Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4212

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • выполнять регулярные наблюдения за состоянием природ­ных экосистем;

  • осуществлять сбор, обработку (обобщение), хранение и использование экологической информации;

  • проводить оценку фактического состояния природных экосистем, выявление критических ситуаций и источников экологической опасности;

  • формировать оптимальную структуру сети мониторинга;

  • составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы состояния окружающей среды;

  • осуществлять оповещение о катастрофах, стихийных бедствиях и экологически опасных явлениях;

  • подготавливать информацию для органов управления и общественности.

НСМОС состоит из отдельных структурных групп (рис. 14.1). Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации согласно структуре НСМОС осуществляется соот­ветствующими министерствами и другими центральными орга­нами. Управляют НСМОС Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его подразделения. Функциониро­вание всех элементов НСМОС базируется на принципах взаимо­действия и координации, сопоставимости и совместимости по­лучаемых экологических данных с применением единой системы нормативов качества, интеграции в международные системы мониторинга и глобальные базы данных. Поэтапный ввод НСМОС Республики Беларусь начался в 1999 г. и продлится до 2005 г. Общая ответственность за координацию работы НСМОС возложена на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.



Рис. 14.1 Организация Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь


Эффективность функционирования НСМОС Республики Бе­ларусь во многом обусловлена взаимодействием и координацией всех ее звеньев на локальном и региональном уровнях, взаимос­вязью с Глобальной системой мониторинга.

На данном этапе необходимо прежде всего совершенствова­ние системы локального мониторинга окружающей среды. Его проведение должно соответствовать достижению следующих це­лей:

  • получению полной, достоверной и сопоставимой информа­ции о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;

  • оперативному выявлению опасных уровней загрязнения окружающей среды;

оценке эффективности осуществляемых природоохран­ных мероприятий;

обеспечению органов местного управления и самоуправле­ния достоверной экологической информацией о влиянии источ­ников загрязнения на окружающую среду для принятия соот­ветствующих решений.

Система локального мониторинга в Беларуси приобретает двухуровневый режим функционирования. Первый уровень сис­темы (самомониторинг) базируется на использовании средств и возможностей существующей сети ведомственных и производ­ственных лабораторий, его проводят субъекты хозяйствования. Второй уровень системы предполагает создание территориаль­ных центров локального мониторинга в областных и Минском городском комитетах природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды для накопления, хранения, обработки информации о состоянии объектов окружающей среды, контроля за ведением локального мониторинга первого уровня. Одновременно уста­навливается более тесная взаимосвязь со следующим уровнем мониторинга — региональным.


Региональный (территориальный) мониторинг развивает­ся на уровне областей, городов и районов. Проводятся сбор, об­работка (обобщение), хранение экологической информации; да­ется оценка состояния окружающей природной среды в регио­не; составляются местные прогнозы.

Материалы национальной службы наблюдения и контроля окружающей природной среды создают базу для развертывания эффективного и целенаправленного экологического контроля в планетарном масштабе. На конференции ООН по охране окру­жающей среды в Стокгольме (1972) была предложена система наблюдения за элементами окружающей среды в пространстве и времени с определенной программой и целями, которая получи­ла название мониторинга. В 1974 г. было проведено 1-е между­народное совещание по мониторингу, изложены основные поло­жения и цели программы глобального мониторинга. В процессе деятельности ЮНЕП (Программа ООН по охране окружающей среды) эта идея была осуществлена на практике, начала функци­онировать Глобальная система мониторинга окружающей сре­ды. Ее составные части — Международная справочная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и Международный регистр потенциально токсических химичес­ких веществ. Гидрометеослужба Беларуси принимает участие в системе мониторинга стран СНГ, Европейской программе мони­торинга и оценки состояния окружающей среды, Программе со­здания сети станций для мониторинга фонового загрязнения воздушной среды под эгидой Всемирной организации метеоро­логии и в рамках Экологической программы ООН.

14.3. Учет и анализ природопользования и охраны

окружающей среды

Для учета количественных, качественных и иных характе­ристик природных ресурсов, а также объема, характера и режи­ма их использования ведутся государственные кадастры при­родных ресурсов. Оценка рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие управленческих решений основываются на статистическом и бухгалтерском учете.

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Основными принципами формирования системы природно-ресурсных кадастров является обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количес­твенного и качественного учета природных ресурсов, распреде­ления их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Сведения, состав­ляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. Постановле­нием правительства Республики Беларусь "О государственных кадастрах природных ресурсов" (1993) предусмотрены климатический, земельный, водный, лесной кадастры, кадастр животного, растительного мира, торфяного фонда, кадастр отходов (характеристика отдельных видов природно-ресурсных кадастров дана в разделе 2).


Развитие рыночных отношений значительно расширяет сферу использования кадастровой информации, предъявляет к ней повышенные требования. Так, исходя из установленной в кадастрах ценности могут определяться стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, которые причинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны.

Балансовый учет в сфере природопользования ведется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяй­ственного использования. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым. В практике балансового учета составляются балансы недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы.

Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономи­ко-статистическим учетом и анализом природопользования и природоохранной деятельности. Впервые система показателей статистики окружающей среды вводится в 1973 г. Она была призвана обеспечивать контроль выполнения плана природоох­ранных мероприятий. Разрабатываются и внедряются формы статистической отчетности предприятий:

ф. № 18-КС "Отчет о капитальных вложениях на мероприя­тия по охране и рациональному использованию природных ресурсов";

ф. № 4-ОС "Отчет о текущих затратах на охрану природы"

ф. № 2-тп (воздух) "Отчет об охране атмосферного воздуха";

ф. № 2-тп (водхоз) "Отчет об использовании воды" и некоторые др.

Созданная отчетность явилась своего рода статистическим мониторингом, обеспечивающим сбор сведений о наиболее острых проблемах, связанных с воздействием антропогенной деятельности на отдельные элементы окружающей среды. В настоящее время система показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов включает разделы:

  • охрана и рациональное использование водных ресурсов;

  • загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха;

  • состояние и охрана земельных ресурсов;

  • охрана и рациональное использование лесных ресурсов;

  • наличие, состояние и охрана заповедных территорий, охрана животных;

  • образование, удаление и утилизация отходов производства и потребления;

  • затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных мощностей;

  • радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

14.4. Основы экологического нормирования

Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические системы и устанавливаются границы воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания. Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования — обеспечение взаимоприемлемого со­четания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду.


Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части:

  • технологическую;

  • научно-техническую;

  • медицинскую.

В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду.

К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям.

Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся ПДК вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того устанавливаются нормативные требования к источнику вредно­го воздействия, ограничивая его деятельность, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования. В Беларуси используются экологические стандарты бывшего СССР. Закон "Об охране окружающей среды" возлагает ответственность за разработку и утверждение нормативов качества окружающей среды на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также систему здравоохранения. Напомним, что предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в милли­граммах на метр кубический), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг вещества). ПДК устанавливается на таком уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают патологических изменений в организме или заболевания человека, животных и растений. Чтобы установить ПДК атмосферных загрязнений, проводят токсикологический эксперимент на животных (белых крысах, морских свинках и др.) в лабораторных условиях. В специальных камерах животные подвергаются круглосуточному ингаляционному воздействию химического вещества в течение 3—4 месяцев. Затем анализируются изменения в их организме. Аналогично определяются нормативы вредных веществ для воды. К настоящему времени созданы стандарты качества воздуш­ной среды по 1080 загрязнителям, питьевой воды — по 1373 сое­динениям, воды для ведения рыбного хозяйства — по 972 соединениям и рекреационных водных источников — по 14 соедине­ниям. Количество же одновременно присутствующих веществ и их сочетаний только в атмосфере достигает величины 1 * 1060, что реально не может быть охвачено традиционной системой контроля. Кроме того, разработка экологических стандартов представляет собой длительный и дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным использование в Беларуси не только нормативов, принятых в СНГ, но и в Евро­пейском сообществе. Если то или иное вредное вещество Ci на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значения ПДКi, это свидетельствует о чистоте природной среды:


(14.1)

Однако в воздушном бассейне или в водной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые соединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу и рассчитывается по формуле

(14.2)

где С1,С2, ..., — фактические концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или воде; , ПДК2, ..., — соответствующие величины ПДК этих веществ.

До введения нормативов ПДК для некоторых загрязняющих веществ определяются ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), или временные ориентировочно безопасные концентрации веществ в атмосферном воздухе, полученные рас­четным путем на основе известных их токсикометрических параметров и физико-химических свойств. Для каждого загрязняющего вещества установлены класс опасности, максимальная разовая и среднесуточная ПДК. Максимальная разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущения запаха, изменения активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин), а среднесуточная ПДК с целью предупреждения их обще токсического, канцерогенного, мутагенного и иного действия. Данные по некоторым наиболее распространенным загрязнителям представлены в табл. 14.1.

Таблица 14.1

Предельно допустимые концентрации (ПДК) отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

Вещества

Класс опасности

ПДК, мг/м3



максимальная разовая

среднесуточная

Двуокись азота (NO2)

2

0,085

0,04

Угарный газ (СО)

4

5,0

3,0

Пыль неорганическая

3

0,15—0,5

0,05 — 0,15

Двуокись серы (SO)

3

0,5

0,05

Сероводород (H2S)

2

0,008

Бензин

4

5,0

1,5

Бензопирен

1

0,1 мкг/100 м3

Азотная кислота (HNO3)

2

0,4

0,15

Свинец (Рb)

1

0,0003


Разработаны и внедрены значения ПДК вредных веществ в воздухе жилой и рабочей зон. Рабочей зоной считается пространство высотой до двух метров, где находится место постоянного пребывания работающих. Критерии установления ПДК в воздухе рабочей зоны отличаются от критериев обоснования нормативов загрязнителей жилой зоны. В жилой зоне атмосферные загрязнители действуют круглосуточно на все группы населения, включая детей и пенсионеров, и поэтому они более жесткие. В рабочей зоне вредные химические вещества действуют в течение 6—8 часов на лиц трудоспособного возраста, которые проходят регулярные медицинские осмотры, и поэтому здесь допускаются более высокие концентрации. На основе ПДК, как уже говорилось в § 13.2, определяются стандарты воздействия на окружающую среду. Они устанавливают предельно допустимый выброс (ПДВ) и предельно допустимый сброс (ПДС) конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника, исходя из условия не превышения ПДК этих веществ на данной территории при суммировании выбро­сов (сбросов) всех источников. Предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ от данного конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспектив его развития не приведут к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. При определении ПДВ загрязняющих веществ от расчетного источника необходимо учитывать их концентрацию в атмосфере, обусловленную выбросами от других источников, соблюдая для приземного слоя следующее условие: