ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.09.2020
Просмотров: 389
Скачиваний: 4
иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
Расходы землепользователей по обеспечению соблюдения установленного режима охраны и использования памятника природы, расположенного в границах их земельных участков, возмещаются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
ГЛАВА
2
ЗАПОВЕДНИКИ
Статья 18. Исключена.
Статья 19. Объявление, преобразование и прекращение функционирования заповедников
Объявление, преобразование и прекращение функционирования заповедника осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.
Объявление или преобразование заповедника осуществляются с изъятием земельных участков у землепользователей.
При объявлении или преобразовании заповедника:
утверждаются границы, площадь и состав земель заповедника и его охранной зоны, а также положение о заповеднике;
определяются государственный орган (иная государственная организация), в управление которого (которой) передается заповедник, сроки создания государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление заповедником, источники финансирования функционирования и охраны заповедника, а также мероприятий, связанных с его объявлением, преобразованием, и государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление заповедником.
Статья 20. Особенности правового положения заповедников
В состав земель заповедника, образующих его территорию, входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.
Земли заповедника изымаются из хозяйственного оборота.
Капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных государственным природоохранным учреждениям, осуществляющим управление заповедниками, и закрепленные на праве оперативного управления за этими государственными учреждениями, находятся только в собственности государства.
Заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.).
Статья 21. Управление заповедниками
Для управления заповедником создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение.
Государственное природоохранное учреждение, осуществляющее управление заповедником, создается, преобразуется и в случае прекращения функционирования заповедника ликвидируется государственным органом (иной государственной организацией), в управление которого (которой) передан заповедник.
Основными задачами государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление заповедником, являются:
обеспечение условий сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, находящихся на территории заповедника;
организация выполнения природоохранных мероприятий в заповеднике, в том числе мероприятий по восстановлению естественных экологических систем, редких и типичных природных ландшафтов и биотопов, мест обитания и произрастания диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь, и обеспечение соблюдения установленного режима его охраны и использования;
организация и проведение научно-исследовательских работ;
организация комплексного мониторинга естественных экологических систем, расположенных на землях заповедника;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды;
экологическое просвещение населения и пропаганда дела охраны окружающей среды, а также развитие экологического туризма (посещение экологических троп, наблюдение за животными и т.п.) на маршрутах, определенных планом управления заповедником.
За государственным природоохранным учреждением, осуществляющим управление заповедником, закрепляются на праве оперативного управления капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на предоставленных ему земельных участках, а также иное имущество государственной формы собственности.
Государственное природоохранное учреждение, осуществляющее управление заповедником, вправе распоряжаться финансовыми средствами, полученными:
от научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей его задачам;
в возмещение вреда, причиненного заповеднику в результате противоправной деятельности физических и (или) юридических лиц;
в порядке добровольных взносов от физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных;
из других источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 22. Режим охраны и использования заповедников
На территории заповедника полностью изымаются из хозяйственного оборота природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, эколого-просветительское, социально-культурное и иное значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
На территории заповедника запрещается любая не связанная с его назначением деятельность, противоречащая задачам заповедника и прямо либо косвенно нарушающая естественное течение природных процессов или создающая угрозу вредного воздействия на природные комплексы и объекты.
На территории заповедника допускается деятельность, направленная на:
сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов и предотвращение изменения их состояния в результате антропогенного воздействия;
поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность заповедника;
предотвращение стихийных бедствий;
осуществление комплексного мониторинга естественных экологических систем, расположенных на землях заповедника;
выполнение научно-исследовательских работ;
ведение эколого-просветительской работы;
осуществление контрольно-надзорных функций.
На специально выделенных участках заповедника, не включающих природные комплексы и объекты, ради сохранения которых создавался заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с положением о заповеднике.
ГЛАВА
3
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ
Статья 23. Исключена.
Статья 24. Объявление, преобразование и прекращение функционирования национальных парков
Объявление, преобразование и прекращение функционирования национального парка осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.
При объявлении или преобразовании национального парка:
утверждаются границы, площадь и состав земель национального парка, заповедной зоны, зоны регулируемого использования, рекреационной и хозяйственной зон национального парка, его охранной зоны, а при необходимости – и иных зон национального парка, а также положение о национальном парке;
определяются государственный орган (иная государственная организация), в управление которого (которой) передается национальный парк, сроки создания государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, источники финансирования функционирования и охраны национального парка, а также мероприятий, связанных с его объявлением, преобразованием, и государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком.
Статья 25. Особенности правового положения национальных парков
В состав земель национального парка, образующих его территорию, входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, а также земли иных землепользователей.
Участки земель, необходимые для обеспечения охраны природных комплексов и объектов и функционирования национального парка, предоставляются в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.
Капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных государственным природоохранным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, и закрепленные на праве оперативного управления за этими государственными учреждениями, находятся только в собственности государства.
Национальные парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.).
Статья 26. Управление национальными парками
Для управления национальным парком создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение.
Государственное природоохранное учреждение, осуществляющее управление национальным парком, создается, преобразуется и в случае прекращения функционирования национального парка ликвидируется государственным органом (иной государственной организацией), в управление которого (которой) передан национальный парк.
Основными задачами государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, являются:
сохранение в естественном состоянии эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, находящихся на территории национального парка, а также биологического и ландшафтного разнообразия;
сохранение и восстановление средообразующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных и иных ценных качеств природных комплексов и объектов;
организация и осуществление природоохранных мероприятий в национальном парке, обеспечение соблюдения установленного режима охраны и использования национального парка;
организация и проведение научно-исследовательских работ;
организация комплексного мониторинга естественных экологических систем, расположенных на землях национального парка;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды;
участие в разработке и внедрении научно обоснованных методов охраны природы и рационального природопользования;
экологическое просвещение населения и пропаганда дела охраны окружающей среды;
организация туризма, отдыха и иной рекреационной деятельности, а также оздоровления населения;
осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с установленным режимом охраны и использования национального парка.
За государственным природоохранным учреждением, осуществляющим управление национальным парком, закрепляются на праве оперативного управления капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на предоставленных ему земельных участках, а также иное имущество государственной формы собственности.
Государственное природоохранное учреждение, осуществляющее управление национальным парком, вправе распоряжаться финансовыми средствами, полученными:
от туристической, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей его задачам;
в возмещение вреда, причиненного национальному парку в результате противоправной деятельности физических и (или) юридических лиц;
в порядке добровольных взносов от физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных;
из других источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 27. Структура национальных парков и режим их охраны и использования
С учетом природоохранной, научной, рекреационно-оздоровительной, историко-культурной, хозяйственной и другой ценности природных комплексов и объектов, а также иных объектов национального парка в его границах выделяются следующие зоны:
заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране;
зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальном парке;
рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов;
хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с использованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов.
В случае необходимости в национальном парке может предусматриваться выделение также других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяйственных и иных объектов парка.
Каждая из зон национального парка может быть территориально разобщена и состоять из нескольких участков, расположенных в разных местах территории национального парка.
На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести вред природным комплексам и объектам и противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
разведка и разработка полезных ископаемых;
деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
размещение на территории национального парка садоводческих и дачных участков;
рубки леса главного пользования и заготовка живицы;
деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;
организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.
Статья 28. Исключена.
ГЛАВА
4
ЗАКАЗНИКИ
Статья 29. Исключена.