Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2020
Просмотров: 4423
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 8. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
8.1. Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ И ДРУГИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
9.1. Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов
9.5. Экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования
Глава 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА РЕСУРСОВ НЕДР
10.1. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе
10.2. Общая характеристика и классификация полезных
10.3. Оценка полезных ископаемых Республики Беларусь
10.4. Основные пути рационального использования и охраны недр
Осознав это, человечество ищет пути перехода к цивилизации нового типа — цивилизации равновесного природопользования, где антропогенное воздействие на природу будет приведено в соответствие со способностью природных систем нести эту нагрузку.
Начало широким международным обсуждениям проблем развития и сохранения при этом среды обитания положила Конференция по охране окружающей среды, созванная в 1972 г. ЮНЕСКО в г. Стокгольме. В 1987 г. Комиссия ООН по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд) в своем докладе "Наше общее будущее" поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, выработки новых ориентиров, основанных на концепции перехода к устойчивому развитию. Под устойчивым понимается развитие общества, при котором удовлетворение его потребностей осуществляется с условием экологических ограничений, без отрицательных последствий для будущих поколений. Речь идет о таком развитии экономики, которое обеспечивает рост благосостояния, условий труда и жизни настоящего и будущих поколений при сохранении динамического равновесия между всеми компонентами биосферы, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, широком вовлечении в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.
Дальнейшее развитие идеи устойчивого развития получили на Конференции ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств в Рио-де-Жанейро (1992), которая призвала к скорейшему принятию всеми странами стратегии, базирующейся на концепции устойчивого развития. Такое развитие требует структурной, технологической, институциональной перестройки, которая соответствовала бы пересмотру ценностных установок общества для исполнения требований конференции.
Модель устойчивого развития весьма актуальна для нашей страны, экономика которой долгое время была частью единого народнохозяйственного комплекса СССР, ориентировалась в основном на союзный рынок и зависела от поставок сырья, энергоносителей и других важных производственных ресурсов из других республик. Распад СССР отрицательно сказался на стабильности развития Беларуси. Кроме того, широкое развитие промышленности (химической, нефтехимии, машиностроения и др.), базирующейся в основном на устаревших многоотходных технологиях, наличие большого количества животноводческих комплексов, сбрасывающих свои отходы в окружающую среду, радиационное загрязнение более 1/5 территории республики после чернобыльской катастрофы до предела осложнили экологическую ситуацию в Беларуси. Это и предопределило широкое признание у нас идеи устойчивого развития и неотложную потребность разработки Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь.
НСУР была разработана в целях обеспечения эффективного участия страны в решении вопросов устойчивого социально-экономического развития в рамках мирового хозяйства исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). НСУР Республики Беларусь рассматривалась на Международной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой (г. Минск, апрель 1997 г.), в которой Участвовали представители Секретариата ООН, ЮНЕП, ОБСЕ, ВОЗ, МАГАТЭ и других международных организаций, и получила положительную оценку.
НСУР разработана на период до 2010 г. Предполагается, что она должна входить в систему прогнозных и плановых документов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и разрабатываться каждые 5 лет на 15-летний период. Стратегия представляет собой комплекс научно обоснованных направлений по решению общенациональных экономических, социальных, экологических проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием. Она содержит рекомендации правительству, неправительственным структурам и общественным организациям, которые должны учитываться при принятии и реализации решений. Безусловно, НСУР имеет большую научную и практическую ценность как программный документ, разработанный ведущими учеными и специалистами республики.
Один из важнейших компонентов и принципов устойчивого развития в НСУР — экологический императив* в развитии народного хозяйства. Он предполагает повышение роли экологической политики государства, обусловленной взаимозависимостью экономического благосостояния и экологического, благополучия общества. Экологическую политику мы рассматриваем как своеобразный свод правил по созданию согласованной системы управленческих решений в сфере природопользования. В соответствии с экологической политикой, в интересах устойчивого социально-экономического развития, требуют решения отмеченные в НСУР задачи:
♦ включение экологического императива в структурно-инвестиционную политику, переход производства к стратегии качественного роста под экологическим контролем;
♦ последовательная экологизация всех звеньев общественного производства на основе поэтапного перевода промышленности на малоотходные технологии и комплексные безотходные производства, ориентированные на качественное социально-технологическое преобразование современного общества;
♦ совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающее отказ от затратного подхода, переход к биосферно-совместимому природопользованию, расширение системы платности использования всех природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
♦ создание механизма приоритетного финансирования важнейших природоохранных мероприятий;
♦ осуществление экологически обоснованного размещения и развития производительных сил с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;
♦ обеспечение условий для формирования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг;
*Императив (от лат. imperativus — повелительный) — безусловный принц поведения.
♦ усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;
♦ реализация комплекса мер по реабилитации радиационно-загрязненных территорий, максимальное снижение вредного воздействия на природную среду и население последствий чернобыльской катастрофы, включая организационно-технические мероприятия и меры социальной направленности;
♦ повышение уровня экологического образования и воспитания населения;
♦ обеспечение полной гласности, доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативного и объективного оповещения населения об экологически опасных ситуациях и др.
Важнейшим средством реализации экологической политики являются институциональные преобразования с целью создания эффективных рыночных структур, формирование нового правового и экономического механизма регулирования экологической сферы. Эти преобразования предполагают:
♦ совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование при экологическом реформировании с последующим переходом на международные стандарты как необходимое условие вхождения Беларуси в мировую экономику и международную систему обеспечения экологической безопасности;
♦ экономическое стимулирование средствами государственной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсо- и энергосбережения, внедрение экологичной техники и технологии;
♦ обеспечение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения всех программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
♦ формирование рынка труда, экологических работ и услуг, развитие предпринимательства в экологической сфере;
♦ создание гарантий возмещения предприятиями, организациями и частными лицами экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;
♦ содействие использованию технической и финансовой помощи международных организаций, иностранных инвестиций в практическом решении экологических проблем;
♦ формирование кадрового потенциала, способного на практике реализовать задачи экологической политики.
Условиями экономического роста как фактора устойчивого развития являются достижение финансовой стабильности на макроэкономическом уровне, наличие достаточных внутренних и привлеченных извне финансовых ресурсов, а также создание механизма аккумулирования и использования этих средств на наиболее эффективных направлениях.
Расширение экономических возможностей субъектов хозяйствования и управления способствует формированию такого механизма эколого-экономического регулирования, в котором преимущественное использование административных методов управления природопользованием, свойственное недавнему прошлому, сменяется приоритетом экономических методов. Эта тенденция будет, как подчеркнуто в НСУР, развиваться по мере усиления экономической стабилизации в стране. В целом экономический механизм природопользования должен включать следующие направления:
♦ экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды посредством налоговых, кредитных и других льгот, совершенствование экологического налогообложения;
♦ формирование особого рынка прав и разрешений на техногенные загрязнения;
♦ организация бирж отходов;
♦ создание экологических банков, осуществляющих прием вкладов в виде "излишков сокращений выбросов";
♦ введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя;
♦ осуществление страхования экологического риска и т.д. Таким образом, по мере экономической стабилизации НСУР
предполагает освоение механизмов рыночного регулирования экологической сферы. Наряду с нормативно-правовыми подходами предусматривается развитие экопредпринимательства, рынка экологических работ и услуг, экоаудита и консалтинга, экострахования и т.п.
Ключевым направлением реализации стратегии устойчивого развития, отмечается в НСУР, должно стать прогрессивное изменение отраслевой структуры экономики в сторону снижения удельного веса материале- и энергоемких отраслей индустрии, преобразование производственной базы в отраслях-загрязнителях путем перехода на экологически чистые технологические процессы. Намечается также реструктуризация и санация предприятий с учетом экологического фактора, переход на международные стандарты технологических процессов производства продукции, что обеспечит включение Беларуси в мировую экономику и систему международной экологической безопасности.
Для реализации одного из основных принципов устойчивого развития — рационального экономного использования природных ресурсов, обеспечения здоровой среды обитания настоящего и будущих поколений — Концепцией и программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 гг. допускается достижение роста промышленного производства на 1 % при условии ужесточения удельных экологических нагрузок (лимитов)
0,2 %. Чтобы выполнить это условие, необходимо реализовать целый ряд технических, технологических, организационных и экономических решений, среди которых важнейшие:
♦ снижение выбросов оксидов серы и азота за счет перевода на сжигание природного газа и совершенствование процессов сжигания топлива;
♦ разработка и внедрение нетрадиционных экологически чистых методов производства энергии (солнечной, ветровой, биомассы и др.);
♦ обеспечение производства и использования низкосернистого мазута в необходимом объеме;
♦ стимулирование разработки и внедрения безопасных, экологически чистых и эффективных технологий в промышленности;
♦ оснащение не менее 40 % стационарных источников выбросов пылегазоочистным оборудованием;
♦ выполнение международных соглашений по прекращению использования веществ, разрушающих озоновый слой;
♦ обеспечение создания автоматизированной системы мониторинга загрязнения атмосферы;
♦ совершенствование комплексной водохозяйственной деятельности (создание органа государственного управления с сочетанием территориального и бассейнового принципа), развитие работ по составлению бассейновых схем использования и охраны поверхностных и подземных вод в увязке с другими природными ресурсами (почвой, воздухом и др.);
♦ улучшение системы сбора, обобщения и оценки данных о состоянии вод (мониторинг водной среды), включая оценку антропогенных изменений водных ресурсов на основе научных исследований;
♦ проведение мероприятий по более глубокой очистке сточных вод (ввод новых мощностей очистных сооружений, реконструкция и модернизация действующих в соответствии с прогрессивными технологиями, внедрение мало- и безводных технологий);
♦ завершение создания водоохранных зон рек, озёр и искусственных водоемов на расстоянии до 500 м от уреза воды, установление в защитных зонах жесткого регламента земле- и водопользования, запрет строительства производственных объектов, имеющих выбросы и стоки, и т.д.
20.2. Совершенствование налогового и ценового регулирования экологической сферы
В условиях переходной экономики в реализации экологической политики все более приоритетными становятся экономические рычаги регулирования сферы природопользования, и в первую очередь — формирование экологически ориентированных налоговой системы и механизма ценообразования.
Долгосрочная программа экологизации налоговой системы должна объединять, по мнению специалистов, поэтапную реализацию следующих задач:
♦ последовательное повышение доли налогов на использование природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговые поступлениях в республиканский и местные бюджеты;
♦ расширение базы природно-ресурсного налогообложение за счет введения налогов на использование ассимиляционного потенциала окружающей среды;
♦ введение акцизов на товары и услуги, потребление которых сопряжено с повышенным экологическим риском;
♦ расширение налоговых льгот для предприятий и организаций, осваивающих производство экологически безопасных изделий или применение замкнутых (малоотходных) технологий;