Файл: Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 4421

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В действительности природные факторы по-разному влияют на общественное развитие на различных его этапах, в зависимо­сти от уровня производительных сил. Гегель говорил, что моря и реки сближают людей, а горы их разделяют. Но, как правильно подчеркивал Г.В. Плеханов, моря сближают людей на более высоких стадиях развития производительных сил, а в древности они напротив препятствовали сношениям между разделенными ими племенами. И трудно не согласиться с К. Марксом в том, что географическая среда влияет на человека опосредованно, через производственные отношения, возникающие на основе имеющихся производительных сил, одним из условий развития которых являются свойства этой среды.

Следует отметить, что взаимосвязь развития производства и природной среды непрямая и диалектически противоречивая. С одной стороны, богатые природные ресурсы, доступность и относительная легкость их освоения могут способствовать быстрому росту производства материальных благ (пример США), с другой не стимулируют собственную активность человека, не делают развитие его естественной необходимостью (многие страны Африки, Латинской Америки). Скудные природные ресурсы, загрязненная окружающая среда воздействуют на развитие производительных сил общества аналогичным образом: могут способствовать совершенствованию техники и технологии, вовлечению в хозяйственный оборот бедных и новых ресурсов, давая таким образом дополнительный толчок подъему производительных сил, дальнейшему развитию производства (как это случилось в Японии, многих странах Европы); а могут и препятствовать нормальному функционированию производительных сил (здесь в качестве примера может служить и наша страна).

Это диалектическое противоречие может усиливаться тем обстоятельством, что состояние окружающей среды, деградируя в результате антропогенного воздействия, сказывается на темпах экономического развития и эффективности производства. Разрушение же производительных сил в свою очередь приводит к нарастанию экологической напряженности. Это характерно для нашего переходного этапа развития общества, усугубленного общим экономическим кризисом, когда возникла серьезная опасность ухудшения экологической ситуации.

В развитии взаимоотношений общества и природы существуют определенные закономерности.

В истории человечества можно выделить несколько качественно своеобразных этапов взаимодействия природы и общества в зависимости от уровня развития материального производства, и, прежде всего средств труда. Раскрыть диалектику этих взаимодействий значит показать их внутренние противоречия, характеризующие особое положение человека в природе: с одной стороны, человек является природным, биологическим существом, с другой социальным, посредством своей производственной деятельности, противопоставляющим себя остальной природе. Вместе с тем человек как биологическое существо не может жить без непрерывного обмена веществ с окружающей средой в процессе жизнедеятельности, поэтому, являясь частью природы, человечество обязано развивать свою производственную деятельность, согласуясь с законами природы.


Общая продолжительность времени, в течение которого осуществляются эти взаимодействия, не менее 3,5 млн. лет. Именно таков возраст находок костей древнейших людей (архантропов), а также следов их жизнедеятельности первых каменных орудий в Восточной Африке. Несколько моложе (от 1 млн. до 250 тыс. лет) возраст ископаемых останков архантропов в других районах мира на о. Ява (питекантропов), в Китае (синантропов) и др.

На первых порах определяющую роль в этих взаимоотношениях играл природный фактор, поскольку вся жизнь людей зависела от особенностей природной среды. Люди жили собирательством, охотой, рыболовством и не оказывали сколько-нибудь существенного влияния на природу. Совершенствуясь умственно и физически, древнейший человек все более видоизменял свои взаимоотношения с природой, однако человечеству потребовалось очень длительное время сотни тысяч лет для возникновения первой социальной организации общества первобытнообщинного строя и формирования человека современного типа – неоантропа. Первый этап в истории взаимоотношений человека с природой, названный учеными древнекаменным веком, или палеолитом, длился более 3 млн. лет.

Второй этап — новокаменный век (неолит), наступление которого условно датируют временем около 10 тыс. лет назад, знаменуется появлением земледелия и скотоводства, переходом от присваивающих форм хозяйства, свойственных палеолиту, к производящей экономике. В этом переходе природный фактор играл важную роль: ухудшились природные условия, снизилась продуктивность охоты – важнейшего источника пищи человека. Развитие производственной деятельности усилило степень воздействия людей на природу. В этот период начали интенсивно вырубать леса, строить различные ирригационные сооружения, каналы и т.п. Появились населенные пункты, а затем и города – центры торговли и мануфактуры. Естественные ландшафты стали приобретать совершенно новые черты. Однако еще в течение многих тысячелетий главной формой взаимодействия общества с природой оставалась сельскохозяйственная деятельность, зависящая от особенностей природной среды.

Третий этап данной периодизации связывают с промышленным переворотом на рубеже XVIIIXIX вв., ознаменовавшим переход от ремесленного производства к промышленному, от малопроизводительного ручного труда к машинному. Это позволило человечеству создать грандиозные производительные силы. И если изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью людей, прежде носили, как правило, локальный характер, то промышленная революция привела к резкому ускорению темпов роста индустриального производства, вовлечению в хозяйственный оборот новых источников сырья и энергии, значительному усилению воздействия общества на природу. Промышленное производство увеличило возможности как преобразования окружающей среды в интересах человека, так и нарушения экологического баланса. Отношения между обществом и природой во многих странах мира, особенно в крупных индустриальных районах, стали приобретать критический характер.


Эти тенденции неизмеримо усилились с наступлением во второй половине XX в. эпохи научно-технической революции (Н Т Р), охватившей все сферы жизни человека и все регионы мира. НТР ознаменовалась появлением принципиально новых способов получения сырья и энергии, средств производства, выпуском новой продукции с самыми разнообразными технико-экономическими и физико-химическими свойствами. Подъем науки и техники в ряде случаев привел к неоправданной расточительности при эксплуатации природных ресурсов и, как следствие, к сокращению пахотных земель и ухудшению их качественных характеристик, истощению некогда богатейших залежей угля, нефти, газа, уничтожению лесов, истреблению многих видов животных и растений, опустыниванию, Растущему дефициту пресной воды, интенсивному загрязнению атмосферы. Дальнейшее неконтролируемое, неуправляемое развитие такой деятельности людей таит в себе опасность глобальной экологической катастрофы. Поэтому на смену стихийному естественноисторическому процессу взаимодействия природы и общества должна прийти сознательная и планомерная его организация, которая позволит реализовать на практике идею В.И. Вернадского о ноосфере.

Особую остроту проблема взаимодействия природы и общества приобрела на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике в Беларуси и других странах СНГ и бывшего социалистического лагеря. Экологически негативные явления, связанные с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, в той или иной степени проявились во всем мире. Но если в странах с развитой экономикой решение этой проблемы связано в основном с ограниченностью естественной сырьевой базы и поиском путей интенсификации природопользования, то у нас наиболее остро стоит вопрос создания действенного хозяйственного механизма, способствующего снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, осложненного последствиями аварии на ЧАЭС, а также воспитанию бережного отношения к богатствам природы.

3.2. Закономерности и принципы природопользования

История человечества свидетельствует о технократическом пути развития цивилизации. Это выражается в том, что для обеспечения процесса жизнедеятельности человек стремится преобразовать мир в соответствии со своими потребностями, ре­зультатом чего являются гигантские производительные силы, способные не только до неузнаваемости изменить облик плане ты, но и уничтожить все живое на ней. Создание искусственной, техногенной среды обитания человека, истощение многих видов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды — это по­следствия технократического пути развития. Вот почему пос­ледние десятилетия ознаменовались принципиально новыми подходами к организации процессов природопользования.


В развитии взаимоотношений природы и общества наблюда­ются определенные закономерности, связанные с уровнем раз­вития производительных сил и степенью воздействия их на ок­ружающую среду. Различным этапам хозяйственной деятельно­сти соответствовали свои принципы природопользования. Так, до второй половины XX в. критерием эффективности экономи­ки было получение максимума материальных благ (прибыли) при минимальных затратах. Природные ресурсы и экосистемы принимались неистощимыми, а масштаб потребляемых ресур­сов относительно их запасов не рассматривался в числе парамет­ров, определяющих экономический рост. Основными фактора­ми, лимитирующими экономическое развитие, считались труд и капитал. Такая модель экономики, превалировавшая в боль­шинстве развитых стран вплоть до 60—70-х годов нашего столе­тия, была названа специалистом в области системного анализа К. Боудингом "фронтальной экономикой". В основе природопо­льзования в это время лежал так называемый "экономиче­ский принцип", когда природа рассматривалась как неог­раниченный источник используемых человеком ресурсов и "сточная труба" для различных отходов. Природоохранная дея­тельность носила как бы "благотворительный" характер, отве­чающий той роли всемогущего "покорителя природы", которую человек взял на себя. Она ограничивалась созданием отдельных заповедников, охраной некоторых уникальных памятников природы, спорадической заботой об оказавшихся на грани ис­чезновения видах растений и животных.

Такое развитие природопользования не вызывало опасений вплоть до последних десятилетий, так как относительно низкий уровень развития производительных сил не приводил до поры до времени к глобальным экологическим изменениям. Пробле­ма не стояла остро при небольшой плотности населения и невы­соком уровне промышленного производства. Однако XX ст. оз­наменовалось быстрым ростом населения (его численность на Земле за столетие увеличилась в 3 раза) и потребления материа­льных и энергетических ресурсов. Масштабы производства в мире увеличились в 20 раз. За последние 40 лет население Зем­ли удвоилось, а уровень промышленного производства и потреб­ления топлива возрос в 4 раза. Техногенные воздействия на окружающую среду по своим масштабам стали сопоставимы со многими природными процессами, деятельность человека привела к существенным нарушениям круговорота веществ и об­менных энергетических процессов в биосфере.

Резкое ухудшение качества окружающей среды и рост в свя­зи с этим экономических издержек привели к появлению кон­цепции "охраны природы", сменившей концепцию ее покоре­ния, господствовавшую в период "фронтальной экономики". Ведущим принципом природопользования в развитых странах становится эколого-экономический, согласно которо­му критерием эффективности хозяйственной деятельности яв­ляется получение максимальных экономических результатов при минимальных затратах и минимальных нарушениях при­родной среды.


Однако при реализации данного принципа экономические Интересы остаются все же на первом плане, так как понятие "минимальное" нарушение природной среды неконкретно и подвержено произвольному толкованию — зачастую в угоду по­лучению сиюминутной экономической выгоды. Тем не менее его внедрение в жизнь в определенной степени затормозило процесс прогрессирующего разрушения природной среды. Нарастание угрозы побудило власти более ста стран к созданию государст­венных органов управления природоохранной деятельностью и собственно природопользованием. Быстрое развитие получила законодательная деятельность, связанная с принятием законов и других правовых актов, регламентирующих нормы, процеду­ры природопользования, декларирующие природоохранные принципы. В соответствии с этим произошли существенные из­менения в промышленном производстве, нацеленные на ослаб­ление антропогенного воздействия на экосистемы. Так, за пос­ледние десятилетия в развитых странах резко сократилось про­изводство чугуна, стали, снизилось потребление топливно-энер­гетических ресурсов. Повышение роли интенсивных факторов экономического роста сопровождалось перестройкой отраслевой структуры хозяйства, направленной на снижение удельного ве­са наиболее ресурсо- и энергоемких отраслей. Например, в про­мышленности США на долю структурных сдвигов пришлось бо­лее 50 % эффекта энергосбережения. Знамением нашего време­ни стало совершенствование технических характеристик про­дукции путем миниатюризации изделий, оснащение произ­водств микропроцессорной техникой, электронизация продук­ции, замена привычных конструкционных материалов новыми, более легкими и износостойкими, общее снижение металло- и материалоемкости производства. Высокая стоимость природовосстановительных работ вызвала повышенный спрос на безот­ходные, малоотходные, ресурсосберегающие технологии, осно­ванные на эффективных методах переработки сырья.

В мировой экономике произошли также качественные сдви­ги в соотношении между группами отраслей "А" и "Б" в сторону увеличения удельного веса последней. Основным регулятором этого процесса является потребительский спрос, стимулирую­щий процесс технического обновления и увеличения номенкла­туры товаров личного потребления нового поколения: новые ти­пы компактных и экономичных автомобилей, аудио- и видео­техники, персональные компьютеры, модернизированные сред­ства связи и т. п. Таким образом, в современных условиях объ­ем, состав, социальная ориентация и качественные характерис­тики конечной продукции, в том числе ее ресурсоемкость и экологичность, являются одним из критериев цивилизованности общества и качества жизни.

Вместе с тем концепция охраны природы позволила веду­щим странам добиться лишь определенной экологической стабилизации, а не коренного улучшения состояния окружающей среды, поскольку реализуемый в рамках этой концепции эколого-экономический принцип природопользования предполагает определенную степень учета закономерностей функционирова­ния природных систем при развитии экономики. Но во главе уг­ла по-прежнему находится рост экономики, максимальное на­ращивание производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса с целью более полного удовлет­ворения потребностей людей. Природоохранные затраты пред­ставляются как нечто, лимитирующее экономический рост, природоохранная деятельность так и не стала органической час­тью природопользования, а как бы "плетется в его хвосте" и пос­тоянно отстает от темпов социально-экономического развития общества. Однако учет экологического фактора уже признается необходимым, хотя и сдерживающим экономическое развитие. Так же, как концепция "фронтальной экономики", концепция охраны природы основывается на антропоцентрическом подхо­де, когда природоохранная деятельность рассматривается как неизбежная потому, что деградация окружающей среды вредит человеку и препятствует экономическому развитию.