Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2020
Просмотров: 4398
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 8. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
8.1. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ И ДРУГИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
9.1. Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов
9.5. Экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования
Глава 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЕСУРСОВ НЕДР
10.1. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
10.2. Общая характеристика и классификация полезных
10.3. Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь
10.4. Основные пути рационального использования и охраны недр
Особую группу составляют опасные отходы, которые в результате их реакционной способности или токсичности создают непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека или состояния окружающей среды самостоятельно, а также при вступлении в контакт с другими веществами (отходами) и окружающей средой.
На территории Беларуси ежегодно образуется более 22 млн. т отходов производства и производственного потребления. Из них используется (утилизируется) не более 16 %, остальные, как правило, вывозятся на полигоны, накапливаются; хранятся на территории предприятий; сжигаются, сливаются в канализацию, водоемы; вывозятся в несанкционированные места.
Развитие промышленности, строительство городов и путей сообщения, гидротехнических сооружений приводит к нарушению земной поверхности, значительным изменениям природных ландшафтов. Сильно разрушается почвенный покров при открытой разработке полезных ископаемых. Предприятия добывающих отраслей используют для технологических нужд значительные площади сельскохозяйственных и лесных земель, которые в процессе выработки качественно изменяются. Нарушенные земли характеризуются низкой хозяйственной ценностью, загрязняют окружающую среду вредными токсичными веществами, ухудшают санитарно-гигиенические условия жизни людей, осложняют использование земель. К таким землям относятся выемки карьеров и провалы поверхности на шахтных полях, природные отвалы карьеров и шахт, шламонакопители и хвостохранилища обогатительных фабрик, золоотвалы электростанций и т.д.
Разрабатывается открытым способом около 300 месторождений местных строительных материалов (глины, песка, песчано-гравийных материалов, строительного камня и др.), а также ведется добыча нефти, калийной и поваренной соли. Обширные площади земель нарушены в результате промышленной добычи торфа. Всего площадь нарушенных земель на начало 1999 г. составила 47,0 тыс. га, или 0,23 % от общей территории страны; наибольшая площадь таких земель в Минской и Гомельской областях.
Для восстановления нарушенных земель требуется рекультивация — комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности разрушенных земель, улучшение условий природной среды. Процесс восстановления земель складывается из горнотехнической и биологической рекультивации. На первом этапе засыпают карьеры, выравнивают рвы, регулируют водный режим, насыпают плодородный слой почвы; на втором восстанавливают почвенно-растительный покров и плодородие почвы. Рекультивируемые земли используются под посев нетребовательных к почвенным условиям растений, на них высаживаются леса, создаются зоны отдыха, водоемы.
Экономическая эффективность рекультивации () определяется по формуле
(8.1)
где — эффект от рекультивации земель (величина чистого дохода); — сумма затрат на рекультивацию; — нормативный коэффициент эффективности, равный 0,06. Затраты на рекультивацию () рассчитываются по формуле
(8.2)
где — площадь рекультивируемых земель; (i = 1, 2, 3, 4, 5) — затраты на планировку поверхности, выемку плодородного слоя почвы, покрытие площади плодородным слоем, химическую обработку, инженерно-мелиоративное и гидротехническое обеспечение 1 га нарушенных земель соответственно.
Природные особенности Беларуси, специфика объектов рекультивации, высокие удельные затраты обусловили наиболее широкое осуществление лесохозяйственного направления рекультивации, которая проводится на половине всех восстановленных земель. Остальная часть примерно в одинаковых объемах рекультивирована для сельскохозяйственных, водохозяйственных и строительных целей. В целом объемы работ по рекультивации земель в стране за последнее десятилетие постоянно сокращаются (1990 г. — 11,8 тыс. га, 1999 г. — 3,0 тыс. га).
Одним из основных факторов рационального использования земельных ресурсов является мелиорация — совокупность организационно-хозяйственных и технических мероприятий по коренному улучшению земель с неблагоприятным водным и воздушным режимами, физико-химическими свойствами, подверженными вредному механическому действию ветра или воды. Наиболее распространена гидротехническая мелиорация, то есть осушение или орошение почв, обводнение пастбищ. Водный режим почв изменяют путем использования таких специфических методов, как снегозадержание, промывка, дренаж, регулирование стока и др. Для улучшения физического состояния почв проводят уборку камней, пескование глинистых почв и др.
Мелиорация земель получила широкое распространение в странах СНГ (России, Беларуси, государствах Центральной Азии и др.), а также во многих других регионах мира, главным образом с аридным климатом. Масштабы мелиоративного воздействия на природу столь велики, что большие площади земель на нашей планете резко изменили свой облик в результате строительства водохранилищ, прудов, дамб, дренажной сети и пр.
Территория Беларуси относится к зоне избыточного увлажнения, 0,9 млн. га (более 4,6 % территории) занимают болота, из них более 80 % — низинные. Осушительные работы были начаты во второй половине XIX ст., значительно расширены в 20—30-е годы XX ст. и особенно выросли в 60-е годы; всего в Беларуси осушено около 3,4 млн. га переувлажненных земель, в том числе 2,9 млн. га сельскохозяйственных земель.
Мелиорированные земли выделяются более высокой урожайностью, в 70—80-е годы XX ст. они давали около четверти валовой продукции растениеводства. Однако значительная их Площадь загрязнена радионуклидами после чернобыльской катастрофы и выведена из сельскохозяйственного оборота. Осушение земель на первых этапах велось без учета природоохранных факторов и нанесло значительный экологический вред. Позднее на основе научно обоснованных мелиоративных проектов начали создаваться крупные водохранилища, мелиоративные системы двухстороннего регулирования водно-воздушного режима, лесоохранные полосы и др. Почвенные обследования, проведенные в колхозах и госхозах Беларуси, выявили 3,8 млн. га избыточно увлажненных сельскохозяйственных земель, из которых около 1,5 млн. га требуют первоочередного осушения. Однако в перспективе новое мелиоративное строительство в широких масштабах не предвидится. Признано целесообразным выделяемые на мелиорацию ресурсы, прежде всего, направлять на техническое содержание и реконструкцию ранее построенных систем. Орошение в Беларуси получило ограниченное развитие (в 1999 г. им было охвачено 115,0 тыс. га), главным образом на сенокосах, пашнях и плантациях овощных культур.
Реализация государственной политики в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земельных ресурсов проводится на основе информации, которую содержит государственный земельный кадастр — свод систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Эта информация позволяет реализовать земельное законодательство, обеспечить регулирование земельных отношений и управление земельными ресурсами. Данные государственного земельного кадастра используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю.
Государственный земельный кадастр содержит данные:
-
о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель;
-
составе, структуре и состоянии земельного фонда страны в разрезе административно-территориальных единиц;
-
местоположении, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, установленном режиме использования и другие необходимые сведения.
Система кадастрового учета представляет собой присвоение специально уполномоченным органом земельному участку, выделенному в результате землеустройства, уникального кадастрового номера, учет существенных элементов этого земельного участка, включающих границу участка, расположение на нем
сооружений и т.п.
Данные государственного земельного кадастра могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. В настоящее время земельно-кадастровая информационная база совершенствуется с учетом использования современных технических средств и единых унифицированных для страны технологий на основе европейской классификации земельных угодий и использования мировых цен на землю.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, учетом и оценкой земель. К настоящему времени в Беларуси проведены три тура оценки качества почв землевладений колхозов и госхозов, которые проходили примерно один раз в 10 лет. Результаты бонитировки и экономической оценки земель (1986 г.) использовались в практике сельскохозяйственного производства при оптимизации структуры посевных площадей, отводах земель для несельскохозяйственных нужд, нормировании закупок сельскохозяйственной продукции и др.
Впервые в условиях становления рыночных отношений в Беларуси проведена экономическая оценка различных категорий земель нормативным методом с использованием стоимостных величин земельной ренты. Экспериментальный расчет стоимости земли как составной части национального богатства страны осуществлен сотрудниками НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. Общая (укрупненная) стоимостная оценка земли составила 84 131,47 млрд. р. (в ценах и по состоянию на начало 1994 г.). Следует обратить внимание, что укрупненная оценка земли проводилась без учета качественной ее характеристики и местоположения; с применением соответствующих коэффициентов величина стоимости земли существенно возрастает.
В условиях перехода к рынку возникла необходимость проведения всеобъемлющей оценки земель. Методика кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения с 1995 г. строится на основе учета следующих показателей:
-
продуктивности земель в денежном выражении при сопоставимом среднем уровне ведения хозяйства;
-
рентного дохода как разности между продуктивностью земли в денежном выражении и необходимыми издержками производства (включая затраты на реализацию продукции);
-
цены земли, обусловленной размером ежегодно получаемого дохода с учетом его капитализации.
Земельным законодательством Республики Беларусь установлено, что землевладение и землепользование является платным. Для определения размеров земельного налога также применяются показатели кадастровой оценки земель. Закон Республики Беларусь "О платежах за землю" (1991) устанавливает ставки земельного налога и предельные ставки арендной платы, регулирует экономическими методами рациональное использование земель, формирует средства на землеустройство, на мероприятия по повышению качества земель и их охрану.
8.4. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования
Осуществление земельной реформы в стране вызвало коренные преобразования земельных отношений. Законом Республики Беларусь "О праве собственности на землю" (1993) установлены государственная и частная формы собственности. В настоящее время земельные отношения регулируются Кодексом Республики Беларусь о земле (1999). Все крупное землевладение (земли колхозов, госхозов, фермеров и других землепользователей) находится в собственности государства; это около 85 % сельскохозяйственных угодий. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей:
-
ведения личного подсобного хозяйства (до 1 га);
-
строительства и обслуживания жилого дома (в городах — от 0,05 до 0,15 га; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — от 0,15 до 0,25 га);
-
ведения коллективного садоводства и дачного строительства (до 0,15 га на одного члена кооператива).
Кроме того, земля может быть в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.
Передача земли в частную собственность проводится после внесения соответствующей платы за земельный участок, при этом применяется нормативная, льготная или договорная цена.
Льготная цена на земельный участок устанавливается в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот участок на момент приобретения его в собственность. Правом приобретения земельного участка по льготной цене пользовались граждане Республики Беларусь, имевшие во владении и пользовании земельные участки, предоставленные им до принятия Закона "О праве собственности на землю" (16 июня 1993 г.). В настоящее время по льготной цене приобретают земельные участки наследники и граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Нормативная цена рассчитывается с учетом природно-климатических условий, видов земель, характеристики почвенного покрова, мелиоративного состояния земель; причем цены 1993 г. подлежат индексации. Для определения цены конкретного земельного участка, используемого для сельскохозяйственных целей, территория Беларуси подразделена на три природно-климатические зоны — северную, центральную и южную; каждая из них делится на два округа — западный и восточный. Кроме того, выделено 17 типов почв, которые отражают природное состояние земель и общее направление их использования. При оценке земельного участка учитывается его месторасположение по отношению к населенным пунктам; коэффициенты дифференцированы по расстоянию (до 10 км, 11 — 20 км, 21 — 30 км), административному и социально-экономическому статусу (г. Минск, областные центры, города с населением свыше 50 тыс. человек, районные центры). В итоге средняя нормативная цена по стране в 1993 г. была определена в 2,5 млн. р. за 1 га.
Нормативные цены на земли городов и поселков городского типа, передаваемых в частную собственность, определены индивидуально. Так, для Минска нормативная цена земли составляет 51,8 млн.р. за 1 га, в том числе стоимость земли, определяемая социально-экономическими факторами, — 14 млн. р., стоимость потребительской ценности — 34 млн. р., стоимость необустроенной земли — 3,8 млн. р. за 1 га. Такие же примерно земли в Гомеле оценены в 40,03 млн. р., Дзержинске — в 21,52 млн. р., в Ивье — 13,98 млн. р. за 1 га.
Как показывает мировой опыт, стоимость земли в крупных городах неуклонно возрастает, причем существенно различается между отдельными городами, городами и пригородами, внутри самих городов, отражая различную потребительскую стоимость или общественную полезность отдельных ее участков. Например, в Нью-Йорке на Манхэттене 1 га земли в 70—80-х годах оценивался в среднем в 3 млн. дол., за пределами Манхэттена — в 400 тыс. дол., в пригородной незастроенной зоне — в 20 тыс. дол. Охрана земель регулируется Кодексом Республики Беларусь о земле (раздел XI) и включает систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Необходим комплексный подход к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.