Файл: Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 проведение согласованной политики, направленной на сохранение положительной динамики развития компании и города на базе максимального использования экономических, организационных и социальных факторов, научно-технического прогресса, дальнейшего развития инвестиционной деятельности.[11]

Деятельность по социальной ответственности - сложная работа, требующая у менеджмента предприятия существенной стратегической и организационной перестройки, а также вложений, прежде всего, в специалистов этих сфер, разработка корпоративных планов и корпоративных отчетов по социальной ответственности.

Итак, социальная ответственность как функция управления бизнесом помогает сделать его эффективным с позиции процессов и понятным с точки зрения внешнего восприятия. А эффективный и привлекательный бизнес стоит гораздо больше.

Подводя итог, отметим, что социальная ответственность является важной составляющей частью эффективного управления предприятием. Причиной этого должно стать развитие отношений социального партнерства на уровне как всего общества, так и отдельных предприятий. Основной целью деятельности предприятий в социальной сфере является повышение человеческого потенциала, а важным инструментом реализации должно стать социальное планирование.

Глава 2. Роль и формы социальной ответственности бизнеса.

2.1. Место социальной ответственности в управлении организацией

К преимущества социально-ответственной политики компании следует отнести:

 укрепление репутации и имиджа компании; социальная направленность бизнеса, соблюдение кодекса корпоративного поведения и деловой этики способствуют укреплению репутации и имиджа компании в обществе и государстве; реализация внутренних и внешних социальных проектов компанией делает ее деятельность более открытой и прозрачной для общества; устанавливает партнерские связи с властными структурами, снижая тем самым представительские и рекламные расходы и закрепляя квалифицированные кадры в компании;


 повышение качества управления бизнесом; социальная активность компании способствует повышению производительности труда персонала; сокращению операционных расходов; увеличению продаж; росту лояльности клиентов;

 повышение инвестиционной привлекательности; привлечения компании в систему международной отчетности, в т.ч. и социальной, расширяет возможности: участие в международном бизнесе; привлечение инвесторов, что ведет к увеличению капитализации и открывает более свободный доступ к капиталу.[12]

По данным исследований ученых, проанализированы причины заинтересованности компаний в корпоративной социальной ответственности имеют следующий вид:

- это способствует росту положительного имиджа компании и ее рекламе;[13]

- это позволяет создать взаимовыгодные отношения с федеральной / местной властью;

- личная симпатия к организациям и людям, что в них работают[14];

- это позволяет улучшить взаимодействие с целевыми рынками («социальный маркетинг»);[15]

- это позволяет улучшить отношения с местным общественным мнением;

- это позволяет получить налоговые льготы.

Компании получают экономические преимущества от проведения мероприятий социального характера. Самыми главными экономическими и социальными преимуществами социально ответственных компаний являются: долгосрочное закрепление рабочей силы, уменьшение текучести рабочих кадров, повышение конкурентоспособности, закрепление преданности работников идеологии корпорации, повышение статуса корпорации в обществе, создание этической системы отношений внутри корпорации и тому подобное.

Польза от социально ответственного бизнеса для общества очевидна. А что это дает компании, которая ведет социально ответственный образ экономического функционирования? Распространенной ошибкой является представление, что социальные программы, которые финансируются предприятием, убыточные для бизнеса. Грамотно вложенные средства в социальные программы приносят только пользу бизнесу.

Ведь, во-первых, компания получает высокую репутацию и доброе имя. А высокая социальная репутация, в свою очередь, косвенно приносит и материальную пользу - вызывает доверие к бизнесмену, приносит новые возможности для бизнеса.

Во-вторых, социальная политика бизнеса приносит и коммерческий результат:

  • положительное влияние на рынок потребителей (содействие развитию местной спортивной команды, участие в поддержке одаренных детей, помощь ветеранам привлекает потребителей данной компании);
  • положительное влияние на акционерный капитал (акции компаний с устойчивой социальной активностью быстрее находят своих владельцев, что приводит к росту капитализации компании);
  • привлечение к работе высокопрофессиональных специалистов (ведь та компания, которая ведет внешнюю социальную политику, стабильно проводит внутренние социальные программы);
  • содействие развитию интереса со стороны потенциальных инвесторов (если ведение социальных программ сопровождается ростом прозрачности в деятельности компании с использованием форм социальной отчетности);
  • другие выгоды.

Осуществление социальных проектов расширяет партнерские связи:

  • в бизнес-среде (поставщики, страховые компании, рекламные агенты, банковские служащие);
  • с органами государственного управления (соответствующие направления программ министерств и местных администраций);
  • с негосударственными организациями, осуществляющими аналогичные социальные проекты и выполняют программы компании[16].

Аргументы в пользу социальной ответственности:

- Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы; даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия;

- Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем; поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды;

- Моральное обязательство вести себя социально ответственно; предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением.

Аргументы против социальной ответственности;

- Нарушение принципа максимизации прибыли; направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли;

- Расходы на социальные потребности; средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками; в конечном счете эти затраты переносятся на потребителей в виде повышения цен;

- Недостаточный уровень отчетности широкой публике; до тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.[17]

Более детальное разветвления направлений социально ответственного бизнеса определены в моделях:

Американская модель - характеризуется добровольными инициативами, финансированием различных проектов и программ, благотворительностью, меценатством, спонсорской поддержкой; данная деятельность поощряется обществом и государством (в частности, компании, которые принимают активное участие в реализации социальных программ, освобождаются от ряда налогов, закреплено законодательно)[18];

Европейская модель - отличается от американской тем, что социальная активность бизнеса регулируется государством; в результате чего ее признают скрытой формой корпоративной социальной ответственности;


Британская модель - это сочетание американской и европейской моделей; а именно, как и в американской модели здесь имеется значительная активность компаний в реализации собственных социальных программ; признаки европейской модели проявляются в активной государственной поддержке бизнеса;

Японская модель - более ориентирована на внутреннюю среду предприятия и базируется на системе «пожизненного найма» и соответствующих условиях управления персоналом[19];

Российская модель - еще не сформирована до конца и находится на стадии своего развития.

Понятие социальной ответственности бизнеса в России отличается от западного, прежде всего тем, что большая часть субъектов хозяйствования рассматривает данный вопрос чисто в правовом разрезе. В отличие от "добровольности" западного подхода. Это обусловлено менталитетом «постсоветских граждан»: в наследство от экономической системы бывшего СССР нам осталось то, что она вообще не определяла социальную ответственность как особый вид деятельности, ведь данную функцию выполняло государство. С началом приватизации ситуация изменилась. В начале 1990-х гг., Когда речь в стране шла только об экономическом "выживании", ни о какой социально направленной деятельности никто и не думал[20]. Предприниматели не только отказывались от финансовых затрат на поддержание высокого уровня социального благосостояния своих работников или общества в целом, они даже не придерживались минимальных социальных гарантий, которые были установлены законом.

Однако, в современных условиях стабилизации, российский бизнес, особенно крупный, на добровольных позициях возвращается к возрождению традиций социальной ответственности.

2.2. Формы социальной ответственности. Социальная ответственность бизнеса в России

Развитие экономики в развитых странах сопровождалось во второй половине ХХ в. активным социальным прогрессом, изменениями в институциональной структуре и общественном сознании, постепенным смещением акцента в направлении интеллектуального труда за счет роста образованности подавляющей части населения, углубление в общественную жизнь принципов демократии, наконец, массовым распространением информации благодаря Интернету и социальным сетям. Изменения, происходящие в рыночной экономике, привели к относительному уменьшению уровня эксплуатации наемных работников, к проявлению заботы о них и общественных интересов.[21]


Институциональные причины зарождения социальной ответственности бизнеса в развитых странах связаны не со стремлением к благотворительности или социальной защиты, а прежде всего соображениями улучшения инвестиционной привлекательности, улучшение имиджа перед клиентами, укрепление репутации, повышение коммерческого успеха компаний. Бизнес был вынужден ответить на усиление давления государственных институтов и гражданского общества. Цели социальной ответственности не ограничиваются только прямой коммерческой выгодой, они также направлены на повышение социального статуса, накопления положительной репутации предприятия. Деловая репутация стала нематериальным активом бизнеса, активно влияет на прибыль предприятия. На деловую репутацию влияют многие факторы, в том числе эмоциональная привлекательность торговой марки, финансовое состояние компании, качество продукции, профессионализм руководящего состава предприятия, атмосфера, сложившаяся в коллективе, качество обслуживания клиентов, наконец, активность предприятия по реализации мер социальной ответственности.

Формы социальной ответственности бизнеса, несмотря на их разнообразие, тесно взаимосвязаны между собой, что связано с процессом их развития, адаптации к меняющимся экономическим, политическим, культурным, этическим и других социальных факторов. Институциализация этих форм ведущими корпорациями мира, приводит к гармонизации целей увеличения прибыли предприятия с общественными интересами и ожиданиями. Социальная ответственность развивается параллельно с процессами глобализации экономики, усиление демократизации, гуманизации, солидарности и сотрудничества с государством и обществом на основе равноправного диалога. Такие процессы не изменяют сущность рыночной экономики, но активизируют адаптацию бизнеса к изменяющимся социальным требованиям.

Идеи социальной ответственности непосредственно связаны с необходимостью обеспечения устойчивого развития, достижения баланса интересов между корпоративными, государственными и общественными интересами. Наиболее простой является социальная ответственность, связанная со своевременной оплатой труда, налогов, создание новых рабочих мест. Более высокий уровень ответственности предусматривает деятельность, направленную на повышение квалификации сотрудников, строительство жилья, полноценное развитие социальной сферы.[22]

Ответственность бизнеса может иметь юридическую основу за счет механизма государственного принуждения, санкций, контроля, или экономическое, реализуемой в автоматическом режиме как ответная реакция на импульсы со стороны рынка. Социально-трудовая и экологическая составляющая формируется в соответствии с требованиями закона, деятельностью профсоюзов, общественных организаций. Что касается социально-культурного и социально-гуманитарного компонента, то их можно отнести в большей степени к благотворительной деятельности, как элемент добровольных институциональных инициатив.