ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4118
Скачиваний: 13
71
Тема 5. БЮДЖеТно-наЛоГоваЯ (ФискаЛЬнаЯ)
ПоЛиТика
5.1. Национальная финансовая система. Государствен-
ные финансы и государственный бюджет.
5.2. Дефицит государственного бюджета и основные
источники его покрытия. Макроэкономические послед-
ствия дефицита.
5.3. Государственный долг: причины образования и виды.
Макроэкономические последствия наращивания государ-
ственного долга.
5.4. Фискальная политика современного государства
и потенциал ее воздействия на макроэкономические про-
цессы.
Ключевые слова:
финансы, финансовая система, госбюджет,
принципы построения бюджетной системы, дефицит и профицит,
активный и пассивный дефицит, совокупный и государственный
внешний долг, ежегодное балансирование бюджета, мультиплика-
ционный эффект госрасходов, мультипликатор налогов, фискаль-
ная политика.
5.1. национальная финансовая система.
Государственные финансы и государственный бюджет
Финансы как специфическое отношение.
Сам термин
«финансы» (от лат. finansia) означает денежный доход или
де-
нежный платеж
.
В
широком
смысле слова финансы представляют собой дви-
жение стоимости в хозяйственном обороте. С этих позиций
можно смело выделять, например,
финансы
домашнего хозяй-
ства,
финансы
предприятия,
финансы
государства и т.д.
В
узком
смысле под финансами понимаются
односторонние
денежные
обязательства
одного экономического агента в поль-
зу другого.
По своей природе современные финансы есть
денежные
от-
ношения. Такие отношения возникают преимущественно между
государством
и другими хозяйствующими субъектами. При
этом деньги выполняют только функцию платежа.
Финансы
– совокупность обязательств денежного порядка,
существующих между государством и хозяйствующими субъ-
72
ектами по поводу распределения и использования денежных
доходов из специальных источников.
Государственные финансы.
В качестве основных уровней
государственных финансов принято выделять: 1) бюджетный
уровень, включая бюджетные фонды; 2) специальные внебюд-
жетные фонды; 3) финансы предприятий государственного сек-
тора.
Государственные финансы
– система экономических отноше-
ний, связанных с концентрацией у государства значительных
денежных ресурсов и их последующим использованием в со-
ответствии с законодательно установленными функциями.
Государственный бюджет
– ведущее звено национальной фи-
нансовой системы, непосредственно связанное с налоговой
системой страны. здесь речь ведется о прямых денежных до-
ходах и расходах государства.
С
юридической
точки зрения госбюджет есть
финансовый
план
государства, или –
роспись
доходов и расходов правитель-
ства на определенный период времени, которая утверждена в
законодательном порядке. Отметим и то, что бюджет имеет си-
лу
закона
, разрешающего правительству страны собирать и рас-
ходовать денежные средства. Не случайно развитие бюджетной
практики тесно связано со становлением государственного
строя.
Функции государственного бюджета:
а) аккумуляция финансовых средств, предназначенных на
общенациональные нужды (фискальная функция);
б) регулирование и стимулирование национальной эконо-
мики;
в) стимулирование научно-технического прогресса и уско-
рение инновационного развития страны;
в) региональное перераспределение денежных ресурсов
в пользу проблемных территорий;
г) социальная защита населения и выравнивание в стране
уровня жизни (социальная функция);
д) обеспечение экономической безопасности государства.
Основные принципы построения бюджетной системы:
глас-
ность, единство, достоверность данных, полнота отражения ин-
формации в документах, эффективность сбора и экономич-
ность расходования денежных средств, использование единой
системы учета, приоритетность публичных расходов.
73
Бюджетная система
унитарного
государства (например, Бе-
ларуси) включает только два уровня – республиканский и мест-
ный. Поэтому выделяются
республиканский
и
местные
бюджеты.
В рамках государственной финансовой системы складыва-
ются
межбюджетные отношения
(центр — регион) по поводу
формирования и использования финансовых средств, выво-
дится консолидированный бюджет.
Способность государства концентрировать финансовые ре-
сурсы и рационально их использовать выражается через
бюд-
жетный потенциал
.
5.2. Дефицит государственного бюджета и основные
источники его покрытия. Макроэкономические
последствия дефицита
Три состояния бюджета.
При планировании и исполнении
государственного бюджета возможно возникновение ситуаций
трех типов:
1) баланс бюджета, когда доходы равны расходам;
2) профицит, когда доходы бюджета устойчиво превышают
его расходы;
3) дефицит бюджета, когда расходы бюджета оказываются
больше доходов.
В последнем случае правительство живет в долг. Для умень-
шения величины «финансовой дыры» используются так назы-
ваемые балансирующие статьи (продажа государственного
имущества, повышение налоговых ставок и т.п.).
При анализе дефицита
бюджета следует:
1) установить
экономическую природу
дефицита;
2) дать
количественную оценку
дефицита;
3) определить возможные
источники покрытия
дефицита;
4) определить
последствия
дефицита бюджета.
С учетом экономической природы дефицита выделяются
структурный, циклический и военный дефицит.
Для отражения уровня дефицита бюджета принято исполь-
зовать относительные показатели: а) удельный вес дефицита
в расходной части бюджета (процент «непокрытия» расходов);
б) удельный вес дефицита бюджета в объеме ВВП за год.
74
Реальный дефицит
бюджета, который отражает истинное
состояние государственных финансов, есть официальный
дефицит плюс скрытый дефицит.
Причины сохранения устойчивого дефицита:
1) циклический спад объема выпуска (циклический дефи-
цит);
2) активная государственная экономическая политика (уве-
личение инвестиций, сокращение налогов, расширение
льгот бизнесу;
3) провалы в работе по сбору налогов (кризис недоимок
в бюджет);
4) кризисное состояние предприятий реального сектора эко-
номики и резкое сокращение налогооблагаемой базы;
5) затянувшееся влияние неблагополучной фазы «полити-
ческого цикла» (череда выборов, внеочередные выборы
и т.п.);
6) активизация государственной социальной политики под
воздействием демографических факторов (старение на-
ции, снижение рождаемости).
Тип дефицита.
В зависимости от типа проводимой государ-
ственной экономической политики различают:
а)
активный
дефицит, т.е. дефицит осмысленный, когда пра-
вительство осознанно идет на дополнительные расходы в связи
с тем, что взят курс на финансирование стратегических про-
ектов национального уровня;
б)
пассивный
дефицит, т.е. дефицит вынужденный, когда из-
за снижения хозяйственной активности уменьшаются доходы
бюджета, а правительство идет на новые социальные уступки
и повышает заработную плату.
Дефицитное финансирование.
Выявление опасности де-
фицита бюджета на стадии его составления заставляет прави-
тельство изыскивать дополнительные финансовые источники
для его покрытия. чтобы увеличить доходы, на стадии
планиро-
вания
бюджета правительство может предусмотреть: а) увели-
чение в стране прямых и косвенных налогов, различных сборов;
б) увеличение объема распродажи государственного имуще-
ства; в) использование на бюджетные нужды ранее созданных
валютных резервов.
если этих обычных мер окажется недостаточно, то придется
включать так называемый
механизм дефицитного
финансиро-
75
вания
. В качестве традиционных источников дефицитного
финансирования бюджета выступают:
а)
эмиссия денег
(∆М), которая непосредственно направля-
ется на покрытие государственных расходов;
б)
кредит
, получаемый в национальной банковской системе
(∆К);
в) внутренний государственный
заем
, размещаемый среди
населения страны (∆В1);
г) внешние заемные средства (∆В2) и пожертвования других
стран, международных организаций.
5.3. Государственный долг: причины образования
и виды. Макроэкономические последствия наращивания
государственного долга
содержание государственного долга.
По своему
эконо-
мическому
происхождению государственный долг – это сумма
величин бюджетных дефицитов, накопленных правительством
страны за определенный период времени.
рассчитываются
показатели
, которые на определенную дату
отражают состояние государственного долга (например, госдолг
в процентах к ВВП; госдолг в процентах к доходной части бюд-
жета, внешний государственный долг в процентах к чистому
экспорту и т.п.).
Дефицит
бюджета
Дефицитное
финансирование
Государственный
долг
Обслуживание
государственного
долга
рисунок 5.1
— Возникновение государственного долга
Основные функции государственного долга
: а) фискальная
функция, т.е. мобилизация недостающих денежных средств
и создание финансовой базы, необходимой для выполнения
государством принятых на себя обязательств;