Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4422

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее перспективным методом интернализации внеш­них издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный по­тенциал природной среды и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него.

Под ассимиляционным потенциалом понимается способность природной среды обезвреживать, поглощать и пере­рабатывать определенное количество вредных веществ без изме­нения своих основных свойств. Благодаря наличию такой способ­ности у природной среды общество имеет возможность осущес­твлять экономию природоохранных издержек, которая в конеч­ном итоге и определяет ценность ассимиляционного потенциала.

Для обеспечения рационального использования ассимиляци­онного потенциала необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстернальные издержки превращаются в интернальные (внутренние): либо пользователь ассимиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель). платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, ес­ли он создал "грязное" производство), или получает дополнитель­ные доходы от сельского хозяйства, туризма и другого бизнеса, требующего хорошего качества природной среды. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или центральных органов власти. Именно они должны обеспе­чить первоначальное распределение имущественных прав на ас­симиляционный потенциал природной среды между предприяти­ем-загрязнителем (путем продажи лицензий на загрязнения). Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (про­дажи) прав собственности, тогда процесс рационального его ис­пользования будет обеспечен в динамике. В конечном итоге в ре­зультате взаимовыгодных уступок и переговоров будет выбран оптимальный для природопользователей (и природы) вариант.

Нетрудно заметить, что такой метод напоминает практикуе­мые в США "баббл-принцип" и "политику компенсации выбро­сов", которые возникли в связи с формированием рынка прав на загрязнения. По-видимому, и у нас реальная возможность ин­тернализации внешних издержек путем введения имуществен­ных прав на ассимиляционный потенциал и дальнейшего его пе­рераспределения возникнет только тогда, когда рыночные отно­шения займут прочные позиции во всех сферах экономики.


18.3. Инвестирование природоохранной деятельности


В целях обеспечения единого подхода к понятиям "виды природоохранной деятельности" и "природоохранные затраты" в нашей стране был принят "Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (утвержден Минприроды Республики Беларусь и введен в дей­ствие 21 августа 1997 г.). Структура и содержание классифика­тора учитывают рекомендации Конференции европейских ста­тистиков, изложенные в Единой Европейской стандартной ста­тистической классификации природоохранных объектов и расхо­дов на охрану окружающей среды (Париж, 13—17 июня 1994 г., документ CES/822).


В классификаторе выделяются две конкретные формы при­родоохранной деятельности:

текущая природоохранная деятельность;

природоохранные мероприятия.

Текущая природоохранная деятельность — это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основ­ных фондов природоохранного назначения.

Природоохранные мероприятия — это природоохранная де­ятельность, предпринимаемая в целях существенного улучше­ния состояния окружающей природной среды или создания ус­ловий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероп­риятий может быть создание основных фондов природоохранно­го назначения.

В классификаторе указаны наиболее характерные виды при­родоохранной деятельности в разрезе отдельных природные сред:

охрана атмосферного воздуха;

охрана водных ресурсов;

охрана земель и недр;

охрана биоразнообразия и ландшафтов:

лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов;

охрана и воспроизводство животного мира;

комплексные направления природоохранной деятельнос­ти (создание, развитие и обеспечение функционирования особ( охраняемых природных территорий и объектов);

специальные сферы природоохранной деятельности (обра­щение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией);

управление и контроль в области природоохранной деятельности.

В соответствии с видами природоохранной деятельности вы­деляются следующие затраты экологического назначения:

текущие затраты предприятий, организаций и учрежде­ний на охрану окружающей среды;

затраты на капитальный ремонт основных фондов приро­доохранного назначения;

капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные);

затраты на содержание заповедников и иных особо охраня­емых природных территорий, а также на охрану ресурсов жи­вотного мира, охрану лесных ресурсов и других элементов лан­дшафта;

затраты на научные исследования в области охраны окру­жающей среды и рационального использования природных ре­сурсов;

затраты на содержание государственных органов по охра­не окружающей среды и рациональному использованию при­родных ресурсов;

затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов);

затраты на международное сотрудничество в области охра­ны окружающей среды и рационального использования природ­ных ресурсов.

На природоохранные мероприятия в Беларуси расходуется значительная часть капитальных вложений. В среднем по про­мышленности они составляют 3 % общих капиталовложений, но их доля сильно колеблется в зависимости от отраслевых осо­бенностей производства: в стройиндустрии инвестиции в основ­ной капитал экологического назначения составляют 0,9 % от их общего объема, в черной металлургии — 4,6 % , а на отдельных предприятиях химической промышленности их доля достигает 40 % стоимости основных производственных фондов.


Основная часть капиталовложений экологического назначе­ния в Беларуси идет на охрану и рациональное использование водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений. Так, в 1990—1995 гг. около 70 % объема инвестиций, направлявшихся в природоохранную дея­тельность, предназначалось на охрану и рациональное исполь­зование водных ресурсов, 15—20 % — на защиту воздушного бассейна, около 12—15 % — на охрану земель, остальное — на полигоны и предприятия по утилизации и захоронению токсич­ных бытовых и промышленных отходов (табл.18.1). В странах с высокоразвитой экономикой соотношение капитальных затрат на охрану водной среды и воздушного бассейна прямо противо­положное, поскольку прогрессивные производственные техно­логии предусматривают использование замкнутых оборотных систем водоснабжения, а не дорогостоящих систем водоотведения сточных вод с использованием капиталоемких очистных со­оружений, как у нас. Защита же воздушного бассейна требует значительных затрат на пылегазоулавливающие установки, стоимость которых может составлять более 20 % стоимости основного технологического оборудования. Следует заметить, что начиная с 1996 г. в Беларуси наметилась тенденция к некоторо­му сближению удельного веса инвестиций в основной капитал, направляемых на охрану водных ресурсов и воздушного бассей­на (так, в 1999 г. на эти цели выделено соответственно 44 и 33 % капиталовложений природоохранного назначения).



Таблица 18.1

Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь


Назначение

Капитальные вложения

1990г.

1995г.

1997г.

1998г.

1999 г.

млрд. р. %

млрд. р. %

млрд. р. %

млрд. р. %

Млрд. р. %

Всего

0,09100

568,1100

2113,5100

3458,7100

13 158,4100

Охрана и рациональ­ное использование водных ресурсов

0,0770

353,567

951,645

1 616,447

5 835,444

Охрана атмосферно­го воздуха

0,0115

111,020

914,343

1216,235

4 302,633

Охрана земель

0,0115

67,512

202,910

475,714

2 706,821

Утилизация, обез­вреживание, захоро­нение токсичных, промышленных, бы­товых и других отхо­дов

-

6,11

44,72

150,44

313,621



Если сравнить капитальные вложения в сопоставимых це­нах, то окажется, что в 1996 г. на охрану природы было выделе­но инвестиций на 10 % меньше, чем в 1990 г. Снижение инвес­тиций в охрану окружающей среды происходило параллельно с уменьшением всего объема капитальных вложений в экономику государства. В итоге инвестиции 1990—1995 гг. в охрану окру­жающей среды составили 1 — 2,5 % чистых капитальных вложе­ний, что явно недостаточно по международным параметрам. Не­которое оживление инвестиционной деятельности государства привело к увеличению доли природоохранных инвестиций в ос­новной капитал за 1998 г. и 1999 г. до 2,7—3,1 % чистых капи­тальных вложений.


В распределении текущих затрат по видам природоохранной деятельности в целом по Беларуси прослеживаются тенденции, характерные для капитальных вложений (табл. 18.2). Но в от­личие от капитальных затрат, доля которых на охрану атмос­ферного воздуха после 1995 г. значительно возросла и в послед годы составляла более трети, почти 3/4 текущих затрат экологического назначения по-прежнему идет на охрану водных ресурсов.



Таблица 18.2

Текущие затраты на охрану и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь


Назначение

Текущие затраты

1990 г.

1995 г.

1998 г.

1999 г.

млн.

%

млрд. р.

%

млрд. р.

%

млрд. р.

%

Всего

238

100

1837

100

8511

100

44 513

100

На охрану и рациональное ис­пользование водных ресурсов

181

76

1459

79

6006

71

31 658

71

На охрану атмосферного воздуха

44

19

273

15

1892

22

10 119

23

На охрану земли от загрязне­ния отходами производства и потребления

7

3

78

4

492

5

2160

5

На рекультивацию земель

6

2

12

1

60

1

312

0,6

На проведение инвентаризации источников загрязнения окру­жающей среды, нормирование выбросов и сбросов и т.д.

-

-

14

1

61

1

263

0,4



Анализ сводных данных о затратах на охрану природы в 1998 г. в сопоставлении с оценкой ущерба только от загрязне­ния водных ресурсов и воздушного бассейна (последнего —лишь стационарными источниками, которые выбрасывают в атмосфе­ру менее 20 % суммарного объема загрязнений) и величиной произведенного в том же году в республике валового внутренне­го продукта (табл. 18.3) свидетельствует о том, что рассчитан­ный специалистами НИЭИ Минэкономики ущерб от загрязне­ния двух сред — водной и воздушной — составил 4,0 % по отно­шению к ВВП, причем можно с уверенностью сказать, что оцен­ки ущерба сильно занижены относительно реально существую­щего. Это обусловлено отсутствием необходимой информации, погрешностями статистической базы данных, методическими трудностями определения реального ущерба от выбросов авто­мобильного транспорта. Сами разработчики не скрывали, что оценка ущерба носит приближенный характер, расчеты явля­ются укрупненными, не учитывают всех источников загрязне­ния и загрязняющих веществ.


Таблица 18.3

Сопоставление затрат на охрану природы, оценки ущерба от загрязнения окружающей среды и ВВП Республики Беларусь в 1998 г.



Показатели

Млрд. р., %

Затраты на охрану природы: Всего, млрд. р. (без затрат на содержание управленческого аппа­рата, текущих затрат на НИР, образование, пропаганду и т.п.)

13 005,0

В том числе совокупные затраты на охрану водных ресурсов и ат­мосферного воздуха, млрд. р

10 730,7

Экономический ущерб от загрязнения водных ресурсов и воз­душного бассейна, млрд. р.

25 905,8

Производство ВВП, млрд. р.

662 369,9

Оценка экономического ущерба, % от ВВП

4,0

Общая сумма затрат на охрану окружающей среды, % от ВВП

1,9

Затраты на охрану водных ресурсов и атмосферного воздуха, % от ВВП

1,6


Рассчитано по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь.

В развитых странах оценки совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды колеблются сейчас в пределах 2—7 % ВНП, на протяжении последних 20—25 лет природоохранные затраты там выросли многократно и состав­ляют 3—6 % ВНП. У нас же, согласно официальной статистике, общие расходы на охрану природы в 1998 г. составили 1,9 % от ВВП (в 1994 г. — 2,9 %), а затраты на охрану водных ресурсов и атмосферного воздуха — 1,6 % . В то же время ущерб от загряз­нения воздушной и водной сред (только от стационарных источ­ников загрязнения) в 2,4 раза превысил затраты на охрану воз­душного бассейна и водных ресурсов, а реально эта цифра зна­чительно выше (табл. 18.3).

Экспертные оценки специалистов свидетельствуют о том, что расходы, необходимые для стабилизации экологической об­становки, должны быть соизмеримыми с оценкой ущерба от заг­рязнения среды. Такие средства пока не могут быть выделены ввиду отсутствия экономических возможностей, однако в даль­нейшем обществу придется выделять для ликвидации негатив­ных экологических последствий антропогенной деятельности все более значительную часть своего национального дохода.

Выбор природоохранных мероприятий требует всесторонне­го экономического обоснования экологических затрат, что име­ет особо важное значение при ограниченности государственных средств и необходимости их использования с наибольшей отда­чей в условиях перехода к рыночным отношениям. Для обоснования экономической целесообразности природоохранных ме­роприятий используются показатели эффективности затрат эко­логического назначения.



Глава 19. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


19.1. Экономическая эффективность природоохранных затрат: сущность, показатели, методика определения


Экономическая эффективность затрат означает их результа­тивность, то есть соотношение между результатами и обеспечив­шими их затратами. В соответствии с разработанной в 80-е годы типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий для обоснова­ния природоохранных затрат используются показатели общей и сравнительной эффективности.