Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом основное назначение концепции заключается в своевременном и надлежащем обеспечении руководителей и специалистов всех уровней управления необходимыми сведениями об общих подходах организации и ведения бухгалтерского учета, а также особенностях принятия решений в вопросах, не регулируемых нормативными документами.

Ряд проблем, связанных с бухгалтерским учетом в России достаточно велик. Среди них: недостаточное использование в управлении и автоматизации финансового учета вычислительных работ.

При решении данной проблемы руководство организации должно учитывать, что управленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, используемую для выявления, измерения, сбора, анализа, подготовки, передачи управленческих решений в целях повышения эффективности деятельности организации.

Широкое применение в управлении финансового учета и автоматизации вычислительных операций позволит: расширить область их применения, посредством использования одной записи, осуществленной в автоматизированной системе учета для последующих экономических расчетов, в целях упрощения алгоритма; правильно составлять и анализировать бюджетную деятельность компании, а также повысить качество и эффективность ведения бухгалтерского учета и другой экономической информации.

Таким образом, движение по пути полного отрицания национальных стандартов и так называемый переход на МСФО может негативно повлиять как на качество бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций, так и на профессиональный менталитет российских бухгалтеров.

3.2. Перспективы развития бухгалтерского учета в России

Деятельность ни одного из предприятий не может быть организована без ведения бухгалтерского учета. Первостепенной задачей бухгалтерского учета считается возможность формирования достоверной и полной информации о деятельности и составе имущества организации.

Осуществляемый в наши дни процесс глобализации наделил учетный процесс совершенно иным качеством, приведя к новым проблемам и рискам. Бухгалтерский учет трансформировался таким образом, что именно эти проблемы и риски определили необходимость поиска новых теоретических и методологических конструкций, а, следовательно, развитие существующих и создание новых современных концепций учета.


Следовательно, актуальность перспектив развития бухгалтерского учета в российских условиях не вызывает сомнений. Новый подход к ведению бухгалтерского учета сопряжен с рядом проблем.

Выделим существенные проблемы, затрудняющие развитие бухгалтерского учета в нашей стране. Во-первых, следует отметить, что качество аналитического учета заметно ухудшилось, что, несомненно, влияет и на достоверность предоставляемой отчетной информации. Во-вторых, идет процесс упрощения затрат на производство. В-третьих, отечественная школа учета также претерпела некоторые изменения, а, в частности, наблюдается заметное снижение методологического потенциала и рост научных кадров, не рассматривающих реальные проблемы бухгалтерского учета в практической деятельности. В-четвертых, значительно занижена роль бухгалтерского учета, идет соотнесение в качестве дополнительного элемента, обслуживающего финансовый рынок. В качестве основного направления развития бухгалтерского учета российские ученые считают приближение отечественного учета к принципам, закрепленным в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).

Преобразование российской учетной практики в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предусматривает следующий диапазон процедур по ее применению [16, с. 43]:

- развитие нормативно-правового регулирования;

- формирование нормативных стандартов;

- кадровая и методологическая подготовка;

- организация международного сотрудничества в данной сфере.

МСФО даст возможность российским организациям обеспечить сотрудничество с международными организациями, повысить инвестиционный интерес западных партнеров, применять процедуры аутсорсинга, осуществлять публикацию финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Также следует отметить, что введение санкций в отношении России оказало воздействие на деятельность многих крупных российских компаний, ограничив определенные аспекты их сотрудничества с иностранными партнерами. Поэтому, и политический ракурс поднимает вопрос о целесообразности внедрения стандартов МСФО в российской системе учета.

Следовательно, внедрение стандартов МСФО в современных условиях требует тщательного обоснования необходимости, а также требует выделения определенного типа компаний, которым использование этих стандартов действительно нужно. Во внедрении стандартов существует необходимость именно у крупных компаний, которые уже имеют доступ к иностранному рынку или стремятся его получить.


Несмотря на обусловленную необходимость внедрения международных стандартов финансовой отчетности, противодействуют данному процессу: противоречивость российского законодательства: существующие различия между положениями и требованиями РПБУ и МСФО; затратность процесса реформирования. Замедляют данный процесс и субъективные факторы, а, в частности, непрозрачность финансовой отчетности многих крупных отечественных организаций. Низкий уровень квалификации работников, осуществляющих организацию учетной работы согласно МСФО также одна из главных проблем внедрения международных стандартов финансовой отчетности, как в нашей стране, так и за рубежом.

Наиболее действенным представляется обучение в процессе непосредственного внедрения международных стандартов финансовой отчетности в организации. При исследовании проблем развития отечественного бухгалтерского учета немаловажно выделить и проблемы в системе учета малых предприятий. В качестве основной методологической проблемы здесь необходимо отметить существование параллели между бухгалтерским и налоговым учетом.

До момента введения федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете» подобная проблема была актуальной для организаций, работающих по общей системе налогообложения. При расчете налога на прибыль возникала проблема отнесения той или иной операции к числу налогооблагаемых, поэтому данные по учету реализации и налоговых обязательств могли не соответствовать друг другу в текущем учете и в формах отчетности. Приведение к оптимизации налогового и бухгалтерского самоконтроля даст возможность унификации учетной политики и позволит минимизировать существующие расхождения в налоговом и бухгалтерском учете. Для подобной оптимизации необходимо совершенствование следующих методик: установления срока полезного действия основных средств; расчета доходов и расходов предприятия по статьям и группам; указания допустимой стоимости различных видов ресурсов; расчета себестоимости производства продукции; исчисления финансового итога предприятия до и после налогообложения; начисления резерва по сомнительной дебиторской задолженности; создания резервных фондов, определения направлений и очередности их использования и других методик.

Процесс совершенствования учетной политики малого предприятия предполагает установление соответствия налогового и бухгалтерского учета не только на уровне предприятия, но и на законодательном уровне, поскольку лишь малая часть хозяйственных операций может быть адаптирована под налоговый и бухгалтерский учет. В целях оптимизации системы учета малых предприятий предусматривается приведение учетной политики в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Учитывая роль субъектов малого предпринимательства в развитии отечественной экономики, Совет по МСФО приступил к разработке отдельного упрощенного стандарта для малых предприятий. В данный момент использование МСФО в малом предпринимательстве целесообразно по следующим причинам: формирование отчетности в соответствии с МСФО позволяет привлекать средства зарубежных инвесторов, выходить на рынки альтернативного финансирования; отчетность, составленная по МСФО, обладает высокой информативностью, что дает возможность решить проблемы повышения качества управленческого учета и управления предприятием в целом. Министерством финансов России разработан план по развитию бухгалтерского учета и отчетности на основе международных стандартов финансовой отчетности.


В перспективе запланирован ряд следующих мероприятий: синтез и расширение опыта применения международных стандартов финансовой отчетности; официальный перевод международных стандартов финансовой отчетности на русский язык; организация содействия иностранным национальным органам регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Выше сказанное дает возможность сделать вывод, что перспективы развития бухгалтерского учета в России непосредственно обусловлены сближением с международными стандартами финансовой отчетности. Данный процесс сопряжен с рядом сложностей, сопровождающих реформирование отечественной системы учета, он не произойдет мгновенно и станет итогом взаимозависимых действий для достижения конечного результата. Однако, переход на международные стандарты финансовой отчетности обеспечит отчетность российских компаний такими важными характеристиками как: ясность, сравнимость, безопасность. Данные условия приведут к снижению издержек, затрачиваемых пользователями информации при ее анализе. Что, в свою очередь обеспечит главное преимущество российской системы учета - позволит увеличить эффективность управления и прозрачность российских компаний; больший объем информации, доступный инвесторам, снизит риск зарубежного инвестирования; использование международных стандартов финансовой отчетности укрепит систему корпоративного поведения, что даст возможность грамотного общения с инвесторами, акционерами и другими участниками рынка.

Таким образом, развитие российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, несомненно, станет основным фактором при выстраивании экономических отношений между нашей страной и мировым сообществом.

В современных условиях развития рыночной экономики и преодоление последствий кризисных явлений особое значение приобретают исследования по поиску эффективных механизмов развития национальной экономики и соответственно национальной системы бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет выступает одной из ключевых составляющих, состояние которых может, как замедлить, так и обеспечить развитие экономики. При этом странам с современной рыночной экономикой, необходимо наличие бухгалтеров, которые способны не столько вести учет свершившихся хозяйственных операций, сколько принимать решения на основании глубокого понимания основных экономических принципов и использовать передовые информационные технологии учета.


Главным фактором методологии организации бухгалтерского учета и составления отчетности должно быть объективное отражение экономического и финансового состояния предприятия, что особенно важно в современных условиях рыночных отношений [16, с. 46].

Создание новой организационной структуры бухгалтерского учета требует большой информационной составляющей. Организация и обеспечение этой составляющей должно быть основано на научном подходе, который должен определить существенные направления и пути изменений структуры бухгалтерского учета в соответствии с изменениями класса собственников и пользователей информации. На современном этапе уже определился круг пользователей бухгалтерской информации, однако недостаточно четко определились приоритеты, значимость и объем бухгалтерской информации, которая должна быть предоставлена тому или иному пользователю. В рыночных условиях действует большое количество внешних пользователей, которым требуется соответствующая и точная информация о предприятии и его финансовом состоянии.

Накопление информации обо всех аспектах деятельности предприятия осуществляется в бухгалтерском учете. Социальная роль бухгалтерского учета заключается в составлении финансовой отчетности для обеспечения потребностей прежде всего внешних пользователей и реализуется через государственное регулирование. Правила, методы и бухгалтерские процедуры при этом детализируются и регламентируются. Правовые основы регулирования бухгалтерского учета и составления отчетности определены законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Государственное регулирование бухгалтерского учета направлено на создание единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, обязательные для всех предприятий и гарантируют и защищают интересы пользователей. Наибольшие полномочия в сфере регулирования учета принадлежат Министерству финансов Российской Федерации. К его полномочиям следует отнести разработку методологии бухгалтерского учета, прежде всего воплощение определения принципов ведения бухгалтерского учета и принципов составления финансовой отчетности.

Министерство финансов реализует возложенную на него функцию по регулированию бухгалтерского учета через механизм регулирования процесса разработки и утверждения положений по ведению бухгалтерского учета. Внедрение положений бухгалтерского учета позволило начать приведение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с реалиями рыночной экономики и международными стандартами. Однако совершенствование организации учетно операционного процесса остается одним из приоритетных направлений управления бухгалтерским учетом. В принятии Налогового кодекса привело к возникновению идеи по сближению бухгалтерского финансового учета с налоговым учетом. Суть изменений заключается в том, что в бухгалтерском учете разрешается отражать некоторые показатели, рассчитанные по правилам налогового учета. В итоге в России существует много видов налогов, каждый из которых имеет свою базу для начисления и входит в состав расходов. Один из них - налог на прибыль. База его вычисления чрезвычайно сложная. Поэтому актуальными являются предложения по ее упрощению, а не требования согласовать нормы бухгалтерского и налогового учета. Эти виды учета имеют разное направление: цель первого - накопление достоверной информации о финансовом состоянии учреждения, второй составляет инструмент для определения базы налогообложения.