Файл: Стандарты качества окружающей среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 3675

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

минерального порошка с битумом. Загрязнение воздуха связано прежде всего 

с использованием пылящих материалов. 

Кирпичные  заводы  также  относятся  к  производствам,  загрязняющим 

атмосферный воздух пылью за счет ее образования на участках подготовки 

сырья  и  печей  обжига,  оксидом  углерода  за  счет  сжигания  топлива  и 

выгорания добавок при обжиге кирпича в печах. 

В строительстве широко используются изделия из древесины. При этом 

нередко  их  обрабатывают  путем  пропитки  разными  антисептиками, 

например  на  шпалопропиточных  производствах.  Здесь  загрязняющие 

атмосферный воздух вещества поступают при выгрузке шпал из цилиндров, в 

которых пропитка идет при температуре выше 100 °С, а также при остывании 

шпал.  При  этих  процессах  в  атмосферный  воздух  поступают  нафталин, 

аценафтен, фенол, антрацен и другие соединения. 

2.2.2

. Автомобильный и другие виды транспорта 

В  настоящее  время  транспортный  комплекс  (автомобильный,  речной, 

морской,  воздушный,  железнодорожный  транспорт,  дорожное  хозяйство) 

стал одним из крупнейших источников загрязнения атмосферного воздуха. В 

2002  г.  выбросы  загрязняющих  веществ  в  атмосферу  транспортными 

средствами  составили  15  млн  132  тыс.  т,  из  них  на  долю  автомобильного 

транспорта  пришлось  14  млн  449  тыс.  т.  Выбросы  воздушного  транспорта 

составили 173 тыс. т, железнодорожного транспорта — 175,75 тыс. т, речного 

транспорта  —  91,3  тыс.  т,  дорожных  машин  —  156,5  тыс.  т,  морского 

транспорта — 87,2 тыс. т. 

Автомобильный  транспорт.  В  2003  г.  численность  автомобильного 

парка в России составила 27,8 млн автотранспортных средств, из них 22,47 

млн  легковых  автомобилей.  Рост  численности  автомобильного  парка  и 

объемов  транспортных  услуг  сопровождается  увеличением  загрязнения 

атмосферного воздуха городов и примагистральных территорий. 

В  отработавших  газах  автотранспорта  идентифицировано  более  200 

различных  химических  веществ,  в  их  числе  продукты  неполного  сгорания 

топлива  (оксид  углерода,  альдегиды,  кетоны,  углеводороды,  в  том  числе 

канцерогенные,  водород,  перекисные  соединения,  сажа);  продукты 

термических  реакций  азота  с  кислородом,  за  счет  чего  образуются  оксиды 

азота;  вещества,  которые  входят  в  состав  топлива  (соединения  свинца, 

диоксид серы и др.). 

Количество  и  состав  отработавших  газов  определяются  конструк-

тивными  особенностями  автомашин,  режимом  работы  их  двигателей, 

техническим  состоянием,  качеством  дорожного  покрытия,  метеороло-

гическими  условиями.  Особенностью  работы  двигателей  внутреннего 

сгорания  (ДВС)  в  условиях  города  являются  переменные  нагрузки,  когда  с 

режима  холостого  хода  происходит  переход  на  режим  разгона,  режим 

установившейся  работы  и,  наконец,  торможение.  Наиболее  высокие 

концентрации оксида углерода в отработавших газах имеют место при работе 

двигателя на холостом ходу и при полных нагрузках. При работе двигателя 

 

156 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

на  холостом  ходу  содержание  оксида  углерода  в  2  раза  выше,  чем  при 

установившемся режиме работы двигателя (табл. 3.2). 

Таблица 3.2  

Характеристика режима работы двигателя автомобиля и состав 

выбросав условиях городского движения 

 

Режим работы

 

Доля режима, %

 

двигателя

 

по времени

 

по выбросам

 

по расходу

 

 

СО

 

Сп Нт

 

1ЧОх

 

топлива

 

Холостой ход

 

39,5

 

13-25

 

15-18

 

0

 

15

 

Разгон

 

18,5

 

29-32

 

27-30

 

75-86

 

35

 

Установившийся 
режим

 

29,2

 

32-43

 

19-35

 

13-23

 

37

 

Замедление

 

12,8

 

10-13

 

23-32

 

0-1,5

 

13

 

Таблица 3.3  

Пробеговые выбросы вредных 

веществ транспортными средствами 

 

Транспортное средство

 

Выброс токсичных веществ, г/км

 

(марка автомобиля)

 

СО

 

СпНт

 

1ЧОх

 

сажа

 

«Жигули»

 

23,9

 

1,9

 

1,35

 

 

«Волга»

 

25,7

 

1,6

 

1,4

 

 

«УАЗ-451»

 

26,1

 

2,0

 

1,0

 

 

«КамАЗ»

 

2,98

 

0,49

 

2,7

 

9,52

 

«Икарус»

 

2,4

 

0,38

 

2,9

 

0,43

 

Различаются также пробеговые выбросы отработавших газов у разных 

автомашин  (табл.  3.3).Для  повышения  октанового  числа  бензина  к  нему 

добавляют  различные  антидетонационные  присадки.  В  течение  многих  лет 

широко  применялся  тетраэтилсвинец;  в  последние  годы  его  использование 

существенно ограничено и применяют менее токсичные антидетонаторы. 

Отработавшие газы автомобилей с дизельными двигателями по своему 

составу отличаются от таковых автомобилей с карбюраторными двигателями 

(табл.  3.4).  При  работе  дизельного  двигателя  меньше  образуется  оксида 

углерода  и  несгоревших  углеводородов.  Однако  за  счет  избытка  воздуха  в 

отработавших  газах  повышено  содержание  оксидов  азота.  Отработавшие 

газы  при  использовании  дизельного  топлива  характеризуются  также 

повышенной  дымностью.  Черный  дым  представляет  собой  продукт 

неполного  сгорания  и  состоит  из  частиц  углерода  размером  0,1-0,3  мкм. 

Белый  дым  образуется  из  частиц  испарившегося  топлива  и  капелек  воды  и 

выбрасывается  при  работе  двигателя  на  холостом  ходу.  В  его  составе 

присутствуют  в  основном  альдегиды,  обладающие  раздражающим 

свойством.  Голубой  дым  образуется  при  охлаждении  на  воздухе 

отработавших газов. Он состоит из капелек жидких углеводородов. Выбросы 

дизельных автомобилей содержат также БП и другие канцерогенные ПАУ. 

При  характеристике  автомобильного  транспорта  как  источника  заг-

рязнения  атмосферного  воздуха  большое  значение  имеет  характер  фор-

мирования  транспортных  потоков,  который  в  городах  носит  импульсивный 

характер:  движение  с  постоянной  скоростью  может  прерываться  или 

тормозиться,  после  чего  следует  набор  скорости.  Увеличение  плотности 

 

157 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

транспортных  средств  в  потоке  на  магистралях  и  дорогах  ведет  к 

сокращению  продолжительности  режима  установившегося  движения  и 

увеличению  времени  разгона,  которое  характеризуется  наиболее 

интенсивным  выбросом  отработавших  газов  (см.  табл.  3.2).  Большое 

значение  имеют  интенсивность  и  плотность  транспортных  потоков.  При 

малой  плотности  потока  (10  авт/км)  возможно  движение  со  свободной 

скоростью, при групповом движении (11-30 авт/км) падение скорости потока 

ведет к дополнительному расходу топлива. Наконец, при колонном движении 
(31-

100 авт/км) скорость потока снижается вплоть до затора, что еще больше 

увеличивает расход топлива. 

Расход  топлива  зависит  также  от  скорости  движения  автомобилей, 

состава  транспортных  потоков,  используемых  циклов  регулирования 

дорожного  движения.  О  количестве  выбросов  токсичных  продуктов  с 

отработавшими газами автомобилей можно судить и по расходу топлива (см. 

табл.  3.4).  Как  видно  из  таблицы,  количество  выбросов  при  сгорании 

дизельного  топлива  гораздо  меньше,  чем  при  сгорании  бензина.  Однако 

таблица  составлена  по  данным  о  работе  хорошо  отрегулированных 

двигателей,  что  не  всегда  имеет  место  в  условиях  эксплуатации.  При  этом 

дизельный  двигатель  более  «терпим»  к  небрежному  уходу  по  сравнению  с 

карбюраторным, что нивелирует указанное его преимущество. 

Таблица 3.4  

Количество токсичных компонентов (в мг) при сгорании 1 кг топлива в 

двигателях автомобилей (Ю. Якубовский) 

 

Компоненты

 

Бензин

 

Дизельное топливо

 

Оксид углерода

 

465,59

 

20,81

 

Углеводороды

 

23,28

 

4,16

 

Оксиды азота

 

15,83

 

18,01

 

Диоксид серы

 

1,86

 

7,80

 

Альдегиды

 

0,93

 

0,78

 

Сажа

 

1

 

5

 

Свинец

 

0,5

 

-

 

Всего

 

508,99

 

51,56

 

 

Авиация. 

В  авиации  применяются  самолеты  3  типов:  с  поршневыми, 

турбовинтовыми  и  реактивными  двигателями.  Они  используют  разное 

топливо, процессы сгорания которого протекают неодинаково. В связи с этим 

количество и состав веществ, выбрасываемых двигателями самолетов разных 

типов,  существенно  различаются.  С  выбросами  воздушного  транспорта  в 

атмосферный воздух России в 2002 г. поступило 64 тыс. т оксида углерода, 

77  тыс.  т оксидов  азота,  17  тыс.  т  диоксида  серы,  15  тыс.  т  углеводородов. 

Авиация  играет  также  существенную  роль  в  загрязнении  атмосферного 

воздуха  канцерогенными  ПАУ,  в  частности  БП.  Так,  газотурбинный 

двигатель  самолета  выбрасывает  в  воздух  за  1  мин  обычной  работы  2-4  мг 

БП, при взлете на максимальном режиме — до 40 мг. 

Выбросы  отработавших  газов  самолетов  попадают  прежде  всего  в 

приземные  слои  атмосферы  при  взлете  и  посадке,  в  зоне  технического 
 

158 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

обслуживания, на взлетно-посадочных полосах и др. Особенностью авиации, 

отличающей ее от автотранспорта, является загрязнение не только приземной 

атмосферы,  но  и  более  высоких  ее  слоев.  Загрязнение  стратосферы 

выбросами  авиации  может  привести  к  таким  нежелательным  последствиям, 

как  увеличение  образования  перистых  облаков,  изменение  радиационного 

баланса,  усиление  осадкообразования,  повышение  содержания  диоксида  и 

оксида  углерода,  оксидов  азота  в  нижней  стратосфере,  где  летают 

реактивные  самолеты.  Научно-практическая  оценка  этих  последствий  для 

природы Земли — компетенция экологов и метеорологов, однако многие из 

этих последствий косвенно влияют на условия жизни человека. 

Железнодорожный  транспорт

 

также  является  одним  из  источников 

загрязнения  атмосферы.  Количество  отработавших  газов  дизельных 

двигателей тепловозов и содержание отдельных токсичныих компонентов в 

них  зависят  от  режима  работы  двигателя,  содержания  серы  в  дизельном 

топливе. 

Водный  транспорт

Главные  двигатели  и  вспомогательные  котлы 

теплоходов  работают  на  сернистом  мазуте.  Главные  двигатели  дизель-

электроходов и вспомогательные двигатели всех остальных судов в качестве 

топлива  используют  дизельное  топливо  с  содержанием  серы  до  1%. 

Концентрации  загрязняющих  веществ  и  величина  выброса  зависят  от  вида 

топлива и режима работы двигателя. 

Атмосферный  воздух  может  загрязняться  отработавшими  газами 

вспомогательных двигателей и котлов при стоянке судов, а также главными 

двигателями  при  подходе  судна  к  причалу  и  отходе  от  него.  Суда 

вспомогательного  флота  (буксиры,  катера  и  др.)  —  еще  один  источник 

загрязнения атмосферного воздуха. При работе судового двигателя в режиме 

холостого  хода  при  низких  оборотах,  при  ускорениях  и  замедлениях  в 

процессе  маневрирования  судна  отмечается  максимальный  выброс 

загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух.  При  этом  с  увеличением 

числа оборотов возрастает потребление топлива и воздуха, вследствие чего в 

выбросах увеличивается концентрация оксидов азота. 

3.2.4. Агропромышленный комплекс 

Пестициды.

 

Современное  сельское  хозяйство  трудно  представить  без 

применения  пестицидов.  Важной  особенностью  пестицидов  является  их 

неизбежное проникновение в окружающую человека природную среду, в том 

числе  и  в  атмосферный  воздух,  поскольку  они  преднамеренно  вводятся  в 

него. 

Загрязнение  атмосферного  воздуха  пестицидами  зависит  от  метеоро-

логических  условий.  При  более  высокой  температуре  в  жарких  районах 

страны концентрация фосфорорганических пестицидов в воздухе может быть 

в 6-10 раз выше, чем при умеренной температуре в средней полосе. 

Дальность распространения пестицидов в воздухе зависит и от способа 

обработки посевов. Вентиляторное опрыскивание ведет к сносу препарата в 

сторону от обрабатываемого участка за счет ветра и турбулентной диффузии. 

При  этом  способе  обработки  концентрация  пестицидов  более  высокая,  чем 

 

159 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

при  шланговом  способе.  Аэрозольный  генератор  может  приводить  к 

загрязнению  атмосферного  воздуха  на  расстоянии  больше  5  км  от  места 

обработки.  Большое  значение  имеет  так  называемое  вторичное  загрязнение 

атмосферного воздуха пестицидами, обусловленное испарением препаратов, 

попавших на поверхность почвы и растений. 

По  скорости  испарения  с  поверхности  почвы  все  препараты  подраз-

деляются  на  4  группы.  С  каждого  гектара  площади,  обработанной  пре-

паратами 1-й группы, испаряется в год 0,1 кг, 2-й группы — 0,2-0,3 кг, 3-й 

группы — 3-6,5 кг, 4-й группы — 7-14 кг препарата. 

При  протравливании  зерна  атмосферный  воздух  может  загрязняться 

ртутьорганическими соединениями, которые обнаруживали на расстоянии до 

600 м от работающей протравливающей машины. Если протравливание зерна 

производят  на  необорудованных  площадках,  неправильно  организованы 

работы  и  используются  машины,  которые  не  отвечают  гигиеническим 

требованиям, то загрязнение атмосферного воздуха неизбежно. 

Источниками загрязнения атмосферного воздуха могут стать и склады 

ядохимикатов.  Известны  случаи,  когда  неорганические  препараты  в 

атмосферном воздухе обнаруживали на расстоянии 500 м, хлороргани-ческие 

вещества — 600 м, а фосфорорганические соединения — даже на расстоянии 

900 м от складов. 

На  объектах  агропромышленного  комплекса  имеются  ядохимикаты  с 

истекшим  сроком  годности  или  запрещенные  к  применению  препараты. 

Вопрос  об  их  утилизации  и  ликвидации  решается  с  трудом.  В  случае 

решения  об  их  переработке  или  уничтожении  большое  значение  имеет 

гигиеническая оценка соответствующих технологических процессов с точки 

зрения предотвращения загрязнения атмосферного воздуха. 

Индустриальные  животноводческие  комплексы.

 

Среди  проблем, 

возникающих  в  связи  с  переводом  животноводства  и  птицеводства  на 

промышленную  основу,  особое  значение  приобретает  загрязнение  ат-

мосферного  воздуха  за  счет  образования  и  накопления  значительных 

количеств навоза, навозной жижи и помета. 

При  разложении  органических  азотистых  соединений  образуется 

аммиак,  при  гниении  органических  белковых  веществ,  содержащих  серу, 

выделяется  сероводород.  Ферментативные  процессы  брожения  соп-

ровождаются  образованием  альдегидов,  спиртов,  сложных  эфиров,  жирных 

кислот. Неприятные запахи обусловлены такими соединениями, как пептоны, 

аминокислоты,  триэтиламин,  сероводород,  меркаптаны,  фенол,  индол, 

скатол.  Степень  загрязнения  атмосферного  воздуха  и  дальность 

распространения указанных веществ зависят от количества поголовья скота 

или  птицы,  условий  их  содержания,  санитарного  состояния  помещений  и 

территорий  ферм  и  комплексов,  особенностей  сбора,  хранения  и 

использования образующихся жидких и твердых отходов. 

По мере увеличения расстояния от комплекса концентрация аммиака и 

процент проб воздуха с превышением ПДК снижаются. Вероятное снижение 

 

160 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ