Файл: Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Благотворительная деятельность имеет двойную направленность. Во-первых, предоставление информации о благотворительной деятельности компаний в СМИ играет важную роль в улучшении отношений между обществом и бизнесом, и поэтому благотворительные мероприятия используются для расширения коммуникативных отношений, положительного позиционирования перед общественностью, создание привлекательного имиджа. Внешняя социальная ответственность включает, как правило, спонсорскую и корпоративную благотворительность, охрану окружающей среды, взаимодействие с местными органами власти, особенно в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями.

Во-вторых, для крупных предприятий внутреннее освещение благотворительных акций может быть даже значительнее, чем внешнее, так как позволяет улучшить систему микроклимата в коллективе, создать у сотрудников ощущение собственной защищенности, радикально изменить модель поведения фирмы и менталитет ее работников и менеджеров.

Внутренняя социальная ответственность имеет место в виде повышения уровня безопасности труда, повышение размера заработной платы, обязательное медицинское страхование работников, повышения профессиональной квалификации. Распространение и углубление процессов социальной ответственности привело к необходимости публичности корпоративной информации о мерах по взаимодействию с окружающей средой и охраны природы. Предоставляется информация о размере заработной платы, количества созданных рабочих мест, расходы на научные исследования, новые технологии, затраты на обучение персонала, условий труда и безопасности производства, соблюдение трудового права и прав человека, мероприятия, направленные на оздоровление работников предприятия.

Процесс формирования концепции социальной ответственности бизнеса происходит за счет формирования национальной модели социальной ответственности, включая объединение общемировых тенденций развития в развитых странах, имеющих положительный опыт социальной ответственности компаний, а также особенностей трансформационного процесса отечественной социально-экономической системы.[23]

На практике, рыночные институты в виде собственности, капитала, максимизации прибыли, призванные координировать экономическую деятельность в рыночной экономике, оказались не способны создать эффективную основу социально-экономического устройства, при этом импортируемые институты испытывают со временем радикальное преобразование в условиях российской экономики и оказываются неэффективными. В развивающихся странах, в том числе и в России, массово демонстрировать социальную ответственность бизнеса нет необходимости, так как эксплуатация труда не ушла в прошлое, а капитал не стремится к установлению гармонии с обществом.[24]


В России социальная ответственность бизнеса имеет различные проявления, в зависимости от положения предприятия на рынке, уровня конкуренции, характера взаимоотношений с органами государственной и местной власти, наличия предвыборной компании и др.

Первая форма носит классический характер, что связано с политикой предприятия по реализации полноценного социального партнерства. Такая форма характерна в большей степени для компаний, работающих не только на российском рынке, но и зарубежных. Стремление таких предприятий к социальной ответственности вполне очевидно – это необходимость соответствовать западным критериям успешного ведения бизнеса, особенно если планируется проведение IPO на зарубежных фондовых рынках.[25]

Компании заинтересованы в легитимизации своего бизнеса в развитых странах, где социальная ответственность уже давно стала обязательным элементом «хорошего поведения» на рынке.

Вместе с тем, необходимо отметить, что транснациональные компании реализуют достаточно часто политику двойных стандартов: на рынках развитых стран они социально ответственные, на рынках стран, в том числе и России, практика корпоративной социальной ответственности используется крайне редко.

Вторая форма социальной ответственности бизнеса может быть связана с получением взамен от государства определенных привилегий, возможность разработки и добычи полезных ископаемых, предоставление выгодного государственного заказа. Закрепление за компанией совокупности элементов социальной ответственности предполагает затраты ресурсов на осуществление этих функций и воспроизведения соответствующих социальных статусов, ведет к получению определенных выгод, в том числе полезных эффектов. В развитых странах, в условиях более низкой зависимости бизнеса от государства, компании используют благотворительность и участие в социальных программах, чтобы заручиться лояльностью со стороны органов государственной власти, получить определенные неформальные преимущества перед конкурентами, налоговые льготы и другие преференции.

Третья форма носит в большей степени принудительный характер, когда социальная ответственность является проявлением обязательной благотворительности. Государство фактически заставляет предприятия заниматься такого рода деятельностью. Это связано с тем, что "чрезмерная зависимость отечественного бизнеса от власти, которая смещает акценты его социальной политики, а также общий низкий уровень конкурентности большей части внутренних рынков делает лишней (экономически неэффективной) для бизнеса борьбу за свою легитимность перед кем бы то ни было, кроме властных структур разных уровней».[26]


Социальная поддержка со стороны крупных предприятий может рассматриваться в рамках механизма социальных соглашений между руководством прибыльных производств и государственными структурами, особенно на региональном уровне. В таком случае социальная ответственность не связана с прямым давлением власти на бизнес, а является частью неформальной договоренности с руководством территории, на которой бизнес работает. Кроме традиционного обмена социальной ответственности бизнеса на привилегированный доступ к инфраструктуре, финансов, налоговых льгот, государственных субсидий, руководство предприятия получает определенный социальный капитал, являясь одновременно предпринимателем и частью управленческой элиты региона или страны в статусе депутата. Нормы поведения, направленные на сохранение статуса, поддержка иерархических связей, требует соблюдения определенных правил, лояльности властной номенклатуры, проявляется, в том числе, и в решении социальных вопросов.

Четвертая форма социальной ответственности встречается на градообразующих предприятиях.[27] Учитывая особенности деятельности таких предприятий, бизнес вынужден брать на себя неспецифические для себя социальные функции. Градообразующие предприятия вынуждены быть социально ответственными для бесперебойной работы предприятий, решения хозяйственных проблем города, главным образом из-за самоустранения государства от решения данных проблем. Тем более, что в конечном счете сотрудничество с местными властями и гражданским обществом оказывается гораздо более успешным.

Для российских компаний социальная ответственность преимущественно носит разовый характер, направленный на улучшение репутации, без желания (часто и возможности) рассматривать данный процесс как длительный и непрерывный, наконец, отсутствует конструктивная, взаимовыгодное взаимодействие работодателей и наемных работников. Развитие этого процесса в России имеет многочисленные барьеры, тогда как искусственные, так и естественные. В национальном хозяйстве России в определенной степени представлены все уровни реализации концепции социальной ответственности. В то же время существующую систему социальной ответственности невозможно назвать гармоничной, поскольку многие ее элементы не возникли в ходе эволюционного развития рыночных отношений, а остались в наследство от советской системы социального обеспечения. Механизмы социальной ответственности, возникших вне предпринимательской культуры, оказались в большинстве случаев нежизнеспособными в условиях рыночной системы хозяйствования.[28] Представление владельцев предприятия о социальной ответственности имеет далеко не однозначную трактовку, что ведет к имитации реального процесса спонсорской помощью, отдельным социальным инвестированием с целью формирования положительного образа перед государством. Органы власти, как на государственном, так и региональном уровне, рассматривают институт социальной ответственности как элемент дополнительного налогообложения бизнеса, как источника пополнения бюджета путем делегирования ему социальных функций, которые плохо решаются властью. Гражданское общество в России не имеет достаточной зрелости, активности, характеризуется сильной фрагментацией, и это не позволяет обеспечивать достаточного высокого уровня воздействия на субъекты бизнеса по расширению диапазона социальных программ. Функциональная узость социальной ответственности, непонимание его сути, возможно и нежелание, ограничивают сферу реализации к границам социального партнерства, взаимодействия руководства и профсоюзов предприятия по решению вопросов трудовых отношений.


Проблемы распространения института социального партнерства в России, наряду с субъективными факторами, имеют и объективные причины, связанные с трансформационными процессами национальной экономики. На успешность функционирования института социальной ответственности бизнеса в Россиии негативно влияют непрерывные действия перераспределения собственности в виде рейдерства, в силу незавершенности процесса первоначального накопления капитала. Отсюда происходит стремление максимизировать прибыль в краткосрочной перспективе, заниматься решением только текущих проблем и не думать о стратегических задачах развития. В итоге, уровень мотивации к массовому внедрению института социального партнерства в России остается крайне низким.[29]

Кроме того, существует совокупность общеэкономических факторов и рисков, влияющих на принятие решения о социально ответственное поведение предприятия. Социальная ответственность уменьшает шансы предприятия на достижение финансового успеха, ограничивает возможность получения большей прибыли, тем самым приводит к нарушению достижения главной цели коммерческой деятельности - принципа максимизации прибыли. Реализованные предприятием социальные меры, с одной стороны, оказывают населению определенные общественные блага, которые не может предоставить государство, с другой стороны, подобные шаги являются с экономической точки зрения затратами, которые необходимо компенсировать за счет прибыли предприятия, или, что более вероятно, за счет потребителя, путем повышения уровня цен на производимую продукцию. Несмотря на, в целом положительный зарубежный опыт развитых стран, в развивающихся странах до сих пор отсутствует экономическое обоснование существования тесной взаимосвязи между проведенными социальными мерами бизнесом и улучшением финансовых результатов.

Стремление компании к решению социальных вопросов может столкнуться с проблемой отсутствия необходимого опыта в решении социальных вопросов. В свою очередь это требует дополнительных затрат на привлечение необходимых специалистов, тщательного изучения решаемой социальной проблемы, в конце концов, требует тесного сотрудничества с государственными и общественными институтами. "Процесс моделирования корпоративной социальной ответственности бизнеса в реалиях российского общества требует определенной координации и мотивации, а затем активного участия в нем государства, которая должна определить это явление как желаемое поведение для бизнеса и разработать комплекс соответствующих поощрений и законодательных норм».[30]


Несмотря на достаточно большой период существования института социальной ответственности в России, преимущественно имеет неформальный характер, так как отсутствует полноценная законодательная база. Отечественная система регулирования данного процесса не соответствует ни международной практике, ни реальным запросам социально-экономической политики как государства, так и предпринимательского сектора. Вполне закономерным является использование международных стандартов социальной ответственности, обобщающие опыт развитых стран, оценивают состояние компаний в мире, но вместе с тем, необходимо делать поправку на низкую конкурентоспособность российской экономики и избегать слишком жестких требований к бизнесу. В России, нормативные документы в сфере социальной ответственности бизнеса не создают целостную систему. Одной из задач формирования внутренней политики в сфере социальной ответственности бизнеса, которая должна быть отражена в корпоративном кодексе, является набор приоритетов, составление и организация совокупности принципов и правил социально ответственной деятельности на основе связей со всеми заинтересованными лицами".[31]

В России низкий уровень распространения социальной ответственности связан также с самим характером получения прибыли предприятиями. Экономическая прибыль ведущих российских предприятий достигается за счет наличия в их распоряжении экономической власти, административного ресурса, доступа к бюджетным средствам, несовершенной конкуренции на внутреннем рынке, искусственного завышения цен на производимую продукцию, занижение уровня оплаты труда, сокращение объема социальных расходов. Именно такие факторы выступают основой конкурентного преимущества.

Большее распространение социальной ответственности может способствовать инновационная активность, использование новых технологий, создание новой продукции, в результате прибыль предприятия формируется за счет сокращения расходов, повышения конкурентоспособности, формирование новых рынков товаров или услуг. Именно такой путь развития имеет большее распространение в развитых странах, и как следствие, высокий уровень социальной ответственности бизнеса.[32]

Но такой вариант развития российской экономики сегодня кажется мало вероятным, так как требует долгосрочных финансовых затрат, кроме этого достаточно рискованный