Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4423

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осознав это, человечество ищет пути перехода к цивилиза­ции нового типа — цивилизации равновесного природопользова­ния, где антропогенное воздействие на природу будет приведено в соответствие со способностью природных систем нести эту наг­рузку.

Начало широким международным обсуждениям проблем развития и сохранения при этом среды обитания положила Кон­ференция по охране окружающей среды, созванная в 1972 г. ЮНЕСКО в г. Стокгольме. В 1987 г. Комиссия ООН по окружаю­щей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд) в своем док­ладе "Наше общее будущее" поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, выработки новых ориентиров, основанных на концепции перехода к устойчивому развитию. Под устойчивым понимается развитие общества, при котором удовлетворение его потребностей осуществляет­ся с условием экологических ограничений, без отрицательных последствий для будущих поколений. Речь идет о таком разви­тии экономики, которое обеспечивает рост благосостояния, ус­ловий труда и жизни настоящего и будущих поколений при сох­ранении динамического равновесия между всеми компонентами биосферы, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, широком вовлечении в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

Дальнейшее развитие идеи устойчивого развития получили на Конференции ООН по окружающей среде и развитию на уров­не глав государств и правительств в Рио-де-Жанейро (1992), ко­торая призвала к скорейшему принятию всеми странами страте­гии, базирующейся на концепции устойчивого развития. Такое развитие требует структурной, технологической, институцио­нальной перестройки, которая соответствовала бы пересмотру ценностных установок общества для исполнения требований конференции.

Модель устойчивого развития весьма актуальна для нашей страны, экономика которой долгое время была частью единого народнохозяйственного комплекса СССР, ориентировалась в ос­новном на союзный рынок и зависела от поставок сырья, энерго­носителей и других важных производственных ресурсов из дру­гих республик. Распад СССР отрицательно сказался на стабиль­ности развития Беларуси. Кроме того, широкое развитие про­мышленности (химической, нефтехимии, машиностроения и др.), базирующейся в основном на устаревших многоотходных технологиях, наличие большого количества животноводческих комплексов, сбрасывающих свои отходы в окружающую среду, радиационное загрязнение более 1/5 территории республики после чернобыльской катастрофы до предела осложнили эколо­гическую ситуацию в Беларуси. Это и предопределило широкое признание у нас идеи устойчивого развития и неотложную пот­ребность разработки Национальной стратегии устойчивого раз­вития (НСУР) Республики Беларусь.


НСУР была разработана в целях обеспечения эффективного участия страны в решении вопросов устойчивого социально-эко­номического развития в рамках мирового хозяйства исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конфе­ренции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). НСУР Республики Беларусь рассматривалась на Меж­дународной конференции по устойчивому развитию стран с пе­реходной экономикой (г. Минск, апрель 1997 г.), в которой Участвовали представители Секретариата ООН, ЮНЕП, ОБСЕ, ВОЗ, МАГАТЭ и других международных организаций, и полу­чила положительную оценку.

НСУР разработана на период до 2010 г. Предполагается, что она должна входить в систему прогнозных и плановых документов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и разрабатываться каждые 5 лет на 15-летний период. Стратегия представляет собой комплекс научно обоснованных направлений по решению общенациональных экономических, социальных, экологических проблем, тесно взаимосвязанных с мировым развитием. Она содержит рекомендации правительс­тву, неправительственным структурам и общественным организациям, которые должны учитываться при принятии и реализации решений. Безусловно, НСУР имеет большую научную и практическую ценность как программный документ, разработанный ведущими учеными и специалистами республики.

Один из важнейших компонентов и принципов устойчивого развития в НСУР — экологический императив* в развитии народного хозяйства. Он предполагает повышение роли экологической политики государства, обусловленной взаимозави­симостью экономического благосостояния и экологического, благополучия общества. Экологическую политику мы рассматриваем как своеобразный свод правил по созданию согласованной системы управленческих решений в сфере природопользо­вания. В соответствии с экологической политикой, в интересах устойчивого социально-экономического развития, требуют ре­шения отмеченные в НСУР задачи:

включение экологического императива в структурно-ин­вестиционную политику, переход производства к стратегии качественного роста под экологическим контролем;

последовательная экологизация всех звеньев общественного производства на основе поэтапного перевода промышленнос­ти на малоотходные технологии и комплексные безотходные производства, ориентированные на качественное социально-технологическое преобразование современного общества;

совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающее отказ от затратного подхода, переход к биосферно-совместимому природопользованию, рас­ширение системы платности использования всех природных ре­сурсов и загрязнения окружающей среды;

создание механизма приоритетного финансирования важ­нейших природоохранных мероприятий;


осуществление экологически обоснованного размещения и развития производительных сил с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;

обеспечение условий для формирования рынка экотехни­ки, экотехнологий и экоуслуг;

*Императив (от лат. imperativus — повелительный) — безусловный принц поведения.

усиление правовой ответственности и экономических сан­кций за природоохранные нарушения;

реализация комплекса мер по реабилитации радиационно-загрязненных территорий, максимальное снижение вредного воздействия на природную среду и население последствий чер­нобыльской катастрофы, включая организационно-технические мероприятия и меры социальной направленности;

повышение уровня экологического образования и воспита­ния населения;

обеспечение полной гласности, доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативного и объективного оповещения населения об экологически опасных ситуациях и др.

Важнейшим средством реализации экологической полити­ки являются институциональные преобразования с целью созда­ния эффективных рыночных структур, формирование нового правового и экономического механизма регулирования экологи­ческой сферы. Эти преобразования предполагают:

совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регла­ментирующих природопользование при экологическом рефор­мировании с последующим переходом на международные стан­дарты как необходимое условие вхождения Беларуси в мировую экономику и международную систему обеспечения экологичес­кой безопасности;

экономическое стимулирование средствами государствен­ной налоговой, кредитной и ценовой политики ресурсо- и энер­госбережения, внедрение экологичной техники и технологии;

обеспечение экологической экспертизы и оценки воздей­ствия на окружающую среду и здоровье населения всех про­грамм и проектов хозяйственной и иной деятельности;

формирование рынка труда, экологических работ и услуг, развитие предпринимательства в экологической сфере;

создание гарантий возмещения предприятиями, организа­циями и частными лицами экономического ущерба от загрязне­ния окружающей среды;

содействие использованию технической и финансовой по­мощи международных организаций, иностранных инвестиций в практическом решении экологических проблем;

формирование кадрового потенциала, способного на пра­ктике реализовать задачи экологической политики.

Условиями экономического роста как фактора устойчивого развития являются достижение финансовой стабильности на макроэкономическом уровне, наличие достаточных внутренних и привлеченных извне финансовых ресурсов, а также создание механизма аккумулирования и использования этих средств на наиболее эффективных направлениях.


Расширение экономических возможностей субъектов хозяйствования и управления способствует формированию такого ме­ханизма эколого-экономического регулирования, в котором пре­имущественное использование административных методов уп­равления природопользованием, свойственное недавнему прош­лому, сменяется приоритетом экономических методов. Эта тен­денция будет, как подчеркнуто в НСУР, развиваться по мере усиления экономической стабилизации в стране. В целом эконо­мический механизм природопользования должен включать сле­дующие направления:

экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды пос­редством налоговых, кредитных и других льгот, совершенство­вание экологического налогообложения;

формирование особого рынка прав и разрешений на техногенные загрязнения;

организация бирж отходов;

создание экологических банков, осуществляющих прием вкладов в виде "излишков сокращений выбросов";

введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя;

осуществление страхования экологического риска и т.д. Таким образом, по мере экономической стабилизации НСУР

предполагает освоение механизмов рыночного регулирования экологической сферы. Наряду с нормативно-правовыми подхо­дами предусматривается развитие экопредпринимательства, рынка экологических работ и услуг, экоаудита и консалтинга, экострахования и т.п.

Ключевым направлением реализации стратегии устойчивого развития, отмечается в НСУР, должно стать прогрессивное изменение отраслевой структуры экономики в сторону снижения удельного веса материале- и энергоемких отраслей индустрии, преобразование производственной базы в отраслях-загрязните­лях путем перехода на экологически чистые технологические процессы. Намечается также реструктуризация и санация пред­приятий с учетом экологического фактора, переход на международные стандарты технологических процессов производства продукции, что обеспечит включение Беларуси в мировую эко­номику и систему международной экологической безопасности.

Для реализации одного из основных принципов устойчивого развития — рационального экономного использования природных ресурсов, обеспечения здоровой среды обитания настоящего и буду­щих поколений — Концепцией и программой развития промышлен­ного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 гг. допускается достижение роста промышленного производства на 1 % при условии ужесточения удельных экологических нагрузок (лимитов)

0,2 %. Чтобы выполнить это условие, необходимо реализовать це­лый ряд технических, технологических, организационных и эко­номических решений, среди которых важнейшие:

снижение выбросов оксидов серы и азота за счет перевода на сжигание природного газа и совершенствование процессов сжигания топлива;


разработка и внедрение нетрадиционных экологически чистых методов производства энергии (солнечной, ветровой, би­омассы и др.);

обеспечение производства и использования низкосернис­того мазута в необходимом объеме;

стимулирование разработки и внедрения безопасных, эколо­гически чистых и эффективных технологий в промышленности;

оснащение не менее 40 % стационарных источников выб­росов пылегазоочистным оборудованием;

выполнение международных соглашений по прекращению использования веществ, разрушающих озоновый слой;

обеспечение создания автоматизированной системы мони­торинга загрязнения атмосферы;

совершенствование комплексной водохозяйственной дея­тельности (создание органа государственного управления с соче­танием территориального и бассейнового принципа), развитие работ по составлению бассейновых схем использования и охра­ны поверхностных и подземных вод в увязке с другими природ­ными ресурсами (почвой, воздухом и др.);

улучшение системы сбора, обобщения и оценки данных о состоянии вод (мониторинг водной среды), включая оценку ан­тропогенных изменений водных ресурсов на основе научных ис­следований;

проведение мероприятий по более глубокой очистке сточ­ных вод (ввод новых мощностей очистных сооружений, рекон­струкция и модернизация действующих в соответствии с про­грессивными технологиями, внедрение мало- и безводных тех­нологий);

завершение создания водоохранных зон рек, озёр и искус­ственных водоемов на расстоянии до 500 м от уреза воды, уста­новление в защитных зонах жесткого регламента земле- и водо­пользования, запрет строительства производственных объектов, имеющих выбросы и стоки, и т.д.




20.2. Совершенствование налогового и ценового регулирования экологической сферы


В условиях переходной экономики в реализации экологичес­кой политики все более приоритетными становятся экономические рычаги регулирования сферы природопользования, и в пер­вую очередь — формирование экологически ориентированных налоговой системы и механизма ценообразования.

Долгосрочная программа экологизации налоговой системы должна объединять, по мнению специалистов, поэтапную реа­лизацию следующих задач:

последовательное повышение доли налогов на использова­ние природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговые поступлениях в республиканский и местные бюджеты;

расширение базы природно-ресурсного налогообложение за счет введения налогов на использование ассимиляционного потенциала окружающей среды;

введение акцизов на товары и услуги, потребление которых сопряжено с повышенным экологическим риском;

расширение налоговых льгот для предприятий и организа­ций, осваивающих производство экологически безопасных из­делий или применение замкнутых (малоотходных) технологий;