Файл: Успешность деятельности руководителя и личностные особенности руководителя (КТО ТАКОЙ УСПЕШНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 5
Одну из первых попыток классификации типов личности руководителей предпринял К.Левин. Он предложил классифицировать руководителей по стилю управления: авторитарный, демократический, анархический.
В отечественной психологии Б. Д. Парыгин предложил основания для классификации типов руководителей: содержание деятельности; стиль руководства; характер деятельности руководителя как лидера.
По содержанию деятельности определяются: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.
____________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.99
По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) смешанный (сочетающий в себе элементы того и другого).
По характеру деятельности определяются два типа: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации.
В литературе по психологии управления отмечается, что изучение личности руководителя необходимо делать и для того, чтобы «понять личность и исправить ее на благо всего коллектива и ее самой».
Типологию руководителей рассматривают обычно в единстве с феноменами руководства и лидерства. Как отмечают М. Вудкок и Д.Фрэнсис, решающим и уникальным управленческим качеством, определяющим эффективность работы руководителя, является лидерство. В различные годы лидер группы, коллектива характеризовался по-разному.
До 50-х гг. XX в. считалось, что лидером может быть человек с определенным набором качеств — ораторскими способностями, целеустремленностью, настойчивостью и т.д.
В 50 — 60-е гг. XX в. была выдвинута концепция, что лидером может быть человек, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы, в связи с чем в максимальной степени отвечает социальным ожиданиям членов группы.
В 60 — 70-е гг. XX в. развивалась концепция ситуативного подхода, т.е. считалось, что лидером может стать человек, который максимально отвечает требованиям текущей ситуации, способен в определенных условиях возглавить группу, повести ее за собой.
Лидерство в системе межличностных связей в коллективе представляет собой отношение доминирования и подчинения, причем ведомые люди следуют за лидером добровольно.
________________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.98-99
Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей, при этом влияние лидера, носящее психологический характер, может принимать разнообразные формы.
Результаты социально-психологических исследований свидетельствуют о том, что эффективное управление организацией возможно только в том случае, когда руководитель коллектива одновременно является и лидером. Необходимо заметить, что наличие руководящей должности не подразумевает автоматически лидерства.
В 80-е гг. XX в. предметом особого интереса в психологии управления стало изучение эффекта «привлекательности» лидера — так называемой харизмы. Этот феномен связан с наделением личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.
С позиции коллектива функции неформального лидера сводятся к двум основным. Он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения. Неформальный лидер также мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.
Понятия руководства и лидерства не являются однозначными. Руководитель — официальное должностное лицо государственной или общественной организации, наделенное правами и полномочиями по принятию управленческих решений, несущее персональную ответственность за положение дел в организации и в подчиненном трудовом коллективе.
Лидер — это личность, стихийно выдвигающаяся или выдвинутая группой (коллективом) на роль неофициального руководителя, способная регулировать внутригрупповые межличностные отношения, объединять
__________________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.99-100
людей и направлять их деятельность на достижение какой-либо цели. Наиболее оптимальным вариантом считается сочетание у руководителя качеств лидера и администратора.
Лидерство — способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей, — необходимо для эффективного управления.
Чтобы руководить, необходима власть. Власть — это способность влиять на поведение людей. Она необходима для эффективности организации, потому что часто руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти или есть, но очень слабая. В основе осуществления власти лежат принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции. Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение, социально-культурные ценности.
Многообразие лидерских черт и качеств, присущих руководителю, Л.А.Петровская объединяет в следующие десять типов.
«Соверен» (патриарх). Лидер в образе строгого, но любимого руководителя способен вытеснить отрицательные эмоции и внутреннюю неуверенность в себе. Его любят и почитают.
«Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию черт, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель этих стандартов. Вожак демонстрирует силу, ему стараются подражать, особенно в плане внешних взаимодействий.
«Тиран». Становится лидером потому, что внушает окружающим чувство повиновения, безотчетного страха. Его считают самым сильным, волевым. Лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, и его обычно боятся, подчиняются ему.
____________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.100-101
«Организатор». Он выступает для членов трудового коллектива как сила для поддержания самоутверждения и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, и его уважают.
«Соблазнитель». Становится лидером, играя на слабостях других членов трудового коллектива. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям, предотвращая конфликты, снимая напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.
«Герой». Жертвует собой ради других, проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря храбрости другие ориентируются на него, видят в нем олицетворение справедливости. Он способен увлекать за собой людей.
«Дурной пример». Выступает как источник эмоционального заражения различного рода негативом для бесконфликтной личности, следующей за ним к сомнительной цели.
«Кумир». Он влечет, притягивает к себе, заражает окружающих положительными эмоциями; его любят, боготворят и идеализируют.
«Изгой». Лицо, отвергнутое своим социальным окружением и поддерживаемое группой под влиянием чувства негативизма, протеста.
«Козел отпущения». Личность, на которую постоянно сваливают ответственность за все (преимущественно негативное) происходящее в руководимом им коллективе.
Два последних типа лидеров — это по существу антилидеры. Иногда группа (коллектив) объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, поскольку пропадает общегрупповой стимул.
________________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.101
Психологическое оценивание личности руководителя позволяет более эффективно осуществлять аттестацию руководящих кадров, отбор способных руководителей и выдвижение их в резерв для занятия более высокой руководящей должности, а также составление и реализацию программы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей.
________________________
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.101
Деятельность руководителя по преодолению психологических барьеров
Психологические барьеры — совокупность действий, ожиданий и эмоциональных переживаний работников, у которых скрыто или явно выражаются негативные социально-психологические состояния, вызванные инновациями.
Ученые различают социально-экономические, организационно-управленческие и технико-технологические инновации.
Социально-психологические аспекты процесса внедрения нововведений связаны с феноменом восприятия их различными людьми и соответственно выработки определенного поведения по отношению к ним.
Исследования психологов показывают, что всех людей, занятых на производстве, по их отношению к нововведениям можно подразделить на следующие типы:
1. Новаторы — люди, для которых характерен постоянный поиск возможности усовершенствования производства.
2. Энтузиасты — люди, которые принимают новое независимо от степени его проработки, обоснованности, возможностей использования, полезности. Для энтузиаста новинка ценна сама по себе.
3. Рационалисты — это работники, принимающие новаторские предложения только после тщательного анализа их полезности (этот тип людей наиболее оптимален для работы в условиях рынка).
4. Нейтралы — могут действовать в зависимости от того, что им приказали или как на них повлияли.
5. Скептики — люди, которые не склонны на слово верить ни одному, даже полезному предложению, очевидному для всех (могут стать хорошими контроллерами).
____________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.110-111
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь [www.koob.ru]
6. Консерваторы — в принципе такие же, как и скептики, но только скептицизм практически не имеет границ. Они постоянно сомневаются.
7. Ретрограды — схожи с консерваторами. Ретроград обращен в прошлое.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в сознании консерваторов и ретроградов, активно не принимающих нововведения, возникают психологические барьеры. Психологи предлагают рассматривать деятельность руководителей по преодолению психологических барьеров согласно двум вариантам моделей (рис. 4, 5).
Другими словами, преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют: 1) учет установок, ценностных ориентации, этических норм поведения ее участников; 2) применение социально-психологических методов активного обучения работников для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации.
Рисунок 4
Модель нововведения (первый вариант)
Изменение установок
Заблокирование новых установок
Разблокирование сложившихся установок
Процесс адаптации – усвоение новых знаний
Новшество должно стать постоянной частью сознания личности
Принуждение и убеждение на приобретение новых знаний
____________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.111
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь [www.koob.ru]
Рисунок 5
Модель нововведения (второй вариант)
Новшество должно стать постоянной частью сознания личности
Процесс адаптации – усвоение новых знаний
Изменение установок
Заблокирование новых установок
Принуждение и убеждение на приобретение новых знаний
Разблокирование сложившихся установок
Модель нововведения
Начиная с 50-х годов двадцатого века выдвигалось множество концепций каким должен быть лидер. Единого мнения нет. Есть лишь повторяющийся набор качеств, которые должны быть присущи руководителю. На мой взгляд, руководителем может быть каждый человек, который задался целью и стремится к её выполнению.
____________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.111