ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.09.2020
Просмотров: 393
Скачиваний: 4
Статья 30. Виды заказников
В зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, заказники подразделяются на следующие виды:
ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;
биологические, предназначенные для сохранения и восстановления редких, находящихся под угрозой исчезновения, а также ценных в экологическом, научном и хозяйственном отношении видов диких животных, дикорастущих растений или отдельных особо ценных растительных сообществ;
водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;
гидрологические, предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними естественных экологических систем;
геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы.
Статья 31. Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказников
Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника республиканского значения допускаются как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землепользователей и осуществляются по решению Президента Республики Беларусь – в случае изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей, по решению Правительства Республики Беларусь – в случае, если изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей не требуется.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника местного значения осуществляются без изъятия земельных участков у землепользователей по решению соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. Заказник местного значения, расположенный на территории нескольких административно-территориальных единиц, объявляется, преобразуется и прекращает функционирование на основании совместного решения соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
При объявлении или преобразовании заказника:
утверждаются границы, площадь и состав земель заказника, его охранной зоны в случае, когда такая зона устанавливается, а также положение о заказнике;
определяются государственный орган (иная государственная организация), в управление которого (которой) передается заказник, источники финансирования функционирования и охраны заказника, а также мероприятий, связанных с его объявлением, преобразованием.
Статья 32. Особенности правового положения заказников
При объявлении, преобразовании заказника земельные участки не изымаются у землепользователей при условии соблюдения ими режима охраны и использования заказника.
Заказник вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.).
Статья 33. Управление заказниками
Управление заказником (группой заказников) осуществляется государственным органом (иной государственной организацией), в управление которого (которой) передан заказник (группа заказников), либо государственным природоохранным учреждением.
Государственное природоохранное учреждение создается, преобразуется и ликвидируется по решению государственного органа (иной государственной организации), в управление которого (которой) переданы заказник (группа заказников) международного значения либо заказник (группа заказников), в отношении которого (которых) возникает необходимость проведения мероприятий по восстановлению природных комплексов и объектов, для управления этими заказниками.
Основными задачами государственного органа (иной государственной организации), в управление которого (которой) передан заказник, государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление заказником, являются:
обеспечение соблюдения установленного режима охраны и использования заказника;
организация выполнения природоохранных мероприятий, в том числе мероприятий по восстановлению естественных экологических систем, редких и типичных природных ландшафтов и биотопов, мест обитания и произрастания диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь;
обеспечение условий сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, находящихся в границах заказника;
организация комплексного мониторинга естественных экологических систем, расположенных на землях заказника;
организация и проведение либо содействие проведению научно-исследовательских работ;
участие в разработке и внедрении научно обоснованных методов охраны окружающей среды и рационального природопользования;
экологическое просвещение населения и пропаганда охраны окружающей среды;
организация туристической, рекреационной, оздоровительной и иной деятельности в соответствии с установленным режимом охраны и использования заказника.
Статья 34. Режим охраны и использования заказников
В границах заказника с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов положением о заказнике устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования.
Особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями, земельные участки которых расположены в границах заказника.
Землепользователи, земельные участки которых расположены в границах заказника, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования заказника.
ГЛАВА
5
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ
Статья 35. Исключена.
Статья 36. Виды памятников природы
В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:
ботанические (ботанические сады, дендрологические парки, участки леса с ценными древесными породами, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью и т.п.), предназначенные для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном и эстетическом отношении;
гидрологические (озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т.п.), предназначенные для сохранения и восстановления небольших по размерам ценных водных объектов;
геологические (обнажение ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.
Статья 37. Объявление, преобразование и прекращение функционирования памятников природы
Объявление, преобразование и прекращение функционирования памятника природы республиканского значения осуществляются по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, памятника природы местного значения – по решению местного исполнительного и распорядительного органа, на подведомственной территории которого расположены ценные природные комплексы и (или) объекты.
При объявлении или преобразовании памятника природы:
утверждаются границы, площадь и состав земель памятника природы, его охранной зоны в случае, когда такая зона устанавливается, а также режим охраны и использования памятника природы и режим охранной зоны в случае, когда такая зона устанавливается;
определяется государственный орган (иная государственная организация), в управление которого (которой) передается памятник природы.
На основании решения об объявлении, преобразовании памятника природы государственным органом, принявшим такое решение, оформляются паспорт памятника природы и охранное свидетельство по формам, определенным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, которые выдаются землепользователю (землепользователям), земельные участки которого (которых) расположены в границах памятника природы.
Статья 38. Особенности правового положения памятников природы
Объявление, преобразование памятника природы осуществляются без изъятия земельных участков у землепользователей.
Памятники природы вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.).
Статья 39. Управление памятниками природы
Управление памятником природы (группой памятников природы) осуществляется государственным органом (иной государственной организацией), в управление которого (которой) передан памятник природы (группа памятников природы).
Основными задачами государственного органа (иной государственной организации), в управление которого (которой) передан памятник природы (группа памятников природы), являются:
обеспечение соблюдения установленного режима охраны и использования памятника природы;
организация выполнения природоохранных мероприятий, в том числе мероприятий по восстановлению природных комплексов и (или) объектов, находящихся в границах памятника природы;
обеспечение условий сохранения в естественном состоянии природных комплексов и (или) объектов, находящихся в границах памятника природы;
экологическое просвещение населения и пропаганда дела охраны окружающей среды;
организация туристической, рекреационной, оздоровительной и иной деятельности в соответствии с установленным режимом охраны и использования памятника природы.
Статья 40. Режим охраны и использования памятника природы
В границах памятника природы с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и (или) объектов устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования.
Особенности режима охраны и использования каждого памятника природы согласовываются с землепользователями, земельные участки которых расположены в его границах.
Землепользователи, земельные участки которых расположены в границах памятника природы, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный режим его охраны и использования.
Любая деятельность, угрожающая сохранности памятника природы, запрещается.
ГЛАВА
5[1]
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ
ТЕРРИТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ И
УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
Статья 40[1]. Особо охраняемые природные территории международного значения
Особо охраняемыми природными территориями международного значения признаются особо охраняемые природные территории, включенные во всемирную сеть биосферных резерватов, списки объектов мирового наследия, водно-болотных угодий международного значения и иные списки (перечни) природных комплексов и (или) объектов международного значения в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Подготовка и представление в международные организации предложений о включении особо охраняемых природных территорий во всемирную сеть биосферных резерватов, списки объектов мирового наследия, водно-болотных угодий международного значения и иные списки (перечни) природных комплексов и (или) объектов международного значения осуществляются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами (государственными организациями) в порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.
Особо охраняемыми природными территориями международного значения в соответствии с двусторонними или многосторонними международными договорами Республики Беларусь также признаются граничащие между собой особо охраняемые природные территории Республики Беларусь и сопредельных государств (трансграничные особо охраняемые природные территории).
Финансирование функционирования особо охраняемых природных территорий международного значения осуществляется за счет средств, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, а также средств международных организаций.
Статья 40[2]. Управление особо охраняемыми природными территориями международного значения
Управление особо охраняемыми природными территориями международного значения осуществляется на основании планов управления особо охраняемыми природными территориями:
заповедниками, национальными парками и заказниками – государственными природоохранными учреждениями, созданными в случаях и порядке, установленных статьями 21, 26 и 33 настоящего Закона;
памятниками природы – государственными органами, иными государственными организациями, в управление которых переданы памятники природы.
Статья 40[3]. Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий международного значения
В случае признания особо охраняемой природной территории республиканского или местного значения особо охраняемой природной территорией международного значения на указанной территории продолжает действовать режим охраны и использования, установленный при объявлении особо охраняемой природной территории республиканского или местного значения, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь.
ГЛАВА
6
ОХРАНА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ.
КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 41. Охрана особо охраняемых природных территорий
Охрана особо охраняемых природных территорий обеспечивается:
заповедников и национальных парков – государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками;
заказников и памятников природы – государственными органами, иными государственными организациями, в управление которых переданы заказники и памятники природы, землепользователями, земельные участки которых расположены в границах заказников и памятников природы, а в случае создания государственных природоохранных учреждений для управления заказниками – и этими учреждениями.
Статья 42. Контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий
Контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, определенными Правительством Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о контрольной (надзорной) деятельности, об охране окружающей среды. Контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий осуществляют также иные государственные органы и организации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.