Файл: Социальный портрет современного российского предпринимателя. Основные группы российских предпринимателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО Предприятия

2.1.Анализ основных показателей деятельности малых предприятий

Муниципальное образование «Пушкинский район» является единым муниципальным образованием, включающим в себя семь городских поселений и три сельских поселения, которые насчитывают 88 населенных пунктов. Административным центром является город Пушкино, который расположен в 30 км от г. Москвы по Ярославскому направлению Московской железной дороги. Все населенные пункты связаны между собой и с городом Москвой шоссейными дорогами. Основными транспортными магистралями района являются Ярославское шоссе и второе бетонное кольцо.

Пушкинский район расположен к северо-востоку от г. Москвы и входит во внешний пояс пригородной зоны столицы. На севере и западе он граничит с Сергиево-посадским и Дмитровским районами, на западе - Мытищинским районом, на юге, юге-востоке и востоке с г.Королев, Ивантеевка и Щелковским районом. Речная сеть Пушкинского района принадлежит к бассейну реки Клязьмы, ее левых притоков Вори и Учи. 

Площадь района – 63,359 тыс. га, из них 27,8 тыс. га земли лесного фонда. Общая площадь земель населенных пунктов составляет 8,2 тыс. га, в том числе сельские населенные пункты – 3,3 тыс. га, городские – 4,9 тыс. га.

В состав района входят 7 городских и 3 сельских поселения, в которых насчитывается 81 населенный пункт.

Численность населения на 1 января 2015 г. – 179,6 тыс. человек, в том числе городского населения – 155,7 тыс. человек, сельского – 23,9 тыс. человек.

Административный центр района – город Пушкино, с населением 104,8 тыс. человек.

В настоящее время Пушкинский муниципальный район – это динамично развивающееся муниципальное образование Московской области. Об этом свидетельствуют результаты комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Московской области.

С 2009 по 2011 год по достигнутому уровню эффективности деятельности органов местного самоуправления Пушкинский муниципальный район переместился с 27 места на 9 позицию и находится в десятке самых успешно развивающихся муниципальных районов Московской области. 


Экономические условия в 2016 году были непростые. С середины 2016 года обострение внешнеэкономической ситуации,  введение экономических санкций ряда стран ЕС, Норвегии, США и Канады в отношении России, привели к макроэкономической дестабилизации, выразившейся в ослаблении национальной валюты, торможении роста внутреннего спроса, разбалансированности рынков, всплеске инфляции, снижении инвестиционного спроса, падении реальных доходов населения. Такие тенденции способствовали росту неопределенности, резкому ухудшению бизнес-уверенности и дальнейшему ухудшению условий для экономического роста в масштабах всей страны.

Тем не менее, экономике Подмосковья и, в частности, Пушкинского района, удалось в таких сложных макроэкономических условиях сохранить положительную динамику в 2016 году, достичь целевых показателей, обозначенных в «майских» указах Президента РФ В.В. Путина, выполнить основные задачи, поставленные Губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым в программе развития региона «Наше Подмосковье. Приоритеты развития».

Экономический оборот по крупным и средним предприятиям района за 2016 год по сравнению с прошлым годом прирос на 8 % и составил более 
41 млрд. руб. (по Московской области прирост – 11,5 %).

Объем отгруженной продукции собственного производства увеличился за 2016 год на 2,7 %, и сложился в размере около 32,6 млрд. руб. (по Московской области прирост – более 12%). При этом прирост отгруженной продукции происходит по крупным и средним предприятиям промышленного комплекса. По району промышленное производство возросло за 2016 год почти на 2 %  до уровня в 18 млрд. руб. (по Московской области – на 11%). Устойчивая динамика роста наблюдалась и на потребительском рынке. Розничный товарооборот увеличился по району за 2016  год на 54%  и достиг 6,4 млрд. руб. (по Московской области – на 23 %).

Объём платных услуг за 2016 год увеличился на 13,5% до  
2,9 млрд. руб. (по Московской области – 3,8%).

В табл. 2.1 представлена динамика оборота организаций Пушкинского муниципального района по поселениям в 2014-2016 гг.

Таблица 2.1 – Динамика оборота организаций Пушкинского муниципального района по поселениям в 2014-2016 гг., млн. руб.

Показатель

2014

2015

2016

Динамика, +/-

Темп роста, %

Оборот организаций

54 484,80

56 837,00

61 845,05

7 360,25

113,51

Городское поселение Ашукино

2 903,70

3 730,90

3 732,57

828,87

128,55

Городское поселение Зеленоградский

76,20

36,50

45,47

-30,73

59,67

Городское поселение Лесной

3 364,80

39,00

3 139,53

-225,27

93,31

Городское поселение Правдинский

2 154,10

2 169,00

2 192,78

38,68

101,80

Городское поселение Пушкино

35 914,30

38 221,90

39 821,90

3 907,60

110,88

Городское поселение Софрино

1 175,70

1 497,20

1 592,26

416,56

135,43

Городское поселение Черкизово

607,50

667,20

668,22

60,72

110,00

Сельское поселение Ельдигинское

3 075,90

4 792,70

4 885,22

1 809,32

158,82

Сельское поселение Тарасовское

2 593,70

2 520,50

2 580,04

-13,66

99,47

Сельское поселение Царёвское

2 618,90

3 162,10

3 187,06

568,16

121,69


Из табл. 2.1 видно, что оборот всех организаций Пушкинского муниципального района в 2016 г. вырос на 7360,25 млн. руб. или на 13,51%. При этом наибольший темп прироста оборота можно отметить в таких поселениях, как – городское поселение Ашукино – 128,55%, городское поселение Софрино – 135,43%, сельское поселение Ельдигинское – 158,82% и сельское поселение Царевское – 121,69 %.

Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики Пушкинского муниципального района и играет существенную роль в социальной жизни жителей района.

В Пушкинском муниципальном районе на конец 2016 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей составило 5900 ед. (темп роста 2016/2015 -103%), из них 4545 – ед. предприятий среднего бизнеса и 1355 ед. – малых предприятий.

Доля малых предприятий от общего числа предприятий малого и среднего бизнеса составляла 23% (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 – Доля малых предприятий в общем количество МСП Пушкинского муниципального района

На малых предприятиях работает 9,5 тыс. человек. На их долю приходится 52% экономического оборота (по Московской области – 21%). Основная доля инвестиций также приходится на малый бизнес - 90 % от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.

В городе Пушкино на конец 2016 года по данным отдела статистики осуществляло деятельность 3 993 субъекта малого и среднего предпринимательства (прирост к 2015 году составил 105,0%). Большую долю составляют индивидуальные предприниматели – 77,7% или 3 103 ед., малые и средние предприятия составляют 22,3% (890 ед.).

В малом и среднем бизнесе города Пушкино работают более 8,9 тыс. человек (прирост к 2015 году составил 103,5%), что составляет 55,5% от всех работающих в городе Пушкино. В среднем на одном предприятии постоянно работает около 10 человек со среднемесячной заработной платой 23,5 тыс. рублей.

Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте организаций города Пушкино составила 72%, что на 2% больше, чем в 2015 году.

Несмотря на то, что предприятия работают практически во всех отраслях экономики, они сконцентрированы в трех отраслях: торговля, промышленность, строительство.

Далее по наибольшему удельному весу значатся малые предприятия, относящиеся к бытовым услугам населению, строительной отрасли (мелкий ремонт) , транспорту и т.д.

Наибольшая доля от общего числа малых и средних предприятий приходится на торговые предприятия – 35%, на промышленные - 15% и на строительные организации - 12% .


Таким образом, в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства есть целый ряд сегментов, которые имеют значительный потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развиты не в полной мере. К ним относятся развитие потребительского рынка и обеспеченность различными видами услуг.

Организация предприятий торговли и услуг в дальних микрорайонах города Пушкино (Заветы Ильича, Клязьма, Мамонтовка, Звягино, Кудринка) является непривлекательной для бизнеса сферой деятельности. Создание объектов в отдаленных микрорайонах связано с серьезными рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли. Обеспечение жителей таких территорий товарами и услугами в необходимом ассортименте – одна из основных задач в сфере потребительского рынка в городе Пушкино.

На территории города Пушкино размещено 3 кладбища «Новодеревенское», «Кавезинское», «Звягино», из них юридически оформлены только два – это «Новодеревенское» и «Кавезинское», которые имеют правоустанавливающие документы на землю. Проблемами в сфере похоронного дела являются дефицит земли под новые захоронения, неблагоустроенные или брошенные могилы, а также низкий уровень содержания кладбищ.

Состояние и развитие малого и среднего предпринимательства – это барометр экономики. Поэтому в сложных экономических условиях важно не только сохранить работающие предприятия малого и среднего бизнеса, но и стимулировать создание новых и, в первую очередь, научных и инновационных предприятий, а также фермерских хозяйств.

В течение 2016 года велась работа по созданию эффективной поддержки малого и среднего предпринимательства в Пушкинском муниципальном районе в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие предпринимательства в городе Пушкино на 2016-2018 годы» и мероприятий подпрограммы I «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пушкинском муниципальном районе» муниципальной программы «Предпринимательство Пушкинского муниципального района на 2016-2018 годы». В 2016 году из бюджетов разных уровней на реализацию мероприятий Программ направлено 14,5 млн. руб., в том числе 8 млн. руб. из федерального бюджета, 3,4 млн. руб. из бюджета Московской области и 3,1 млн. руб. из бюджета Пушкинского муниципального района и бюджетов поселений.

Основное направление реализации программ – это финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, на нее приходится 95 % от общего финансирования программ – это 13,8 млн. руб.


Финансовая поддержка осуществлялась по следующим направлениям: частичная компенсация субъектам МСП затрат, связанных с модернизацией производства; частичная компенсация затрат субъектам МСП, связанных с социальным предпринимательством и частичная компенсация затрат субъектам МСП на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (табл. 2.2):

Таблица 2.2 – Направления реализации финансовой поддержки малым предприятиям Пушкинского муниципального района Московской области

Вид финансовой поддержки

Количество заключенных договоров, ед.

Сумма заключенных договоров, млн. руб.

частичная компенсация субъектам МСП затрат, связанных с модернизацией производства

11

8,3

частичная компенсация затрат субъектам МСП, связанных с социальным предпринимательством

5

3

частичная компенсация затрат субъектам МСП на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) оборудования

4

2,5

Получателями финансовой поддержки стали 18 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 10 субъектов осуществляют производственную деятельность, 2 – деятельность в сфере здравоохранения, 2 – физкультурно-оздоровительную деятельность, 2 – культурно-просветительскую, 1 - в сфере коммунальных услуг, 1 – в сфере оптовой торговли пищевыми продуктами (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Структура малых предприятий Пушкинского муниципального района, получивших финансовую поддержку, по видам деятельности, %

Министерство инвестиций и инноваций Московской области подвело итоги реализации мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области за 2016 год. Пушкинский район оказался в десятке лидеров по поддержке предпринимательских инициатив (9 место).

В 2015 году в муниципальных программах на поддержку малого и среднего бизнеса предусмотрены средства в размере 14,2 млн. руб., в т.ч. из средств местного бюджета планируется выделить - 1,3 млн. руб., из средств бюджета Московской области – 5,3 млн. руб. и из средств федерального бюджета – 7,6 млн. руб.

В 2015 году содействие развитию малого и среднего бизнеса является одним из ключевых направлений действий Правительства РФ, Правительства Московской области и органов местного самоуправления, нашедших отражение в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году на федеральном, региональном и местном уровнях. Эти действия предполагают: