его мимика, жесты, походка, одежда и так далее.
Эффективность руководства зависит от многих факторов, как объективных, так и субъективных. К субъективным факторам относятся личностные, мотивационные характеристики работников, их индивидуальное поведение, внутригрупповые конфликты, межгрупповые коммуникации и др.
Современный руководитель должен:
- обладать лидерскими качествами;
- вовремя использовать нужные качества;
- быть хорошим психологом.
М. М. Сухоруков и В. В. Исаков предлагают рассмотреть психологические методы согласно схеме (рис. 1).
Основываясь на исследованиях американского психолога М.Шоу, следуя логике его рассуждений, Р.Л.Кричевский включает в портрет руководителя:
1) биографические характеристики;
2)способности;
3) личностные черты.
________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.117
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.140.
Рисунок 1
Психологические методы управления
Cубъект управления
Руководитель
Метод психологического воздействия: контролирующий
Методы психологического воздействия: организующий, планирующий, регулирующий
Собеседование
Стиль руководства
Изучение документов
Личный пример
Позитивные неформальные отношения
Изучение трудовой деят-ти
Временный обмен функциями
Наблюдение
Эксперимент
Индивидуальный подход
Тестирование
Инверсия знака регулирования
Психофизиологические исследования
Инициальный коррекция
Мотивирование
Объект управления
Подчиненный
__________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.116
Структуру профессиональной деятельности менеджера отражают следующие функции:
- познания — познание человека, группы, организации, ее внутренней и внешней среды, актуальной ситуации управления;
- прогноза — определение основных направлений и динамики развития организации;
- проектирования — определение целей и задач организации, программирование и планирование деятельности;
- коммуникативно-информационная — формирование, структурирование и сохранение коммуникативных сетей, сбор и преобразование информации, необходимой для управления;
- мотивации — рациональное воздействие на совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность сотрудников организации;
- руководства — принятие ответственности за принимаемые решения и их последствия на основе нормативных актов или внутриорганизационных соглашений;
- организации — реализация целей и задач управления;
- обучения — передача необходимых знаний, умений персоналу организации;
- развития — целесообразное изменение психологических переменных личности и группы;
- оценки — формирование и применение норм и стандартов деятельности;
- контроля — отражение соответствия актуального состояния организации целям управления;
- коррекции — внесение необходимых изменений в цели и программу управления.
___________________
Психология менеджмента: практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.- с.250
Этот перечень выполняемых менеджером функций свидетельствует о большой сложности его деятельности. И не случайно С. М. Шингаев (2004) выявил, что главные факторы, оказывающие наибольшее воздействие на процесс выполнения менеджерами профессиональной деятельности, — это чрезмерная перегрузка, эмоциональное напряжение на работе, обусловленные неполнотой информации, повышенными требованиями к безошибочности и скорости действий, дефицитом времени при выполнении деятельности, внезапным или систематическим отвлечением внимания (воздействие помех, неожиданный раздражитель), однообразием выполняемой работы.
По данным Ю. В. Щербатых (2006), руководители различного уровня в числе главнейших стрессоров назвали:
- сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций;
- низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью;
- отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними, постоянную нехватку времени;
- чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
- ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами;
- потерю смысла деятельности;
- стресс несбывшихся надежд.
__________________
Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин. – Питер. – с.104
Психология менеджмента: практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.- с.253
Возникает вопрос: соответствуют ли этим требованиям реальные руководители? Оказывается, далеко не всегда. Л. А. Сметанина (1991) выявила, что только 19% из обследованных ею руководителей (от низшего до высокого уровня) стремятся к перестройке и преобразованиям, могут вывести из прорыва отстающее подразделение. У 40% имелась низкая потребность в достижениях и у 31 % — средняя. Только 16% руководителей обладали коммуникативными способностями, а 44% не умели общаться. Лишь 47% руководителей обладали организаторскими способностями выше среднего уровня. Больше половины руководителей были флегматиками и меланхоликами.
Успешные менеджеры характеризуются лишь незначительным превышением уровня интеллекта, характерного для популяционного стандарта (Ghiselli, 1969; С. И. Макшанов, 1992). Установлена зависимость между эффективностью управления и гибкостью мышления, способностью быстро и точно решать разнородные познавательные задачи. Ряд авторов (Evance, Russell, 1989; Morgan, 1989) отмечают и роль творческих способностей. Также выявлена связь между эффективностью руководства и общительностью, уровнем эмпатии. Р. Л. Кричевский (1993), ссылаясь на Р. Стогдила, отмечает необходимость наличия у менеджеров доминантности, уверенности в себе, стремления к достижениям, креативности, эмоциональной уравновешенности, общительности, склонности к риску, способности находиться длительное время в ситуации неопределенности, ответственности и стрессоустойчивости.
В течение 10 лет в США проводилось исследование качеств 1500 успешных руководителей, которое выявило, что они обладают выраженной способностью к стратегическому планированию, принятию оптимальных и
___________________
Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин. – Питер. – с.104
Психология менеджмента: практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.- с.257
своевременных перспективных решений о выделении и распределении работников и ресурсов.
Они стремятся увеличить число своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня. Умеют принимать решения творчески и рационально в условиях повышенного риска. Обладают исключительной уверенностью в своих силах, стремлением иметь значительные права и нести большую ответственность. Склонны к смелым решениям, требующим определенных жертв; стремятся к самообучению в контактах и общении; обладают интуитивным предвидением и способностью абстрактного анализа хода развития сложных процессов и критических ситуаций. Эти руководители относятся к работе как к главной ценности, в которую вкладывают все силы и способности; концентрируются на решении проблемы, а не на поиске виновников; у них выявлено желание работать с теми подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения. Однако для них характерно собственническое отношение к реализуемым идеям и результатам их внедрения (Garfield, 1984).
По данным японских авторов (Коно, 1987), для президентов крупных японских компаний были характерны 2 группы качеств:
1) концептуальные способности и стандарты поведения (широта взглядов, глобальный подход; долгосрочное предвидение и гибкость; инициативность и решительность, в том числе и в условиях риска; упорная работа и непрерывная учеба),
2) личностные качества (умение четко формулировать цели и установки; готовность выслушивать мнение других; беспристрастность, ______________
Психология менеджмента: практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.- с.258
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.119
бескорыстие и лояльность; умение полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций; личное обаяние; способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем).
Американские психологи также выявили, что наиболее эффективные руководители — те, кто демонстрируют высокие показатели артикулированности и активности, ответственности и упорства, независимости и самодостаточности, а также обладают выраженной ориентацией на успех и готовностью принимать решения, устойчивы к стрессу и толерантны к неопределенности, имеют широкие интересы (V. Bentz, 1990; A. Howard, D. Bray, 1990). Руководителю, принимаемому сотрудниками в качестве лидера, присущи экстраверсия, эмоциональная стабильность, доброжелательность и добросовестность (R. Hogan et al., 1994). Личностные характеристики имеют более важное значение для успешного руководства, чем когнитивные способности, установки или демографические характеристики (D. Kenny, S. Zaccaro, 1983).