Файл: Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Тема социальной ответственности сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа ко социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих компаний.

В последние годы получает распространение практика участия хозяйствующих субъектов в решении актуальных социальных проблем на федеральном и региональном уровнях, что является одним из важнейших ресурсов для повышения уровня социальной стабильности в обществе. В основе такой практики лежит принятие ценностей и принципов социальной ответственности бизнеса. Вмешательство большого бизнеса в социальные нужды стает все более и более актуальной задачей для современного российского общества.

Социальная ответственность бизнеса - это ведение бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находиться. Это создания рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества и многое другое поддерживающие социальный статус в стране.

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса, особенно это касается трудовой деятельности. Выбор темы работы обоснован тем, что реализация права на достойные условия труда и справедливое вознаграждение за труд на сегодняшний день являются одной из социальных проблем в нашей стране. Ответственность бизнеса на трудовом рынке реализует мероприятия по охране труда и реализацию права на достойный уровень жизни граждан. В последние годы на национальном рынке труда для регулирования трудовых отношений как одна из форм вознаграждения за труд все более активно используется социальный пакет, под которым в широком смысле следует понимать предоставление работодателем работнику материальных благ в виде льгот, компенсаций, привилегий и социальных гарантий сверх размера принадлежащей ему основной заработной платы.

Таким образом, актуальным на сегодняшний день будет рассмотреть более подробно социальную ответственность бизнеса на рынке труда, как одно из условий обеспечения социальных гарантий на рынке труда и успешного управления бизнесом.


Целью работы является определение социальной ответственности бизнеса и характеристика проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда.

В связи с целью работы поставлены следующие задачи:

- определить понятие «социальная ответственность бизнеса» и дать характеристику основным аспектам этого понятия;

- определить роль и преимущества социальной ответственности компаний;

- рассмотреть социальную ответственность бизнеса в России;

- охарактеризовать социальную ответственность предприятий на рынке труда.

Предметом курсовой работы является совокупность социально-трудовых отношений между работниками и работодателями.

Объект исследования: социальная ответственность бизнес-структур.

Информационная база курсовой работы включает: труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме социальной ответственности бизнеса, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Структура курсовой работы. Цели и задачи исследования обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса.

1.1. Понятие социальной ответственности бизнеса.

Социальная ответственность - это новый уровень развития общества, новая стратегия и концепция, которая интегрирует в себе национальную стратегию, общие человеческие ценности и этическое поведение бизнес-организаций, потребителей, работников, органов власти, институтов гражданского общества, научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Сегодня большинство стран мира привлекаются к концепции социальной ответственности как на местном, региональном, так и на государственном уровнях.

На сегодня общепринятым определением социальной ответственности есть такое: «социальная ответственность это ответственность организаций за влияние своих решений и действий на общество и окружающую среду, что реализуется путем прозрачного и этического поведения, которое согласуется со стабильным развитием, здоровьем и благосостоянием общества; отвечает интересам групп и заинтересованных лиц, соответствует действующей нормативной базе и соответствующим международным обязательствам и является интегрированным в деятельность и стратегию развития организации или компании и осуществляется в повседневной деятельности».[1]


Социальная ответственность бизнеса распространена среди стран Европы. В одних странах она интегрирована в общественную политику (Дания, Франция, Финляндия, Швеция), в других - социально ответственные практики является исключительно прерогативами компаний (Греция, Ирландия, Нидерланды, Словения).[2] В Европейском Союзе основная роль социальной ответственности бизнеса заключается в поддержке устойчивого развития компаний, что приводит к улучшению ситуации на рынке труда, а также качества продуктов и услуг, предоставляемых компаниями.

Основными характеристиками социальной ответственности бизнеса является добровольность; интегрированность в бизнес-стратегию организации, компании; системность; польза для всех заинтересованных сторон: сотрудников, потребителей, акционеров, общества и т.д., а также для самого предприятия; вклад в процесс устойчивого развития.[3] Социальная ответственность не ограничивается благотворительностью.

Социальная ответственность бизнеса - ответственное отношение любой компании к своему продукту или услуге, потребителям, работникам, партнерам; активная социальная позиция компании, которая заключается в гармоничном сосуществовании, взаимодействии и постоянном диалоге с обществом, участия в решении острых социальных проблем.

В широком смысле социальная ответственность бизнеса может быть представлена ​​как система ценностей, мероприятий и процессов, имеющих целью распространения положительного влияния деятельности компании в экономической, экологической, социальной сферах как внутри организации, так и в окружающей среде.[4] Реализация социально ответственных стратегий должна ориентироваться не только на уменьшение и предотвращение негативных последствий деятельности, но и на достижение экономического, экологического и социального эффектов (так называемая стратегия тройного действия), что может рассматриваться как основа повышения конкурентоспособности отдельных компаний и национальной экономики в целом.

Существует два подхода понимание социальной ответственности бизнеса[5]:

1) предпринимательство считается социально-ответственным, если оно, не нарушая законов и норм государственного регулирования, увеличивает прибыль, то есть достигает запланированных экономических целей;

2) предприниматель в дополнение к экономической ответственности должен учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своего бизнеса на сотрудников, партнеров, потребителей, и также, вносить позитивный вклад в решение общественных проблем общества в целом. То есть, общество ждет от роста предпринимательства не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей.


Социальная ответственность бизнеса включает в себя процедуры и практики компаний из семи аспектов деятельности:

1) организационное управление;

2) права человека;

3) трудовые отношения;

4) этическая операционная деятельность;

5) защита окружающей среды;

6) защита прав потребителей;

7) развитие местных общин и сотрудничество с ними.[6]

Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса на сегодняшний день выступает необходимым условием его успешного функционирования. В условиях рыночного хозяйствования социальная ответственность предприятий является важной составляющей их деловой репутации, и зависит она как от целей владельца предприятия, так и от самого предприятия как организации.

1.2. Внутренняя и внешняя формы социальной ответственности бизнеса

Существует две формы проявления социальной ответственности бизнеса – внутренняя и внешняя.[7]

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести: безопасность труда, стабильность заработной платы, поддержание достойного уровня заработной платы, дополнительное медицинское и социальное страхование работников, развитие творческого потенциала работников через учебные программы и программы повышения квалификации, оказания помощи в кризисных ситуациях. То есть внутренняя форма предусматривает все социально ответственные действия руководства в отношении своих подчиненных.

Внешняя форма реализации социальной ответственности бизнеса требует от руководства таких действий: спонсорство и корпоративная благотворительность, охрана окружающей среды, взаимодействие с местной общиной и властями, готовность помогать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (изготовление качественных товаров и предоставления качественных услуг).[8]

Отметим, что преимущества социальной ответственности для бизнеса во многом зависят от приоритетов его экономического развития. Для развивающихся рынков, характерны такие сферы практической пользы социальной ответственности бизнеса:

- Совершенство экологических процессов - рост производительности и доходов, экономия расходов с использованием экологически безопасного оборудования;


- Формирование репутации предприятия - повышение ценности бренда, экономия ресурсов на налаживании связей с органами власти и контроля;

- Человеческие ресурсы - экономия ресурсов на привлечение и удержании квалифицированных специалистов;

- Доступ к новым рынкам - стандартизация согласно международным критериям (ISO и т.д.);

- Эффективное управление рисками - своевременный и оперативный доступ к информации по компетентных источников и возможность быстро реагировать на критические проблемы в регионе.[9]

Конечно, перечень вышеупомянутых бизнес-возможностей социальной ответственности бизнеса можно было бы дополнить. Однако в экономических условиях России именно эти возможности являются наиболее приемлемыми и близкими для понимания бизнеса, главным приоритетом которого все еще, в большой степени, является выживание.

Довольно часто руководство воспринимает социальную ответственность бизнеса как помощь тем, кто нуждается, или как периодическое спонсорство. Если спонсорский проект не согласуется с стратегией предприятия, то покупатель воспримет участие компании в таком проекте как еще один способ саморекламы. В таком случае основной ошибкой российских компаний является то, что социальная ответственность в деятельности многих предприятий играет роль скорее однократного, чем системного мероприятия.

Выявление социальной ответственности во всех формах сопровождается не только дополнительными затратами предприятия, но и некоторыми преимуществами и новыми возможностями для него, которые мы рассмотрим во второй главе.

Одним из самых эффективных средств реализации идеи социальной ответственности бизнеса является заключение соглашений о социальном партнерстве между корпорациями и административными, муниципальными образованиями.[10] Так, муниципальное образование обязуется содействовать экономическому развитию предприятия, а предприятие, в свою очередь - социальном развитии муниципального образования.

Обязательства обеих сторон:

 разработка и реализация совместных программ социального развития города;

 принятие мер по формированию системы управления охраной труда, промышленной безопасностью, охраной окружающей среды, экологической безопасности;

 принятие мер по решению социальных проблем (как работников предприятия, так и граждан, не являющихся сотрудниками компании);

 организация оздоровления, отдыха и временного трудоустройства детей, подростков и студентов в период каникул;