Файл: Успешность деятельности руководителя и личностные особенности руководителя (КТО ТАКОЙ УСПЕШНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Связи между участниками сводятся руководителем до минимума, так чтобы они осуществлялись только через его посредничество или при его наблюдении. Руководитель при необходимости разбивает подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. В похвалах и критике придерживается только своего мнения.

По мнению К. Левина, авторитарный стиль руководства — это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность.

Поскольку, как считает А. Л. Журавлев, стиль руководства одновременно включает 3 в разной степени выраженных компонента: директивность, коллегиальность и невмешательство (попустительство), — то, кроме трех крайних типов, автор выделяет и промежуточные: директивно-коллегиальный, директивно-попустительский, попустительско-коллективный, а при равенстве разных компонентов — промежуточный и смешанный. Кроме того, по степени выраженности компонентов каждый из них делится на невыраженный, оперативный и выраженный. На нижнем уровне управления наиболее распространен смешанный стиль, на среднем и высшем — директивный и попустительский.

Польский психолог Е. Старостяк выделил в авторитарном стиле 3 подтипа.

Жесткий. Такой руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся взаимоотношения в коллективе даже при изменении ситуации; приверженец субординации, хорошо относится к подчиненным, которые «знают свое место». Многие принимают данный способ руководства, так как оно уменьшает их личную ответственность за неудачу коллектива. При этом подчиненные считают, что выполняют лишь индивидуальные обязательства.

______________________

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.173-174

Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.111-112

Хозяйский. Подобный руководитель навязывает свою позицию отеческой заботы о подчиненных, уделяет внимание повышению их материального благополучия, вмешивается в их дела, даже личные. Особенно часто этот подстиль руководства встречается у тренеров спортивных команд. Преувеличенная защита и опека подчиненных может вызвать у тех ответную агрессивную реакцию. Они будут оказывать серьезное сопротивление руководителю, который, по их словам, не позволяет им «даже дышать». Другие привыкают к такой системе руководства и порой стремятся к ее сохранению, поскольку любое их действие и желание в этом случае уже «запрограммированы». В итоге этот подстиль руководства снижает деловую и общественную активность подчиненных и в ряде случаев лишает их умения вести самостоятельную жизнь.


Непоследовательный. Это неумелый, несобранный, как правило, деспотичный руководитель. Он проявляет видимость могущества, но не уверен в себе, предпочитает выдвигать в актив более слабого, но покорного, чем более знающего, но самостоятельного. Мелочно придирчив, готов идти на компромисс, который поможет ему уйти от ответственности в случае неудачи.

2. При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности. Руководитель разрешает членам группы участвовать (и даже приветствует это) в определении содержания ее деятельности, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение; создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Все члены группы в общем виде знают все основные этапы деятельности.

_________________

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.174

Либерман Д.Дж. Психологические приемы управленца / Дэвид Дж. Либерман. – М.: Эксмо, 2010. – с.43

Когда кто-то просит совета, руководитель предлагает на выбор не один, а несколько способов достижения цели. Сотрудники разбиваются на группы по своему желанию. Руководитель старается быть объективным в своей похвале и критике их участников.

Позицию руководителя, придерживающегося демократического стиля, можно охарактеризовать словами «первый среди равных». Его власть необходима для рационального выполнения стоящих перед коллективом задач, но не основывается на приказах и репрессиях. Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним комфортно и общаются свободно и охотно. Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения.

Однако отсутствие жесткости и агрессивности подобный руководитель должен компенсировать большей, чем обычно, включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и такт — главное «оружие» руководителей, демонстрирующих этот стиль руководства.

Рисунок 3

Черты присущие авторитарной личности

Подчинение авторитета

Традиционализм

Секусуальность

Авторитарная агрессивность

Характеристики авторитарной личности

Склонность к проекции

Стремление пресекать

Деструктивность и цинизм

Суеверие и стереотипность


Сила и «твердость»

______________________

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.175

Либерман Д.Дж. Психологические приемы управленца / Дэвид Дж. Либерман. – М.: Эксмо, 2010. – с.44

3. При попустительском (либеральном) стиле руководитель участвует в организации деятельности группы и вмешивается в нее только в том случае, когда члены этой группы обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения. Материалы и информация предоставляются им только тогда, когда они просят об этом сами. Руководители, демонстрирующие такой стиль, редко делают замечания. Существуют и иные классификации стилей руководства, в которых так или иначе учтены и вышеприведенные стили. Так, Е. С. Кузьмин и его соавторы (1971), предложив расширенный вариант, выделили 5 стилей:

  1. дистанционный;
  2. контактный;
  3. целеполагающий;
  4. делегирующий;
  5. проблемно-организующий.

Л. Д. Кудряшова (1986) выделяет такие типы руководителей:

  1. «регламентатор», его идеал — полная регламентация деятельности подчиненных в должностных инструкциях и приказах;
  2. «коллегиал» видит залог успеха деятельности в коллективных формах принятия решений;
  3. «спринтер» хорошо реагирует на быстро меняющиеся управленческие ситуации, своевременно принимает решения;
  4. «объективист» главный упор делает на объективные факторы, влиянием которых объясняет успехи и неудачи;
  5. «волокитчик» старается всячески оттягивать решение проблем и выполнение указаний;

________________________

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.176

Либерман Д.Дж. Психологические приемы управленца / Дэвид Дж. Либерман. – М.: Эксмо, 2010. – с.46

  1. «максималист» не признает «мелких» проблем руководства, не удовлетворен, если подчиненный выполнил задание просто хорошо, всегда стремится к максимально достижимому и требует этого;
  2. «организатор» считает главным решение ключевых проблем, разработку эффективного и реально выполнимого плана;
  3. «хлопотун», его девиз — «руководство состоит из мелочей»; такой руководитель держит в голове множество мелких дел, пунктуален, дисциплинирован, исполнителен, однако тонет в «текущих» делах, не может отличить главное от второстепенного.

И. Ниномийя (J. S. Ninomiya, 1988) предложил следующую классификацию стилей руководства:

- «патриарх» старается обеспечить полный контроль над всеми аспектами деятельности подчиненных, от которых требуется безоговорочная исполнительность. Подчиненные не привлекаются к подготовке решений;


- «птица страус» ориентируется на свой статус, стремится избежать конфликтов, боится различий во мнениях. Для такого руководителя характерен высокий уровень компетенции; вместе с тем он более подходит на роль ассистента, поскольку ему не хватает инициативы и гибкости;

- «индивидуалист» стремится все сделать сам; подчиненные у такого руководителя обычно лишены всякой инициативы, быстро теряют интерес к делу;

- «педант» все желает знать в самых подробных деталях, выступает против коллективного принятия решений, нередко никому не доверяет;

- «политик» не показывает, что имеет собственное мнение, хорошо чувствует конъюнктуру;

_______________________

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин. – Питер. – с.54

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.176-177

- «посредник» хорошо знает людей, коммуникабелен, сторонник группового принятия решений и совместного творчества. Склонен к компромиссам в любой момент, не способен проявить волю, когда того требует обстановка;

- «прилежный бобер» сам готовит план деятельности для себя и для подчиненных, успех своей деятельности оценивает по чисто формальным показателям (числу написанных или исполненных деловых бумаг). Не ориентирован на высокий конечный результат. Главное для него — сам процесс работы.

И. Ниномийя считает, что эти стили руководства встречаются не изолированно друг от друга, а в различных комбинациях.

В создании подобных классификаций на западных психологов существенное влияние оказали представления Ф. Фишера. По его мнению, стили деятельности выделяются в зависимости от того, на что нацелен руководитель, — на решение задачи или на взаимоотношения с подчиненными. Используя этот подход, ряд психологов выдвинули свои классификации стилей руководства.

Р. Лайкерт (R. Likert, 1961) пишет о 4 стилях:

  1. Эксплуататорски-авторитарном;
  2. Благосклонно-авторитарном;
  3. Консультативно-демократичном;
  4. Основанном на участии.

Р. Херси и К. Бланшар (R. Hersey, К. Blanshard, 1982) считают, что стили руководства (лидерства) определяются «зрелостью» исполнителей: их желанием достичь поставленных целей, образованием и опытом, готовностью нести ответственность за свое поведение. В соответствии с этим они выделяют 4 стиля:

___________________

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин. – Питер. – с.54

  1. «Указания», когда исполнители незрелые, заметна высокая ориентация на задачу и низкая — на взаимоотношения;
  2. «Продажи», когда уровень зрелости исполнителей средний и они ориентированы на задачу и на взаимоотношения;
  3. «Ориентации на участие в принятии решений», когда зрелость исполнителей можно охарактеризовать как умеренно высокую, ориентация на взаимоотношения высокая, а на задачу — низкая;
  4. «Делегирования», когда уровень зрелости исполнителей высокий, а ориентация на задачи и взаимоотношения низкая.

Американские исследователи Р. Хаус, Т. Митчелл (R. Hous, Т. Mitchell, 1974) выделили 4 типа руководства:

  1. Поддерживающее руководство (дружеское отношение руководителя к подчиненным, интерес к их потребностям и статусу);
  2. Директивное руководство (четкая регламентация действий подчиненных, контроль за выполнением задания);
  3. Разделяемое руководство (стремление консультироваться с подчиненными и учитывать их предложения);
  4. Руководство, ориентированное на достижение (акцент на высококачественное выполнение задания).

Р. Блейк и Дж. Мутон (R. Blake, J. Mouton, 1969) выделяют 5 стилей руководства:

  1. Управление в духе загородного дома: уделяется большое внимание удовлетворению потребностей людей, что создает благоприятную почву для создания в коллективе комфортной и дружелюбной атмосферы;

___________________

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин. – Питер. – с.55

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.178

  1. Обедненное управление: прилагается минимум усилий для достижения необходимых производственных результатов;
  2. Власть — подчинение: человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени, главное — производственный результат;
  3. Организационное управление: балансирование между необходимостью в достижении производственных результатов и поддержанием на удовлетворительном уровне морального настроя рабочих;
  4. Групповое управление: производственные успехи определяются преданными своей работе людьми, взаимоотношения между которыми основаны на доверии, уважении и взаимозависимости.

М. Джеймс (М. James) указывает 7 отрицательных типов руководителей:

  1. Излишне критически настроенный руководитель, считающий, что добиться положительных результатов в работе подчиненных можно лишь в том случае, если постоянно выказывать недовольство ими. Такая манера поведения отрицательно сказывается на эффективности работы подчиненных, поскольку избыточной критикой подрывается вера людей в их возможности, нарушаются взаимоотношения, слабеет доверие и растет протест по отношению к руководителю;
  2. Излишне «патерналистски» настроенный руководитель, оберегающий своих подчиненных от всяких затруднений. Он подавляет развитие деловых качеств подчиненных тем, что снимает с них ответственность;
  3. Непоследовательный руководитель, который в течение коротких промежутков времени с легкостью меняет свои требования к подчиненным или, вопреки ранее высказанным требованиям и заданиям, заставляет их