Файл: Социальный портрет современного российского предпринимателя. Основные группы российских предпринимателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это может быть, например, минимум затрат на материалы при заданном объеме выпуска продукции или, наоборот, максимум продукции (или прибыли) при заданных ограничениях по материальным ресурсам и т. п. Если, закупив материалы, предприятие ставитзадачу произвести из них максимум продукции в стоимостном выражении, то модель будет записана таким образом:

при условии, что

где /л — цена за единицу продукции; В — ограниченный объем материальных ресурсов.

Разумеется, искомые величины объема производства каждого изделия не должны быть отрицательными; На основании проведенных расчетов получаем искомый оптимальный план предприятия. Оптимизационная модель, по которой произведены расчеты, относится к типу элементарных (простейших) моделей линейного программирования. [7.C.32]

1.3. Зарубежный опыт функционирования предприятий в системе предпринимательской деятельности

Сектор малых и средних предприятий (далее МСП) является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран является МСП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора МСП, который объединяет жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость малого предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. [7.C.32] Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость МСП и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития МСП состоит в том, что крупное производство не противопоставляется МСП. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.[11.V.54]


Относительно небольшой капитал в МСП сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Однако МСП отличается высоким уровнем эффективности капиталовложений, например в США она примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса.Малое предпринимательство в США начало развиваться со времен Великой Депрессии, благодаря чему уровень его развития неизменно растет.

Многие программы, разрабатываемые в настоящее время во многих странах, в США были введены с 1932 года. В то время правительство обеспечивало субсидиями субъекты малого предпринимательства, которые понесли убытки в результате войны. Благодаря функционированию малых предприятий создавались рабочие места, что подтверждало социальную значимость предпринимательства. В 1953 году в США было создано Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, защищающая интересы малого предпринимательства на уровне государства и в наши дни. Все крупные города имеют отделения этой организации, благодаря чему происходит распространение поддержки малого предпринимательства во всех штатах. [12.C.43] Администрация по делам малого бизнеса и ее филиалы выполняют следующие функции:

  • содействие в кредитовании малого предпринимательства с целью развития бизнеса;
  • обеспечение технической и информационной поддержки малого предпринимательства в США; 
  • предоставление гарантий для кредитования предпринимательства;
  • предоставление субсидий и выдача кредитов субъектам малого предпринимательства с помощью собственных средств.

США строго регулируют критерии определения малого предпринимательства, которые связаны с направлением деятельности предпринимателей. Они зависят от численности рабочих на предприятии, а также от величины дохода и оборота средств.

С целью соответствия законодательным нормам предпринимателей был организован Адвокатский отдел, отстаивающий интересы предпринимательства в суде и в Конгрессе. Правительство США придает большое значение малому предпринимательству при развитии экономики. Многие члены Правления считают, что малое предпринимательство способствует оздоровлению экономики всей страны.[13.C.43]

Здесь мы видим основное отличие развития малого предпринимательства в США от нашей страны. В России Правительство начало придавать значение малому предпринимательству в течение последнего времени, поэтому предприниматели самостоятельно развиваются и разрабатывают различные схемы для снижения величины налогов.


В США малое предпринимательство всегда играло важную роль в развитии экономики и имело значительную поддержку государства. Опыт США в развитии малого предпринимательства имеет большое значение, поскольку разработанные Правительством страны программы поддержки малого предпринимательства доказали свою правильность и предусмотрены способы их реализации.[16]

Также интересен зарубежный опыт малого предприятия, который начал активно развиваться в Испании. Формирование малого предпринимательства в Испании берет свое начало с 70-х годов прошлого века. Высокий уровень развития малого предпринимательства способствовал высокому уровню экономики страны. Предприниматели обеспечили отсутствие безработицы в стране и повлияли на улучшение экономической ситуации в стране в целом. Любой гражданин страны может открыть частное предприятиев течение одного дня, предоставив минимальное количество документов.В этой стране создано множество программ помощи частному бизнесу, особое внимание правительство этой страны уделяет развитию наукоемких и инновационных технологий. Также правительство Испании стимулирует появление различных фондов, которые оказывают всестороннюю поддержку частному предпринимательству. [16.C.32]

Наибольшую часть малых предприятий в Испании составляет сельское хозяйство – до 80%, остальные отрасли, такие как строительство, промышленность, судостроение составляют около 25-30%. Рассмотрим основные причины, способствующие успеху Испании в развитии малого предпринимательства.

В Испании существует множество программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Правительство страны уделяет большое внимание тем субъектам малого предпринимательства, которые принимают активное участие в социальной политике страны путем создания дополнительных рабочих мест для социально незащищенных граждан, таких как студенты, женщины, иммигранты и т.д., а также способствуют развитию регионов с низкими экономическими показателями.

Правительство Испании большое внимание уделяют развитию наукоемких отраслей и научных достижений. Программы развития малого предпринимательства основываются на европейских программах, распространяющихся на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и другие.Государство содействует поддержке малого предпринимательства, создавая большое количество различных организаций и фондов. Такие организации делятся на две группы, в которые входят общества по поддержке малого предпринимательства на территории стран Евросоюза. [11.C.33]


К первой группе относятся общества взаимного гарантирования. Данные предприятия предоставляют гарантии для кредиторов с целью получения кредитов для развития малого бизнеса, предоставляя свою собственность для залога или выступая поручителями.

Вторая группа включает в себя общества взаимного финансирования, которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для субъектов малого предпринимательства. В данную группу входит Государственный институт официального кредитования Испании.

Кроме того, в Испании существует большое количество организаций, которые защищают интересы малого предпринимательства. Примером может послужить Ассоциация малого бизнеса и торгово-промышленная палата, филиалы которых расположены в каждом городе.[9.C.32]

К положительным сторонам развития малого предпринимательства в Испании следует отметить низкий уровень бюрократии. Для регистрации малого предприятия и получения лицензии предприниматели тратят не более 24 часов. Такие же условия распространяются и на нерезидентов страны. В результате, иностранные граждане принимают участие в развитии малого предпринимательства страны.[13]

Мощный научно-технический прорыв, который совершила Япония после окончания второй мировой войны, также связан с развитием малого предприятия. В настоящее время малые предприятия выпускают около 40 % промышленной продукции этой страны. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Правительство Японии приняло целый ряд законов, которые стимулируют развитие частных предприятий, работающих в научно-технической области и активно сотрудничающих с крупными промышленными корпорациями. Также японскими властями организованы учебно-консультационные центры, в которых начинающий предприниматель может получить всю необходимую правовую информацию. [17.C.3]

Интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который можно перенять в Китае. Начиная с 2003 года, в Китае произошло стремительное развитие малого предпринимательства, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов малого предпринимательства.

По данным Государственного комитета статистики КНР: в 2005 году в Китае функционировало 3 млн. малых предприятий и около 30 млн. предпринимателей. Поэтому малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий Китая. Ведь именно на малых предприятиях занято около 60% трудоспособного населения страны. Малое предпринимательство Китая можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в стране продукции, предоставляемая на экспорт, произведена именно малыми предприятиями. [9]


Выводы:

Подводя итоги главы можно сделать вывод о том, что малый бизнес - мобильный, рискованный и конкурентоспособный сегмент любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество не могут существовать и развиваться. На сегодняшний день сформирована и постоянно обновляется нормативно-правовая база, регулирующая малое предпринимательство, имеющая сложную семиступенчатую структуру. Основными законодательными актами в рассматриваемой сфере можно назвать ГК РФ, НК РФ, ТК и ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Было установлено, что малый бизнес имеет длительную историю развития в нашей стране, которая началась за долго до 1917 года. Многие традиции и навыки были утрачены за годы Советской власти, но с началом перестройки начали постепенно восстанавливаться и приобретать новые формы.

Сегодня малый бизнес- важнейший сегмент экономики России, нацеленный на решение задач в сфере социально – экономического развития страны. Однако, развития малого бизнеса сопровождается рядом трудностей усугубляющимися макроэкономическими факторами, падением стоимости нефти и введением экономических санкций. Кроме того, проводимые социологами исследования указывают на такие трудности и проблемы как запутанность правовой базы, сложности банковского кредитования, высокие процентные ставки, административные барьеры, нехватку квалифицированных кадров.

Думается, что наиважнейшим фактором для развития малых предприятий в любой стране является предпринимательский климат, который в зависимости от созданных характеристик является или серьезным ограничителем действующей модели экономического роста, или же, напротив, его катализатором.

Отметим наиболее болезненные составляющие предпринимательского климата для России: отсутствие стабильного правового поля и единой, целенаправленной, непротиворечивой концепции законодательства в отношении развития малого предпринимательства; низкий уровень защиты прав собственности и личности предпринимателей; бедственное состояние судебной системы выражающееся в проблемах организации и деятельности судебной власти и судебной системы в России в целом, отсутствие независимости судей, игнорирование принципов состязательности сторон и презумпции невиновности; давление силовых структур на малый и средний бизнес; коррупция.