Файл: РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (Теоретические аспекты реорганизации юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разделение, как форма реорганизации предполагает прекращение деятельности юридического лица. С этого момента начинают деятельность новые компании, сформированные из прежней фирмы, а ее обязательства и активы передаются по разделительному акту.

Выделение – это форма реорганизации, при которой юридическое лицо не закрывается, а только создаются несколько новых организаций, которым передается определенная часть обязанностей и имущества исходной организации.

Преобразование – это реорганизация юридического лица, которая предполагает, что у предприятия изменяется организационно-правовая форма, но права и обязанности остаются прежними.

Следует отметить, что при столь широком употреблении учеными понятия «форма реорганизации юридического лица» его четкое определение не закреплено законодательством. Однако, данная правовая категория имеет огромное теоретическое и практическое значение (в частности, для разграничения форм реорганизации от схожих правовых явлений), в связи, с чем необходимо сформулировать авторское определение «форма реорганизации юридических лиц»[5].

Важно, чтобы данное определение носило обобщающий характер, то есть включало основополагающие аспекты реорганизации, такие как цель реорганизации, состав юридических фактов и последствия процедуры реорганизации.

Исходя из вышесказанного, под формой реорганизации следует понимать совокупность признаков, отражающих специфику реорганизационного процесса с точки зрения его целевой направленности на достижение определенных правовых, экономических и организационных результатов функционирования предприятия; порядка осуществления реорганизации прежде всего в аспекте набора и последовательности наступления юридических фактов; юридических последствий, связанных с изменением субъектного состава правоотношений, участником которых является реорганизуемое юридическое лицо.

Подводя итоги, следует отметить, что процесс реорганизации это сложное явление, которое требует четкого закрепления всех норм в законодательных актах. Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с реорганизацией юридических лиц, демонстрирует разногласие в толковании сущности данного института. Не выработан единый подход к реорганизации и в науке. Трудности, возникающие в процессе регулирования реорганизации, привели к верному убеждению в необходимости закрепления основных норм о реорганизации в ГК РФ.


1.2. Лица, участвующие в процессе реорганизации

Основным элементом в изучении правовых связей, возникающих в процессе проведения реорганизации, являются участники реорганизационных правоотношений. Определить состав этих участников возможно посредством ответа на вопросы о том, кто принимает решение о проведении реорганизации, кто несет риск убытков, на кого возлагается ответственность и, наконец, кто подвергается самой процедуре реорганизации. Подобный процесс позволит нам теоретически верно определить субъектный состав данного правоотношения.

Процесс реорганизации характеризуется сложным юридическим составом, состоящим из множества юридических фактов (принятие решения о реорганизации, заключение договора о слиянии (присоединении), досрочное исполнение обязательств перед кредиторами (в случаях, когда закон предоставляет такое право), составление передаточного акта, государственная регистрация реорганизации и т.д.).

А.А. Карлин в своем исследовании к субъектам гражданских отношений, возникших в процессе реорганизации, относит реорганизуемые общества, их правопреемников, акционеров, кредиторов и уполномоченных государственных органов. Органы управления юридического лица, равно как и их членов, он к ним не причисляет. Однако спорным видится его предложение о включении в состав субъектов гражданских отношений уполномоченных государственных органов, поскольку их участие сводится к осуществлению наделенных ими властных полномочий, и субъектами гражданских отношений они быть не могут[6].

Как известно, субъектом гражданского права является юридическое лицо, и никогда его органы. Соответственно, субъектом реорганизации как института гражданского права непременно является само юридическое лицо. А, следовательно, для принятия решения о реорганизации необходима воля этого юридического лица, как целостной организации.

Между тем в цивилистической науке есть приверженцы мнения о том, что субъектом можно признать органы юридического лица, обладающие корпоративными правами и обязанностями.

Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ» к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, причислены отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения).


Изучая природу отношений, в том числе возникающих в процессе реорганизации, не следует забывать об институте ответственности, поскольку посредством выявления правовой связи с последствиями в виде ответственности, можно раскрыть некие характерные черты, присущие тому или иному отношению. В частности, исследовав ответственность за незаконную реорганизацию, можно сделать выводы о том, что субъектом данного вида ответственности, а, следовательно, и субъектом реорганизационных отношений являются члены уполномоченных органов юридического лица.

Достаточно многочисленный состав субъектов процесса реорганизации называет Е.В. Рудяк. Так, автор выделяет четыре фазы проявления активности внешней формы выражения процесса реорганизации и соответственно тому указывает лиц, в них участвующих. Автор выделяет потенциальных субъектов, инициирующих реорганизацию, к которым относит совет директоров, ревизионную комиссию (ревизора), акционеров (акционера) – владельцев 10% голосующих акций общества; органы акционерного общества, акционерное общество – участников фактического начала реорганизации; исполнительные, контрольно-ревизионные органы, акционерное общество – участников перехода прав и обязанностей реорганизуемого общества; исполнительные органы и государственный регистрирующий орган – участников легитимации реорганизации.[7] Однако объяснение данной классификации в работе отсутствует. Также в данной классификации отсутствуют кредиторы реорганизуемых обществ.

Большинство авторов не признают за кредиторами статуса субъекта реорганизационных правоотношений (как материального, так и процессуального права). Анализ судебной практики показывает, что большинство споров, возникающих в процессе реорганизации, связаны с нарушением прав кредиторов. Несомненно, преувеличивать их роль в совершении реорганизации неверно, однако степень их уязвимости в подобном отношении позволяет говорить о необходимости наделения их достаточным для защиты своих интересов объемом прав, соблюдение которых будет являться одним из главных залогов успешного проведения реорганизации.

Характеризуя отношения, возникающие в процессе реорганизации, через призму субъектов, видится возможным их дифференциация на отношения, складывающиеся в процессе реорганизации и охватывающие всех участвующих в ней лиц (так называемые производные), и основные (непосредственные), характеризующие взаимосвязь реорганизуемых юридических лиц, то есть тех, кто ей подвергается (правопредшественников и правопреемников) – субъектов самой реорганизации.


Поскольку в процессе осуществления реорганизации участвуют не только непосредственно юридические лица и возникают различные правовые отношения между ними (обязательственного, корпоративного характера), следует разграничить субъектов реорганизации от лиц, участвующих в реорганизации.

Производные правоотношения также можно классифицировать по субъекту на производные − управленческие и производные – гражданско- правовые правоотношения.

Участниками производных − управленческих от непосредственных реорганизационных отношений являются: органы управления юридического лица, формирующие его волю и участвующие в организационных отношениях; участники (учредители), принимающие решение о проведении реорганизации, уполномоченные государственные органы, осуществляющие регистрационные и надзорные функции.

Участниками производных отношений гражданско-правового характера являются члены органов управления, участники и кредиторы юридического лица в отношениях по возмещению ущерба, причиненного незаконными действиями в процессе реорганизации.

Субъектами же самой реорганизации (основного правоотношения) являются реорганизуемые юридические лица и лица, созданные в результате реорганизации.

Предлагается дифференциация реорганизационных правоотношений на основные (непосредственные), опосредующие взаимосвязь реорганизуемых юридических лиц и создаваемых в результате реорганизации (правопредшественников и правопреемников) – субъектов самой реорганизации, и вспомогательные (производные) – отношения, складывающиеся в процессе реорганизации и охватывающие всех участвующих в ней лиц.

Основные реорганизационные правоотношения представляют собой отношения правопреемства между реорганизуемым(и) и вновь создаваемым(и) юридическими лицами. Основные реорганизационные правоотношения при реорганизации в форме преобразования представляют собой отношения, влекущие изменение прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении учредителей (участников).

Вспомогательные реорганизационные отношения неоднородны и могут быть классифицированы в зависимости от:

  • структуры субъектного состава правоотношений (реорганизационные отношения между участниками и реорганизуемым юридическим лицом, между участниками и кредиторами реорганизуемого юридического лица, между кредиторами и реорганизуемым юридическим лицом, между членами органов управления реорганизуемого лица и реорганизуемым юридическим лицом и т.д.);
  • правовых последствий реорганизации (гражданско-правовые (в том числе корпоративные, обязательственные, вещно-правовые).

Таким образом, в ходе изучения теоретических аспектов сделаны следующие выводы:

  • отсутствие в законодательстве четко закрепленного понятия «реорганизация» усложняет процесс реорганизации юридического лица и привод к непониманию сущности реорганизации как таковой;
  • процесс реорганизации юридического лица включает в себя осуществления различного рода процедур, которые различаются в зависимости от формы, в которой будет осуществлять реорганизации юридического лица;
  • все формы реорганизации юридического лица имеют характерные черты;
  • основным элементом в изучении правовых связей, возникающих в процессе проведения реорганизации, являются участники реорганизационных правоотношений.

Детально изучив теоретические аспекты процесса реорганизации необходимо рассмотреть практику осуществления реорганизации юридических лиц в различных формах.

Глава 2. Порядок осуществления реорганизации юридических лиц по российскому законодательству

2.1. Правовое регулирование слияния и присоединения юридических лиц

Одной из самых известных на сегодняшний день форм реорганизации в историческом плане является слияние. Одним из первых примеров проведения реорганизации в форме слияния выступает утвержденное соглашение в 1797 г. между вдовой гражданина Шелихова и иркутским купцом Мыльниковым о соединении двух компаний, а именно: Американской Северо-Восточной, Северной и Курильской, Шелихова и Голикова, и Иркутской коммерческой Мыльникова с товарищами, и подписание акта 3 августа 1798 г. Американской Соединенной Компанией.

Комментируя положение товариществ дореволюционного законодательства, Г.Ф. Шершеневич описывает два возможных случая слияния акционерных товариществ:

  • одно товарищество поглощает другое, что с юридической стороны представляет собой прекращение одного товарищества и перевод всего его имущества на имя другого;
  • оба товарищества прекращают свое существование с тем, чтобы дать место новому, принимающему активы и пассивы первых двух.