Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4210

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природо­охранного законодательства без нанесения значительного ущер­ба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения матери­ального ущерба, если таковой образовался в результате содеянного нарушения.

Материальная, или имущественная, ответственность нарушителей природоохранного законодательства состоит в возмещении ущерба, причиненного их неправомерными действиями. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специаль­ным таксам или в соответствии с общими нормами гражданского законодательства на основании решения суда по иску потерпевшей стороны.

К уголовной ответственности привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальные поте­ри. Конкретные составы экологических преступлений установлены в Уголовном кодексе Республики Беларусь (ст. 263—284), в частности, умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве или в процессе эксплуатации промышленных или иных объектов, повлекшее смерть, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере; порча земли; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засо­рение вод; загрязнение, уничтожение либо повреждение леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут применяться такие меры воздействия, как ограничение или лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и другие ви­ды наказаний, предусмотренные законодательством.

С целью совершенствования правового регулирования рационального природопользования в 1990г. создана Белорусская природоохранная прокуратура, деятельность которой сконцентрирована на проблемах охраны окружающей среды. Прокура­тура осуществляет высший надзор за исполнением природоохранного законодательства, соблюдением законности при рассмотрении уголовных дел в сфере экологии народными судами, обеспечением возмещения вреда за счет виновных и т.д.

Важную роль в пресечении правонарушений в сфере эколо­гии играют службы контроля и общественные организации, од­нако только меры запретительного характера не решат проблему сохранения нашей природной среды. Огромное значение в ее решении имеет воспитание граждан в духе бережного отноше­ния к богатствам природы как к национальному достоянию, уважения к законам, которыми они охраняются, нетерпимости к фактам расточительного отношения к ресурсам природы. Имеющаяся у нас правовая основа природоохранной деятельности нуждается как в обеспечении ее экономическими механизмами реализации, так и в создании сети непрерывного экологи­ческого образования, воспитания и просвещения граждан. То­лько в этом случае можно рассчитывать на действенность правовой защиты природной среды.


Глава 14. НАБЛЮДЕНИЕ, УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

14.1. Сущность и задачи мониторинга окружающей среды

Получение объективной информации о природной среде и ха­рактере антропогенных воздействий на нее требует постоянного наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды.

Мониторинг окружающей природной среды — это постоян­ные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием — загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природ­ной среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред: воздушной среды, по­верхностных вод и водных экосистем, геологической среды и на­земных экосистем.

Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблю­дение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов.

По содержанию различают несколько видов мониторинга:

  • биосферный (глобальный) — слежение за общемиро­выми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреж­дение о возникающих экстремальных ситуациях;

  • медицинский (санитарно-токсикологический) — слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды;

  • импактный — слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках:


  • чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);

  • локальный (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников);


  • биологический — слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром) с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников;

  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные);

  • экологический.

Экологический мониторинг требует более детального анализа. Это мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.


Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении современной и достоверной информацией системы управления экологической безопасностью. Он ориентирован также на информационное обслуживание конкретных проектов, между­народных соглашений в области охраны окружающей среды. Основными задачами экологического мониторинга являются наблюдение за источниками и факторами антропогенного воз­действия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, оценка фактического состояния природной среды, прогноз ее динамики и состояния в будущем.

В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются подсистемы:

  • мониторинг атмосферного воздуха, который представляет собой систему регулярных наблюдений, проводимых по опреде­ленной программе для сбора и накопления данных в целях оценки состояния воздуха и прогноза изменений в будущем;

  • мониторинг гидросферы — система регулярных наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод с целью сбора и накопления результатов для оценки состояния и прогноза изменений в будущем;

  • мониторинг земель (почв) — система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного пок­рова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий;

  • радиационный мониторинг — система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в бу­дущем радиационного состояния атмосферного воздуха, повер­хностных и подземных вод, почвы.

14.2. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды в Беларуси

Наблюдение за состоянием природной среды на территории Беларуси проводилось в течение многих веков (первые сведения по гидрологии рек относятся к XIXII вв.), однако систематизированный характер приняло на рубеже XIXXX вв. В тот период действовал ряд метеорологических станций и гидрологических постов транспортных, мелиоративных и других организаций. Их общее число в 1913 г. достигло 129. С созданием Гидрометеорологической службы Беларуси (1930) наблюдения за состоянием природной среды значительно расширились, и в 1941 г. функционировало 464 станции и поста.

Во второй половине XX в. гидрометеорологическая служба интенсифицирует свою деятельность, широко использует дости­жения научно-технического прогресса, полнее обеспечивает на­родное хозяйство и население страны метеорологической, гид­рологической и агрометеорологической информацией, занимается контролем природной среды. Развивается специализиро­ванное обслуживание авиации, сельского хозяйства, транспор­та, линий связи, электропередач, крупных новостроек. Исполь­зуются автоматические станции, радиолокаторы, позволяющие получать данные на высотах до 40 км, поступает информация с метеорологических спутников Земли. Наряду с гидрометеороло­гической формируется санитарно-эпидемиологическая служба системы здравоохранения и другие ведомственные сети монито­ринга окружающей среды.


Закон Республики Беларусь "О гидрометеорологической дея­тельности" (1999) закрепил ведущее положение государствен­ной гидрометеорологической службы в осуществлении монито­ринга окружающей природной среды (ст. 26). Она обязана в дальнейшем обеспечивать проведение мониторинга состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв и радиоактив­ного загрязнения окружающей среды. Гидрометеорологическая сеть Беларуси состоит из 4 гидрометеорологических обсервато­рий (Минская головная, Гомельская, Брестская и Витебская зо­нальные), которые выполняют широкий комплекс наблюдений и обобщают материалы исследований, метеорологических стан­ций (в Минске 9 станций и по 2—3 станции в других крупных городах), гидрологических станций и постов.

Мониторинг атмосферного воздуха в системе гидрометео­службы организован на стационарных постах в 16 городах стра­ны, ежесуточно (3—4 раза) производится отбор проб на основные (пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота) и спе­цифические загрязняющие вещества, перечень которых устанавливается на основании данных о составе и количестве выбросов вредных веществ по каждому городу. Кроме того, проводят­ся экспедиционные или эпизодические наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха еще в 14 городах.

Мониторинг состояния поверхностных вод Беларуси прово­дится в 93 пунктах на 146 створах; регулярными наблюдениями охвачено 58 рек, 10 озер, 5 водохранилищ; часть водных объек­тов обследуется экспедиционным путем. Контроль качества по­верхностных вод проводится по гидрохимическим и гидробио­логическим показателям в соответствии с утвержденными стандартами. Гидрохимические наблюдения включают до 60 ингре­диентов и показателей качества воды, характеризующих как ес­тественный состав поверхностных вод, так и специфические заг­рязняющие вещества.

Мониторинг земель (почв) включает наблюдения за загрязнением почв пестицидами и токсичными веществами промыш­ленного происхождения. Отбор проб проводится на пун­ктах, расположенных равномерно по территории Беларуси, ана­лизируются 2—4 ингредиента. Загрязнение почв тяжелыми металлами и другими токсичными веществами контролируется на территории 40 крупных и средних городов страны.

Чернобыльская катастрофа обусловила создание на всей территории Беларуси нового вида мониторинга — радиационного. В рамках гидрометеослужбы работает центр радиационного контроля и мониторинга природной среды, который совместно с сетевыми подразделениями гидрометеослужбы осуществляет ежедневное измерение на 54 станциях (постах) доз гамма-излучений. Контролируется уровень радиоактивных выпадений из приземного слоя на 22 станциях. Ежемесячно ведется контроль за содержанием радионуклидов в поверхностных водах рек Бе­ларуси (Днепра, Припяти, Сожа, Ипути, Беседи). Радиацион­но-химический мониторинг почвы проводится на 18 ландшаф­тно-геохимических полигонах и 181 площадке. Создана и эк­сплуатируется информационно-вычислительная система радиационно-экологического мониторинга, которая позволяет опера­тивно обеспечивать центральные и местные органы государ­ственного управления и население необходимой информацией.


Наблюдение за состоянием окружающей среды Беларуси продолжительное время осуществляет также санитарно-эпиде­миологическая служба, функционирующая в системе здравоох­ранения. Одним из основных аспектов ее деятельности с 70-х го­дов является контроль за проведением общегосударственных мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений окружающей среды. Санитарно-эпидемиологичес­кая служба сосредоточивает главное внимание на вопросах ох­раны здоровья населения, и состояние окружающей среды учитывается в той мере, в какой оно влияет на здоровье людей. Име­ются 152 стационарных пункта, которые выполняют отбор и анализ проб воздуха, контролируют качество питьевой воды. В наиболее крупных городах небольшое количество постоянных станций мониторинга создается в жилых районах, они дополня­ют сеть станций, действующих под управлением гидрометео­службы.

На крупных и средних предприятиях санэпидемслужба вы­полняет мониторинг воздушной среды в пределах санитарно-защитных зон с целью контроля за соблюдением норм гигиены труда. Используются мобильные станции мониторинга для от­бора проб микрочастиц в воздушной среде. Лаборатории в систе­ме санэпидемслужбы оборудованы для выявления около 100 загрязнителей.

Функционируют и другие виды мониторинга. Широко пред­ставлена мониторинговая сеть стационарных пунктов наблюде­ния подземных вод, она включает 112 фоновых постов (555 скважин) и 56 постов в районах хозяйственных объектов. Су­ществуют государственная, ведомственные и локальные сети лесного мониторинга, а также элементы сетей мониторинга лу­говой и водной растительности. Сейсмический мониторинг сос­тоит из двух обсерваторий ("Плещеницы" и "Нарочь"), регио­нальных станций ("Брест", "Гомель", "Солигорск"); наблюде­ния носят круглосуточный характер. При Белорусском государ­ственном университете создан Национальный научно-учебный центр мониторинга озоносферы.

В связи с принятием Закона "Об охране окружающей среды" (1992) возникла необходимость изменить структуру государ­ственного экологического мониторинга, устранить параллелизм и дублирование функций в работе его органов, обеспечить эф­фективность государственного управления и контроля качества окружающей среды. Это достигается в ходе создания Нацио­нальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС), обеспечивающей выполнение государственной политики в облас­ти природопользования и охраны окружающей среды. Целью создания НСМОС является обеспечение всех уровней управле­ния необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управ­ленческих решений (программа формирования НСМОС утверждена правительством страны в 1995 г.).

НСМОС призвана решать следующие задачи: