Файл: Социальный портрет современного российского предпринимателя. Основные группы российских предпринимателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена рядом причин: осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы существенно изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение основного звена народного хозяйства-предприятия (организации), его статус в системе хозяйственного и гражданского оборота. Вместо доминировавших ранее во всех отраслях экономики предприятий (организаций), которые базировались на государственной собственности, возникли и функционируют миллионы предприятий, базирующих на частной, смешанной, коллективной формах собственности.

Объектом исследования в работе выступает предприятие, его типы организационно-правовые формы.

Предметом исследования является роль, которую играет предприятие в рыночной экономике.

Цель работы- всестороннее изучение и анализ предприятия как основного субъекта предпринимательской деятельности, механизма его функционирования.

При написании работы был поставлен ряд задач:

Во-первых, рассмотреть предприятие как самостоятельно хозяйствующий субъект рынка, в частности:

· изучить общую характеристику и основные признаки предприятия

· рассмотреть виды предприятия

· охарактеризовать организационно-правовые формы предприятий

определить роль и место предприятия в системе предпринимательских структур.

Во-вторых рассмотреть функционирование предприятий в современных условиях:

· изучить модель построения и функционирования предприятий

· рассмотреть функционирования предприятия за рубежом.

· рассказать о внешней среде, без взаимодействия с которой не может существовать ни одно предприятие.

Источниками данных исследований являются Александров Ю.Л.,Яркина Т.В., Суслова Ю.Ю., Баженов Г.Е., Уткина Л.В., Гуняков Ю.В.,Арзуманова Т.И., Волков. О.Ю., Горфинкель В.Я. Титов В.И.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка .

Глава 1. Предприятие как основная предпринимательская структура и ее характеристика


1.1 Понятие предприятия, его цели и задачи в рыночном хозяйстве

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. [24.C.3]

Предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства и реализации продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. [4.C.12]

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку). [24]

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства. [19.C.31]

Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми. [24]

Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за его владельцем независимо от его статуса — частное лицо, государственный орган или акционер. Владелец, действуя в рамках закона, исходя из собственных интересов, поставленных им целей и выбранных приоритетов, не только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи перед коллективом предприятия. [7]

Задачами действующего предприятия являются:

-получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

- обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

-обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;


-создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

- охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

-недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).[10.C.3]

Задачи предприятия определяются:

  • интересами владельца;

•размерами капитала;

•ситуацией внутри предприятия;

•внешней средой.

Перечисленные выше задачи, предприятия могут решать только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции. [22.C.12]

1.2.Общая модель построения и функционирования предприятий рыночного типа

Модель — это образец, нереальный аналог, отображение в символах или числах предмета, процесса или явления. Совокупность данных, характеризующих модель, должна содержать информацию, достаточную для того, чтобы судить о главных, существенных чертах моделируемого объекта и принимать соответствующие решения.[14.C.31]

Для моделей, которые используются в хозяйственном механизме, очень важны восприятие и адекватная реакция на изменения внутренней и внешней среды, связанной с реальным объектом.

Экономико-математическая модель (ЭММ) — это числовое описание, отображающее экономический процесс или явление с помощью одного или нескольких математических выражений (уравнений, функций, неравенств, тождеств), имитирующих (отображающих) поведение моделируемого объекта в заданных или возможных условиях его реального существования. Экономико-математические модели поназначению делятся на теоретико-исследовательские и прикладные. Прикладная ЭММ, принятая в хозяйственной практике, представляет собой обобщение существенной количественной и качественной информации об объекте анализа и управления и служитбазой для проведения расчетов с помощью вычислительной техники и подготовки данных для принятия решения.[3.C.2]

Разработка и применение ЭММ позволяет имитировать и анализировать многовариантные ситуации, которые могут сложиться на рынках сбыта, материально-технического обеспечения или внутри структур предприятия. [19.C.11] При построении моделей те или иные вероятные ситуации или гипотезы специалистов, благодаря формализации и квалификации (сведению качественных характеристик к количественным), становятся более обозримыми, могут уточняться, а поэтому способствуют лучшему пониманию ситуации. Моделирование ускоряет подготовку решений и страхует от грубых ошибок в деятельности предприятия.[8.C.23]


Практическими задачами моделирования являются:

• анализ и прогнозирование экономической ситуации внутри

предприятия и за его пределами;

• анализ и прогнозирование рынков сбыта и рынков материально-технического обеспечения;

• подготовка плановых решений деятельности предприятия.

Построение моделей

Чтобы модель соответствовала объекту моделирования, при ее построении должны соблюдаться определенные правила:

• полнота отображения объекта;

• соответствие модели характеристикам объекта;

• возможность вносить изменения в модель в соответствии с изменениями характеристик объекта и внешней среды;

• соответствие алгоритма модели правилам машинного программирования;

• возможность перевода нематематической модели на формы и методы математического описания.[4.C.76]

При помощи моделирования описывается в основном не совокупный механизм управления предприятием, а лишь его отдельные функции, главными из которых являются:

• моделирование производства, связанное с выполнением заказов и поэтапным описанием затрат на выполненные работы;

• моделирование реализации продукции, связанное с ее доставкой потребителю и оплатой;

• моделирование закупки сырья, материалов и комплектующих изделий, увязанное с их хранением и производством; [13.C.4]

• моделирование себестоимости продукции по статьям калькуляции и сметы затрат на производство по элементам затрат;

• моделирование трудовых затрат по видам продукции и в разрезе структуры предприятия.[21.C.11]

Использование экономико-математических моделей в хозяйственной практике сводится не только к формализации экономических связей в производстве и потреблении. Оно меняет характеротношений в экономике, прежде всего в вопросах подготовки ипринятия решений.

Для того чтобы оптимизировать затраты и результаты деятельности предприятия, надо определить признак, по которому оценивается его деятельность. Такой признак носит название критерияоптимальности, который соответствует поставленной цели. Любоерешение должно максимально приближать предприятие к этой цели. [7.C.4]

Чтобы определить степень адекватности принимаемого решенияпоставленной цели, требуется количественно оценить возможныеварианты решения.

Типы моделей

Экономико-математическое моделирование охватывает различные стороны и уровни экономики. Для этого разрабатываютсясоответствующие модели: модель распределения, адаптивная модель, имитационная модель, макроэкономическая модель, модель хозяйственного расчета (микроэкономическая), экономико-статистическая модель и др. Модели, в которых описываетсястатичное состояние экономики на какую-то фиксированную дату,называются статистическими а модели,которые указывают на развитие объекта моделирования, — динамическими.[20.C.34]


Для имитации и анализа деятельности крупного и среднего пред-

приятия могут быть использованы:

• каркасная модель межотраслевого баланса;

• модели хозяйственного расчета;

• экономико-статистическая модель и др.[14.C.43]

Простейшее уравнение из класса моделей межотраслевого баланса применительно к условиям предприятия можно рассмотреть на примере расчета потребности в материалах. Если количество видов изделий обозначить через я, количество наименований материалов — через от, норму расхода у-го материала в /-м изделии — через а , количество изделий каждого вида — через хр то модель можно записать в виде:

где / = 1,2, ..., я; у = 1, 2, ..., /л. [10]

Помимо того, полезно уточнить условия, в которых действительна модель, т. е. ограничения модели. Если в норматив заложено потребление материалов без учета потерь, не предусмотрено создание запасов, то должны быть сделаны дополнительные расчеты с учетом потерь и запасов. Но в целом расход материалов зависит от двух величин: норм расхода материалов на единицу изделия и объема выпуска продукции. Первые из них (нормы) принято называть существенными величинами, или параметрамимодели, вторые — переменными модели.[12.C.6]

Такая модель называется описательной, или дескриптивной. Она описывает зависимость потребности в материалах от двух исходных величин: количества изделий и норм расхода материалов на одно изделие.

Модель-схема
деятельности предприятия

Модели по
основным функциям
деятельности
предприятия

Модели по
видам выпускаемой продукции

Модели по
внутренним
структурам
предприятия

Рисунок 1.1. -Структура комплекса моделей текущей деятельности фирмы [12]

Далее, определяется степень важности решаемых предприятием задач отдельно по функциям, видам продукциии структурным объектам (цехам, отделам). На следующем этапе моделирования устанавливается очередность разработки моделей по функциям, изделиям и структурам, дается четкое описание объектов моделирования, их внутренние и внешние связи. Наконец, выявляются источники информации, которые необходимы для разработки моделей и в последующей практике их использования в управлении предприятием и отдельными его объектами.[22.C.43]

В управлении экономикой большое значение имеют оптимизационные модели. Они представляют собой систему уравнений, равенств и неравенств, которые помимо условий применения моделей включают иные уравнения, называемые функционалом, иликритерием оптимальности. С помощью такого критерия находят лучшее решение по какому-то важному для предприятия показателю.