Файл: Социология образования. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 911

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



20. Современное мировое образовательное пространство. Свойства современного образования.

Мировое образовательное пространство является сложным, неравномерным, многоуровневым процессом тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, базирующихся на единстве в подходах, целеполагании, в содержании образования, в терминологии, категориях и стандартах, в подведении итогов, и одновременно результатом длительного исторического, экономического и духовного сосуществования и взаимодействия мирового образовательного сообщества. Это формирование приводит к обогащению каждого из вступающих в системное взаимодействие компонентов, к возникновению новых, интегративных качеств системы в целом, не сводящихся к достаточно простой сумме качеств взаимодействующих частей.

Мировое образовательное пространство - относительно новое понятие. Оно обозначает совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах геополитических регионах и в глобальном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие, в условиях интенсивной интернационализации разных сфер общественной жизни современного мира.




21. Учебный процесс и его структура.

Учебный процесс можно охарактеризовать как последовательную цель сменяемых друг друга форм деятельности обучающих, обучаемых и обслуживающих учебный процесс отдельных лиц, структур , объединений. Структура учебного процесса в специальной литературе1 рассматривается в трех измерениях.1. В фазах, формах воспроизведения и реализации нормативных моделей деятельности и образования, их требований и ориентиров. В этом случае речь идет об учебных программах, именах, методах (технологиях) учебной деятельности.2. Как взаимодействие учащихся и преподавателей, т.е. реальный процесс учебных занятий.

3. Как взаимодействие учебных и внеучебных факторов в образовании учащегося.

Важнейшими составляющими учебного процесса являются учебные дисциплины, учебные планы и программы. Учебный процесс носит циклический характер.

В каждом цикле (курс обучения, учебный год, семинар, учебная неделя, тема занятия и пр.) выделяются три фазы (этапы действия): подготовительный как предварительная фаза действия; оперативный как фаза непосредственного действия и результирующий как фаза завершающего действия.

На предварительном этапе корректируются цели обучения, выбираются оптимальные средства учебного занятия, учебный материал перерабатывается в приемлемую дидактическую форму, учащиеся ориентируются в целях, задачах обучения.

На оперативном этапе мобилизуются действия учащихся по освоению поставленных перед ними задач. Деятельность же преподавателей проявляется в форме лекций, демонстрации опыта, инструктировании, консультировании и т.д. С помощью текущего контроля корректируется деятельность учащихся.

На результирующем этапе осуществляется контроль, оценивается выполнение заданий, содержание и качество учебных занятий, достигнутый результат, санкционируется и побуждаются последующие действия обучаемых и обучающих.

Каждому этапу цикла соответствуют свои технологии.



22. Учебная дисциплина, план и программа.

Важнейшими составляющими учебного процесса являются учебные дисциплины, учебные планы и программы. Учебные дисциплины могут классифицироваться по разным основаниям1. По отношению к профилю образования выделяют дисциплины профилирующие, смежные, общеобразовательные (развивающие общую культуру) и др.;по форме учебного материала – теоретические (фундаментальные), фактологические (прикладные), аналитические, практические (прикладные, технологические) и др.;по технологии преподавания – информативно-ознакомительные, проблемно-тематические, инструктивные, аудиторные (без специальных лабораторных средств), опытно-лабораторные (в лабораторных условиях), опытно-практические (в естественных условиях практической деятельности) и др.;по обязанности изучения – обязательные для всех обучающихся,

обязательные для части обучающихся (по «узкой специализации», например), изучаемые по выбору, факультативные по интересам и др.;

по стандартизации методик и технологий преподавания – стандартизованные, индивидуальные и др.;по характеру общения преподавателя и учащегося – постоянный непосредственный контакт в ходе учебных занятий, периодический контакт (контроль), самообучение (с результирующим контролем) и др.;

по составу участвующих в занятии – поточные (для различных групп учащихся), групповые (для учащихся с единой формой, содержанием обучения), индивидуальные (с общим или индивидуальным планом обучения) и др.

Могут быть предложены и др. классификации. Учебные планы и программы являются важнейшими документами в организации и реализации учебного процесса . Они составляются на основе Государственных стандартов1. Учебные программы имеют два вида: 1) примерные программы как ориентация изучения той или иной дисциплины в масштабе всей страны и 2) рабочие программы, разрабатываемые на основе примерных программ и учитывающие особенности региона, специфику вуза, факультета и т.д.



23. Мегафакторы социализации: современный аспект.

мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - кос¬мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп¬пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь лю¬дей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древ¬ности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептиче¬ски относится к идее о зависимости человеческой жизни от кос¬мических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь че¬ловеческого общества и отдельного человека.

А.Л. Чижев¬ский выявил, что эпохи концентраций исторических событий (та¬ких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и Рос¬сии и др.) совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и в жизни выдающихся исторических деятелей. Представляется вполне вероятным, что накопление новых зна¬ний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации.

Планета - понятие астрономическое, обозна¬чающее небесное тело, по форме близкое к ша¬ру, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле - в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обо¬значающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влия¬ние стало наиболее очевидным в XX столетии, породив так назы¬ваемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономи¬ческие (увеличение разрыва в уровне развития стран и конти-нентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфлик¬тов, распространение ядерного оружия, политическая нестабиль-ность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Опосредствованное влияние глобальных процессов и про¬блем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других - меньше). Глобальные экономические и политические процессы определя¬ют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на рас¬пределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.