Файл: Успешность деятельности руководителя и личностные особенности руководителя (КТО ТАКОЙ УСПЕШНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 5
Неуспешные руководители характеризуются прежде всего отрицательными личностными свойствами: высокомерием, эгоистичностью, надменностью, мстительностью, несамостоятельностью, стремлением досаждать, неумением держать дистанцию, склонностью к принуждению и мелочной опеке, бесчувственностью, грубостью, излишней амбициозностью (М. Lombardo et al., 1988; Hogan et al., 1994).
В.И. Шуванов в книге «Социальные аспекты менеджмента» отмечает, что в организации ролевые функции руководителя как практического психолога и воспитателя следующие:
______________________
Либерман Д.Дж. Психологические приемы управленца / Дэвид Дж. Либерман. – М.: Эксмо, 2010. – с.33
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.117
1. Создание благоприятных условий для самореализации подчиненных:
- удовлетворение актуальных потребностей;
- формирование эффективной мотивации к труду;
- выявление и использование способностей;
- организация труда как творческого процесса.
2. Обучение и развитие карьеры работников:
- повышение уровня профессионального мастерства;
- планирование и развитие карьеры;
- привлечение к участию в управлении;
- делегирование полномочий и ответственности;
- оказание помощи в самосовершенствовании.
3. Воспитание и развитие личности работников:
- осуществление непрерывного познания и влияния на личность;
- формирование и развитие положительных качеств работника;
- устранение отрицательных качеств работника;
- стимулирование и развитие творческих способностей. Менеджер должен быть не только психологом и педагогом, но и психотерапевтом как для самого себя, так и для других. Можно рекомендовать пять правил психотерапевта А.В.Алексеева:
1. Соберись. Умей полностью включиться в дело, которое предстоит начать, и доведи его до конца.
2. Выключись. Успокоить себя можно, переключившись на что-то интересное (кино, театр, литература). Можно думать о чем-нибудь очень приятном: красивых картинах, закате солнца, самом счастливом и радостном дне жизни.
3. Не злись. Большинство людей после неудач злятся на себя и других.
___________________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.118
Психология менеджмента: практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.- с.257
Злость — эмоция, неблагоприятная и даже вредная. «Не злитесь зря и долго», — писал Д. Карнеги. Злость уносит много здоровья и счастливых минут жизни.
4. На любые помехи, трудности, неудачи отвечайте мобилизацией всех своих сил. Мобилизуйтесь быстро и эффективно. Важно воспитывать в себе умение на любую трудность отвечать не злостью, а мобилизацией внутренних сил.
5. Мобилизация сил в конце дела особенно важна. Именно в те моменты, когда человек, заканчивая дело, считает, что все трудности позади, могут возникнуть срывы.
Обязательно попробуйте выполнять данные рекомендации. Помните: овладение собой — путь к «овладению» другими.
Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.
Менеджер должен владеть ситуативным стилем управления, т. е. гибко учитывать уровень психического развития подчиненных (рис. 33).
Расположив человека к себе, руководитель с большей вероятностью может добиться принятия своей позиции. Предлагаются следующие психологические приемы, которые способствуют расположению к себе подчиненных.
- Прием «Имя собственное»: называть человека по имени.
- Прием «Зеркало отношения»: добрая улыбка, приятное выражение лица.
- Прием «Золотые слова»: говорить комплименты. «Прием «Терпеливый слушатель»: учиться внимательно слушать собеседника.
- Прием «Личная жизнь»: интересоваться личной жизнью подчиненных; оказывать посильную помощь.
__________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.118
Рисунок 2
Формы управленческого поведения в зависимости от уровня сотрудников
Формы управления поведения в зависимости от уровня сотрудников
Четкие указания
Низкий
Контроль
Поощрение и наказание
Указания
Средний
Инструктаж
Поощрение
Наказание
Консультации
Поощрение
Инициативы
Хороший
Ограничение прямых указаний и контроля
Общение
Вознаграждение
Высокий
Передача полномочий
_________________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.119
Сознательное и умелое использование ряда приемов позволяет выработать аттракцию в управленческом общении и повысить эффективность руководства.
Кроме того, для расположения к себе подчиненных руководителю необходимо проявлять искренний интерес к людям, понимать достоинства других, принимать их, уметь похвалить достоинства подчиненного, не осуждать людей, а постараться понять, почему они так поступают, быть доброжелательным, приветливым, учитывать желание и вкусы собеседника.
Квалифицированный руководитель всегда проявляет уважение к мнению другого человека, пытается поставить себя на место подчиненного, прежде чем указать тому на его ошибку. На пути управленческого мастерства могут возникнуть психологические барьеры:
- боязнь новых ситуаций;
- боязнь уязвимости;
- неверие в собственные силы;
- недостаточные умения и навыки.
С целью устранения возникших барьеров психологи рекомендуют внести следующие изменения на пути профессионального роста:
- выявить все действующие силы;
- повысить мощность сил;
- добавить новые силы;
- ослабить силы, противодействующие переменам;
- устранить некоторые силы.
Кодекс взаимоотношений руководителя с членами трудового коллектива и семь правил риска широко используются в литературе и практической деятельности руководителей разных уровней.
___________________________
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.119-120
Одинцов А.А.. Управленческая психология. / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. – 2-е изд. – М.: «Академия», 2010. – с.146.
Стили, способы руководства, их эффективность
Поскольку руководство людьми является одним из видов профессиональной деятельности, а именно управленческой, его стили тоже можно рассматривать как особую категорию профессиональных стилей деятельности.
Понятие о стилях руководства предложил К. Левин, который изучал их вместе со своими сотрудниками Р. Липпит и Р. Уайт (С. Levin, R. Lippett, R. К. White, 1939) при руководстве детским коллективом. Ими выделены 2 стороны руководства: содержание решений, предложенных лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений.
С тех пор изучению стилей руководства в социальной, педагогической и спортивной психологии уделяется большое внимание. Особенно интенсивно этот вопрос изучался в нашей стране в 1970-1980-е гг. (В. Г. Афанасьев, 1977; И. П. Волков, 1973; А. Л. Журавлев, 1983; А. А. Русалинова, 1980, и др.).
С точки зрения А. А. Русалиновой (1980), стиль руководства — это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, личных особенностей руководителя.
Взаимодействие руководителя с подчиненными предполагает:
- выбор задач, принятие решений;
- организацию группы и выбор методов побуждения;
- осуществление контроля;
- установление взаимоотношений с подчиненными;
- регуляцию информационных потоков;
- установление обратной связи с коллективом;
- взаимодействие с общественными организациями.
_______________________
Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин. – Питер. – с.53
Психология менеджмента: практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.- с.50
Эти функции могут осуществляться разными руководителями совершенно различным образом, в связи с чем и говорят о стилях руководства. По А. А. Русалиновой, характеристики стиля таковы:
- активность — пассивность;
- единоначалие — коллегиальность в принятии решений;
- директивный — попустительский характер воздействий;
- ориентация на позитивную — негативную стимуляцию;
- дистантные — контактные отношения с подчиненными;
- централизация — децентрализация информационных потоков;
- наличие — отсутствие обратной связи с коллективом.
Они не исключают друг друга, могут сочетаться в разных комбинациях, обусловливая степень выраженности того или иного стиля.
А. Л. Журавлев и В. Ф. Рубахин (1976) под стилем руководства подразумевают индивидуально-типологические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.
Стиль руководства — это интегративная характеристика деятельности руководителя, в которой отражаются его личностные качества, взаимоотношения с подчиненными и особенности деятельности (Н. В. Ревенко, 1980).
Некоторые авторы отождествляют лидерство и руководство и, соответственно, стили первого и второго (например, А. В. Либин (2000)). С позиции многих отечественных социальных психологов, это разные социально-психологические феномены. Другое дело, что многие, стремящиеся быть лидерами, в конце концов становятся и руководителями.
________________
Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин. – Питер. – с.54
Психология менеджмента: практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.- с.51
Классификации стилей руководства. Различные авторы предлагают свои основания для описания стилей руководства:
- комплекс систематически используемых методов принятия решения (И. П. Волков, А. Л. Журавлев, А. А. Русалинова и др.);
- совокупность типичных и относительно устойчивых методов и приемов воздействия руководителей на подчиненных, т. е. стиль общения;
- личностные качества руководителя, обусловливающие выбор тех или иных приемов и методов деятельности (Д. П. Кайдалов, Е. И. Сулименко, 1979; Д. Каунд [D. М. Cound, 1987]);
- совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным (Дж. Перселл П. Purcell, 1987]);
- ориентация на производственные задачи либо на человеческие отношения в коллективе (Ф. Фидлер [F. Fiedler, 1967]);
- представления о человеческой природе как таковой (Д. МакГрегор [D. MacGregor, I960]).
Например, Д. Макгрегор разработал 2 модели руководителей — X и У. В соответствии с первой моделью (X) руководитель должен непременно обладать чертами диктатора, поскольку полагает, что:
- люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей;
- работников нужно заставлять трудиться, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться выполнения стоящих перед организацией целей;
- люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.
Руководитель, соответствующий модели Y, исходит из прямо противоположных представлений:
__________________________
Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е.П. Ильин. – Питер. – с.54
- людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;
- большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах; они также заинтересованы в достижении общих целей;
- многие не только не избегают ответственности, но, напротив, стремятся к ней;
- способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только избранным руководителям;
- поощрение является наилучшим способом для того, чтобы вдохновить людей на выполнение задач, стоящих перед организацией.
Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространена та, которая корнями уходит в представления К. Левина. Согласно ей выделяются: 1) автократический (авторитарный), 2) демократический и 3) либеральный (попустительский) стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участия его и руководимого им коллектива в принятии решений.
1. Автократический (авторитарный) стиль подразумевает жесткое руководство — распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого руководитель определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия (рис. 3).
Для этого стиля характерны четкая постановка целей деятельности, энергичная форма распоряжений, приказаний, нетерпимость ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Члены группы у такого руководителя постоянно находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи.
______________________
Шейнов В.П. Психология лидерства и власти / В.П. Шейнов. – М.: Ось – 89, 2008. – с.172
Демидова Г.В. Управленческая психология. / Г.В. Демидова. – 2-е изд. – «Академия», 2010. – с.111