Файл: нормирование качества окр среды_copy.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 2226

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

на  большие  площади  выбросить  вредные  токсичные  вещества

при

этом не нарушая установленных норм ПДК и ПДВ

[9]

.

Увеличение высоты труб с целью  улучшения рассеивания загряз

-

няющих  веществ  в  атмосфере  для  снижения  уровня  приземных
концентраций  сегодня  допускается  только  после  применения всех
доступных современных средств по сокращению выбросов

.

Характер  распределения  концентрации  вредных  веществ  в  атмо

-

сфере под факелом организованного источника показан на рисунке

 18.

Рис

. 18  

Распределение  загрязнений  в  зависимости  от  удаления  от

источника

Принцип расчета  ПДВ заключается  в следующем

 - 

суммарное ко

-

личество  загрязнителя

выбрасываемое  всеми  источниками  на

предприятии

не должно формировать на границе санитарно-защитной

зоны

 (

СЗЗ

предприятия  или  на  территории  жилой  застройки  концен

-

трации

превышающей ПДКмр

В городской среде

при наличии нескольких источников выбросов

,

требование к качеству воздуха

 населенного пункта должно соответ

-

ствовать следующему условию

:

С

max +

С

ф

i

£

 ПДКмр

,


background image

72

где

С

max

i

– 

фактическая максимальная концентрация

i

 -

го

  

загряз

-

няющего вещества

мг/м

3

      

С

ф

i

– 

фоновая концентрация

i

 -

го

  

загрязняющего вещества

,

мг/м

3

Фоновая концентрация

 С

ф

 (

мг/м

3

для отдельного источника вы

-

броса  характеризует  загрязнение  атмосферы  в  городе  или  другом
населенном  пункте

создаваемое  другими  источниками

исключая

данный

.

Фоновая  концентрация  устанавливается  единым  значением  по

городу  или  дифференцировано  по  территории  города

 (

по  постам

наблюдений с учетом скорости и направления ветра

).

Данные  о  фоновых  концентрациях  предоставляют  специально

уполномоченные  территориальные  органы  Росгидромета 

– 

Центры

по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды

 (

ЦГМС

),

которые  осуществляют  гидрометеорологическое  обеспечение  отрас

-

лей  экономики

органов  государственной  власти

население

а  также

мониторинг  состояния  и  загрязнения  воздуха и  поверхностных вод  на
территории области

.

В  приложении

 1

  приведена  справка  о  фоновых концентрациях  и

метеорологических

  

условиях

.

Загрязнение  атмосферного  воздуха  усиливается  при  определен

-

ных погодных условиях

особенно при

температурной инверсии

.

Обычно на высоте температура воздуха ниже

В этом случае теп

-

лый  воздух  поднимается  от  земли

унося  с  собой  загрязнители  и

рассеивая их на высоте

При температурной инверсии слой холодного

воздуха  над  землей  перекрыт  теплым  слоем

Это  происходит

когда

поверхность  земли  и  прилегающий  к  ней  слой  воздуха  остывают  в
течение  ясной  ночи

либо  когда  холодный  воздух

 "

подтекает

под

теплый  в  центре  антициклона

В  результате  восходящее  движение

воздуха  блокируется

и  загрязнители  накапливаются  над  землей

(рисунке

 19).

При  скорости  ветра  менее

 0,5 

м/с  и  наличии  инверсии  создаются

крайне

неблагоприятные  метеорологические  условия

 (

НМУ

). 

В

таких ситуациях государственные органы власти проводят оповещение
всех  предприятий

обязанных  в  этом  случае  перейти  на  заранее


background image

73

запланированный  режим  работы

при  котором  обеспечивается

снижение выбросов

.

Согласно Закону РФ

  «

Об  охране атмосферного воздуха

» 

выброс

загрязнителей  в  атмосферу  может  производиться  лишь  на  основании
специального  разрешения

Разрешение  выдаёт  государственный

орган управления

уполномоченный в сфере охраны атмосферы

.

а

б

Рис

. 19 

Рассеяние выбросов в нормальных условиях

 (

а

и при инвер

-

сии

 (

б

)

Для  получения  разрешения  природопользователю  необходимо

подготовить  обоснованный  проект  предельно  допустимых

  

выбросов

по  всем  источников  выбросов  с  учетом  всех  выбрасываемых  загряз

-

няющих веществ

.

Нормативы  воздействия  на  атмосферный  воздух  разрабатываются

в  форме

 «

Проектов  ПДВ

» 

и  согласовываются  с

  

федеральными  или

региональными  органами

  

Департамента  Федеральной  службы  по

надзору  в  сфере  природопользования

  (

Росприроднадзора

) (

рисунок

20).

В

приложении

 2

 приведено содержание проекта ПДВ

.

Разрешением  на  выброс  вредных

 (

загрязняющих

веществ  в

атмосферный  воздух

  устанавливаются  предельно  допустимые

выбросы  и  другие  условия

которые  обеспечивают  охрану  атмосфер

-

ного воздуха

Разрешение содержит следующую информацию

:


background image

74

-

  наименование и реквизиты предприятия

,

-

  наименование и класс опасности вредного

 (

загрязняющего

)

веществ

,

-

  количество вредных

 (

загрязняющих

веществ

разрешенных к

выбросу в атмосферный воздух с разбивкой по годам

 (

на

 5 

лет

),

-

  срок действия

.

Рис

. 20 

Этапы работы с разрешительной документацией

Плата за негативное воздействие  на окружающую среду

.

За

-

коном

 "

Об  охране  окружающей  среды

" (

с

.16) 

установлена  плата  за

негативное  воздействие  на  окружающую  среду

которую  вносят

Инвентаризация источников

загрязнения атмосферы

Разработка

 «

Проекта ПДВ

»

Согласование проекта с

региональными или федераль

-

ными органами

Получение

 «

Разрешения на выброс

загрязняющих веществ

»

(от стационарных источников загрязнения

)

Срок действия разрешения

 – 5 

лет

Ежеквартальная

плата

за негативное

воздействие на

окружающую среду

(за загрязнение

Ежегодная

отчетность

по форме

 2-

тп

(воздух

)

Ежегодный

 технический отчет

 о неизменности

технологического

процесса


background image

75

организации  и  физические  лица

деятельность  которых  оказывает

негативное воздействие на окружающую среду

.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является

формой  компенсации  ущерба

наносимого  загрязнением  окружающей

природной  среде

и  перечисляется  предприятиями

 (

всех  форм

собственности

в обязательном порядке

.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимает

-

ся  с  природопользователей

осуществляющих  следующие  виды

воздействия на окружающую природную среду

:

– 

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и
передвижных источников

;

– 

сброс  загрязняющих  веществ  в  поверхностные  и  подземные
водные объекты

;

– 

размещение отходов

.

Порядок  определения  платы  и  ее  предельных  размеров  утвер

-

жден  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от

 28

августа

 1992 

года

 N 632 (

с  изменениями  на

 12 

февраля

 2003 

года

).

Постановлением  Правительства  РФ  от

 12 

июня

 2003 

года

 N 344

установлены нормативы платы по каждому ингредиенту загрязняюще

-

го  вещества

 (

отхода

), 

с  учетом  степени  опасности  для  окружающей

природной среды и здоровья населения

.

Для предприятия установлены следующие источники платежей за

загрязнение окружающей

  

среды

:

– 

экоплатежи  в  пределах  допустимых  нормативов  выбросов  и
сбросов загрязняющих веществ

размещения отходов в преде

-

лах  лимитов

 –

за  счет  себестоимости  продукции

 (

работ

,

услуг

)

;

– 

экоплатежи за превышение допустимых нормативов и лимитов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ

размещение отхо

-

дов

 –

с  применением

 5-

ти  кратного  повышающего

коэффициента

,

за  счет  прибыли

остающейся  в  распоряже

-

нии природопользователей

.

Бюджетным кодексом РФ  установлены нормативы распределения

платы  за  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  в  бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации в размере

:

–  20% - 

в федеральный бюджет

,