Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2020
Просмотров: 4422
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 8. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
8.1. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ И ДРУГИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
9.1. Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов
9.5. Экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования
Глава 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЕСУРСОВ НЕДР
10.1. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
10.2. Общая характеристика и классификация полезных
10.3. Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь
10.4. Основные пути рационального использования и охраны недр
Наиболее перспективным методом интернализации внешних издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него.
Под ассимиляционным потенциалом понимается способность природной среды обезвреживать, поглощать и перерабатывать определенное количество вредных веществ без изменения своих основных свойств. Благодаря наличию такой способности у природной среды общество имеет возможность осуществлять экономию природоохранных издержек, которая в конечном итоге и определяет ценность ассимиляционного потенциала.
Для обеспечения рационального использования ассимиляционного потенциала необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстернальные издержки превращаются в интернальные (внутренние): либо пользователь ассимиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель). платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, если он создал "грязное" производство), или получает дополнительные доходы от сельского хозяйства, туризма и другого бизнеса, требующего хорошего качества природной среды. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или центральных органов власти. Именно они должны обеспечить первоначальное распределение имущественных прав на ассимиляционный потенциал природной среды между предприятием-загрязнителем (путем продажи лицензий на загрязнения). Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности, тогда процесс рационального его использования будет обеспечен в динамике. В конечном итоге в результате взаимовыгодных уступок и переговоров будет выбран оптимальный для природопользователей (и природы) вариант.
Нетрудно заметить, что такой метод напоминает практикуемые в США "баббл-принцип" и "политику компенсации выбросов", которые возникли в связи с формированием рынка прав на загрязнения. По-видимому, и у нас реальная возможность интернализации внешних издержек путем введения имущественных прав на ассимиляционный потенциал и дальнейшего его перераспределения возникнет только тогда, когда рыночные отношения займут прочные позиции во всех сферах экономики.
18.3. Инвестирование природоохранной деятельности
В целях обеспечения единого подхода к понятиям "виды природоохранной деятельности" и "природоохранные затраты" в нашей стране был принят "Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (утвержден Минприроды Республики Беларусь и введен в действие 21 августа 1997 г.). Структура и содержание классификатора учитывают рекомендации Конференции европейских статистиков, изложенные в Единой Европейской стандартной статистической классификации природоохранных объектов и расходов на охрану окружающей среды (Париж, 13—17 июня 1994 г., документ CES/822).
В классификаторе выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности:
♦ текущая природоохранная деятельность;
♦ природоохранные мероприятия.
Текущая природоохранная деятельность — это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения.
Природоохранные мероприятия — это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения.
В классификаторе указаны наиболее характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных природные сред:
♦ охрана атмосферного воздуха;
♦ охрана водных ресурсов;
♦ охрана земель и недр;
♦ охрана биоразнообразия и ландшафтов:
— лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов;
— охрана и воспроизводство животного мира;
— комплексные направления природоохранной деятельности (создание, развитие и обеспечение функционирования особ( охраняемых природных территорий и объектов);
♦ специальные сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией);
♦ управление и контроль в области природоохранной деятельности.
В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения:
♦ текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды;
♦ затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения;
♦ капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные);
♦ затраты на содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, а также на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов и других элементов ландшафта;
♦ затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
♦ затраты на содержание государственных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
♦ затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов);
♦ затраты на международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
На природоохранные мероприятия в Беларуси расходуется значительная часть капитальных вложений. В среднем по промышленности они составляют 3 % общих капиталовложений, но их доля сильно колеблется в зависимости от отраслевых особенностей производства: в стройиндустрии инвестиции в основной капитал экологического назначения составляют 0,9 % от их общего объема, в черной металлургии — 4,6 % , а на отдельных предприятиях химической промышленности их доля достигает 40 % стоимости основных производственных фондов.
Основная часть капиталовложений экологического назначения в Беларуси идет на охрану и рациональное использование водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений. Так, в 1990—1995 гг. около 70 % объема инвестиций, направлявшихся в природоохранную деятельность, предназначалось на охрану и рациональное использование водных ресурсов, 15—20 % — на защиту воздушного бассейна, около 12—15 % — на охрану земель, остальное — на полигоны и предприятия по утилизации и захоронению токсичных бытовых и промышленных отходов (табл.18.1). В странах с высокоразвитой экономикой соотношение капитальных затрат на охрану водной среды и воздушного бассейна прямо противоположное, поскольку прогрессивные производственные технологии предусматривают использование замкнутых оборотных систем водоснабжения, а не дорогостоящих систем водоотведения сточных вод с использованием капиталоемких очистных сооружений, как у нас. Защита же воздушного бассейна требует значительных затрат на пылегазоулавливающие установки, стоимость которых может составлять более 20 % стоимости основного технологического оборудования. Следует заметить, что начиная с 1996 г. в Беларуси наметилась тенденция к некоторому сближению удельного веса инвестиций в основной капитал, направляемых на охрану водных ресурсов и воздушного бассейна (так, в 1999 г. на эти цели выделено соответственно 44 и 33 % капиталовложений природоохранного назначения).
Таблица 18.1
Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь
Назначение |
Капитальные вложения |
||||
1990г. |
1995г. |
1997г. |
1998г. |
1999 г. |
|
млрд. р. % |
млрд. р. % |
млрд. р. % |
млрд. р. % |
Млрд. р. % |
|
Всего |
0,09100 |
568,1100 |
2113,5100 |
3458,7100 |
13 158,4100 |
Охрана и рациональное использование водных ресурсов |
0,0770 |
353,567 |
951,645 |
1 616,447 |
5 835,444 |
Охрана атмосферного воздуха |
0,0115 |
111,020 |
914,343 |
1216,235 |
4 302,633 |
Охрана земель |
0,0115 |
67,512 |
202,910 |
475,714 |
2 706,821 |
Утилизация, обезвреживание, захоронение токсичных, промышленных, бытовых и других отходов |
- |
6,11 |
44,72 |
150,44 |
313,621 |
Если сравнить капитальные вложения в сопоставимых ценах, то окажется, что в 1996 г. на охрану природы было выделено инвестиций на 10 % меньше, чем в 1990 г. Снижение инвестиций в охрану окружающей среды происходило параллельно с уменьшением всего объема капитальных вложений в экономику государства. В итоге инвестиции 1990—1995 гг. в охрану окружающей среды составили 1 — 2,5 % чистых капитальных вложений, что явно недостаточно по международным параметрам. Некоторое оживление инвестиционной деятельности государства привело к увеличению доли природоохранных инвестиций в основной капитал за 1998 г. и 1999 г. до 2,7—3,1 % чистых капитальных вложений.
В распределении текущих затрат по видам природоохранной деятельности в целом по Беларуси прослеживаются тенденции, характерные для капитальных вложений (табл. 18.2). Но в отличие от капитальных затрат, доля которых на охрану атмосферного воздуха после 1995 г. значительно возросла и в послед годы составляла более трети, почти 3/4 текущих затрат экологического назначения по-прежнему идет на охрану водных ресурсов.
Таблица 18.2
Текущие затраты на охрану и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь
Назначение |
Текущие затраты |
|||||||
1990 г. |
1995 г. |
1998 г. |
1999 г. |
|||||
млн. |
% |
млрд. р. |
% |
млрд. р. |
% |
млрд. р. |
% |
|
Всего |
238 |
100 |
1837 |
100 |
8511 |
100 |
44 513 |
100 |
На охрану и рациональное использование водных ресурсов |
181 |
76 |
1459 |
79 |
6006 |
71 |
31 658 |
71 |
На охрану атмосферного воздуха |
44 |
19 |
273 |
15 |
1892 |
22 |
10 119 |
23 |
На охрану земли от загрязнения отходами производства и потребления |
7 |
3 |
78 |
4 |
492 |
5 |
2160 |
5 |
На рекультивацию земель |
6 |
2 |
12 |
1 |
60 |
1 |
312 |
0,6 |
На проведение инвентаризации источников загрязнения окружающей среды, нормирование выбросов и сбросов и т.д. |
- |
- |
14 |
1 |
61 |
1 |
263 |
0,4 |
Анализ сводных данных о затратах на охрану природы в 1998 г. в сопоставлении с оценкой ущерба только от загрязнения водных ресурсов и воздушного бассейна (последнего —лишь стационарными источниками, которые выбрасывают в атмосферу менее 20 % суммарного объема загрязнений) и величиной произведенного в том же году в республике валового внутреннего продукта (табл. 18.3) свидетельствует о том, что рассчитанный специалистами НИЭИ Минэкономики ущерб от загрязнения двух сред — водной и воздушной — составил 4,0 % по отношению к ВВП, причем можно с уверенностью сказать, что оценки ущерба сильно занижены относительно реально существующего. Это обусловлено отсутствием необходимой информации, погрешностями статистической базы данных, методическими трудностями определения реального ущерба от выбросов автомобильного транспорта. Сами разработчики не скрывали, что оценка ущерба носит приближенный характер, расчеты являются укрупненными, не учитывают всех источников загрязнения и загрязняющих веществ.
Таблица 18.3
Сопоставление затрат на охрану природы, оценки ущерба от загрязнения окружающей среды и ВВП Республики Беларусь в 1998 г.
Показатели |
Млрд. р., % |
Затраты на охрану природы: Всего, млрд. р. (без затрат на содержание управленческого аппарата, текущих затрат на НИР, образование, пропаганду и т.п.) |
13 005,0 |
В том числе совокупные затраты на охрану водных ресурсов и атмосферного воздуха, млрд. р |
10 730,7 |
Экономический ущерб от загрязнения водных ресурсов и воздушного бассейна, млрд. р. |
25 905,8 |
Производство ВВП, млрд. р. |
662 369,9 |
Оценка экономического ущерба, % от ВВП |
4,0 |
Общая сумма затрат на охрану окружающей среды, % от ВВП |
1,9 |
Затраты на охрану водных ресурсов и атмосферного воздуха, % от ВВП |
1,6 |
Рассчитано по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь.
В развитых странах оценки совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды колеблются сейчас в пределах 2—7 % ВНП, на протяжении последних 20—25 лет природоохранные затраты там выросли многократно и составляют 3—6 % ВНП. У нас же, согласно официальной статистике, общие расходы на охрану природы в 1998 г. составили 1,9 % от ВВП (в 1994 г. — 2,9 %), а затраты на охрану водных ресурсов и атмосферного воздуха — 1,6 % . В то же время ущерб от загрязнения воздушной и водной сред (только от стационарных источников загрязнения) в 2,4 раза превысил затраты на охрану воздушного бассейна и водных ресурсов, а реально эта цифра значительно выше (табл. 18.3).
Экспертные оценки специалистов свидетельствуют о том, что расходы, необходимые для стабилизации экологической обстановки, должны быть соизмеримыми с оценкой ущерба от загрязнения среды. Такие средства пока не могут быть выделены ввиду отсутствия экономических возможностей, однако в дальнейшем обществу придется выделять для ликвидации негативных экологических последствий антропогенной деятельности все более значительную часть своего национального дохода.
Выбор природоохранных мероприятий требует всестороннего экономического обоснования экологических затрат, что имеет особо важное значение при ограниченности государственных средств и необходимости их использования с наибольшей отдачей в условиях перехода к рыночным отношениям. Для обоснования экономической целесообразности природоохранных мероприятий используются показатели эффективности затрат экологического назначения.
Глава 19. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
19.1. Экономическая эффективность природоохранных затрат: сущность, показатели, методика определения
Экономическая эффективность затрат означает их результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами. В соответствии с разработанной в 80-е годы типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий для обоснования природоохранных затрат используются показатели общей и сравнительной эффективности.