Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4118

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

Тема 5. БЮДЖеТно-наЛоГоваЯ (ФискаЛЬнаЯ) 

ПоЛиТика 

5.1. Национальная финансовая система. Государствен- 

ные финансы и государственный бюджет.

5.2. Дефицит государственного бюджета и основные 

источники  его  покрытия.  Макроэкономические  послед-

ствия дефицита. 

5.3. Государственный долг: причины образования и виды.  

Макроэкономические последствия наращивания государ-

ственного долга. 

5.4. Фискальная политика современного государства 

и потенциал ее воздействия на макроэкономические про- 

цессы.

Ключевые слова: 

финансы, финансовая система, госбюджет, 

принципы построения бюджетной системы, дефицит и профицит,  

активный и пассивный дефицит, совокупный и государственный 

внешний долг, ежегодное балансирование бюджета, мультиплика- 

ционный эффект госрасходов, мультипликатор налогов, фискаль-

ная политика.

5.1. национальная финансовая система. 

Государственные финансы и государственный бюджет

Финансы  как  специфическое  отношение.

  Сам термин 

«финансы» (от лат. finansia) означает денежный доход или 

де- 

нежный платеж

В 

широком

 смысле слова финансы представляют собой дви- 

жение  стоимости  в  хозяйственном  обороте.  С  этих  позиций 

можно смело выделять, например, 

финансы

 домашнего хозяй-

ства, 

финансы

 предприятия, 

финансы

 государства и т.д. 

В 

узком

 смысле под финансами понимаются 

односторонние

 

денежные 

обязательства

 одного экономического агента в поль- 

зу другого. 

По своей природе современные финансы есть 

денежные

 от- 

ношения. Такие отношения возникают преимущественно между  

государством

  и  другими  хозяйствующими  субъектами.  При 

этом деньги выполняют только функцию платежа. 

Финансы

 – совокупность обязательств денежного порядка, 

существующих между государством и хозяйствующими субъ-


background image

72

ектами по поводу распределения и использования денежных 

доходов из специальных источников.

Государственные финансы.

 В качестве основных уровней 

государственных финансов принято выделять: 1) бюджетный 

уровень, включая бюджетные фонды; 2) специальные внебюд-

жетные фонды; 3) финансы предприятий государственного сек- 

тора.

Государственные финансы

 – система экономических отноше-

ний, связанных с концентрацией у государства значительных 

денежных ресурсов и их последующим использованием в со- 

ответствии с законодательно установленными функциями. 

Государственный бюджет

 – ведущее звено национальной фи- 

нансовой  системы,  непосредственно  связанное  с  налоговой 

системой страны. здесь речь ведется о прямых денежных до-

ходах и расходах государства. 

С 

юридической

  точки  зрения  госбюджет  есть 

финансовый 

план

 государства, или – 

роспись

 доходов и расходов правитель-

ства на определенный период времени, которая утверждена в 

законодательном порядке. Отметим и то, что бюджет имеет си- 

лу 

закона

, разрешающего правительству страны собирать и рас-

ходовать денежные средства. Не случайно развитие бюджетной 

практики  тесно  связано  со  становлением  государственного 

строя.

Функции государственного бюджета: 

а) аккумуляция финансовых средств, предназначенных на 

общенациональные нужды (фискальная функция); 

б) регулирование и стимулирование национальной эконо- 

мики; 

в) стимулирование научно-технического прогресса и уско-

рение инновационного развития страны; 

в)  региональное  перераспределение  денежных  ресурсов  

в пользу проблемных территорий; 

г) социальная защита населения и выравнивание в стране 

уровня жизни (социальная функция); 

д) обеспечение экономической безопасности государства.

Основные принципы построения бюджетной системы: 

глас-

ность, единство, достоверность данных, полнота отражения ин- 

формации  в  документах,  эффективность  сбора  и  экономич-

ность расходования денежных средств, использование единой 

системы учета, приоритетность публичных расходов. 


background image

73

Бюджетная система 

унитарного

 государства (например, Бе- 

ларуси) включает только два уровня – республиканский и мест- 

ный. Поэтому выделяются 

республиканский

 и 

местные

 бюджеты. 

В рамках государственной финансовой системы складыва-

ются 

межбюджетные отношения

 (центр — регион) по поводу 

формирования  и  использования  финансовых  средств,  выво-

дится консолидированный бюджет. 

Способность государства концентрировать финансовые ре- 

сурсы и рационально их использовать выражается через 

бюд-

жетный потенциал

5.2. Дефицит государственного бюджета и основные 

источники его покрытия. Макроэкономические 

последствия дефицита 

Три состояния бюджета. 

При планировании и исполнении 

государственного бюджета возможно возникновение ситуаций 

трех типов: 

1)  баланс бюджета, когда доходы равны расходам; 

2)  профицит, когда доходы бюджета устойчиво превышают 

его расходы; 

3)  дефицит бюджета, когда расходы бюджета оказываются 

больше доходов.

В последнем случае правительство живет в долг. Для умень- 

шения величины «финансовой дыры» используются так назы- 

ваемые  балансирующие  статьи  (продажа  государственного 

имущества, повышение налоговых ставок и т.п.). 

При анализе дефицита

 бюджета следует: 

1)  установить 

экономическую природу

 дефицита; 

2)  дать 

количественную оценку

 дефицита; 

3)  определить возможные 

источники покрытия

 дефицита; 

4)  определить 

последствия

 дефицита бюджета.

С  учетом  экономической  природы  дефицита  выделяются 

структурный, циклический и военный дефицит.

Для отражения уровня дефицита бюджета принято исполь-

зовать относительные показатели: а) удельный вес дефицита 

в расходной части бюджета (процент «непокрытия» расходов);  

б) удельный вес дефицита бюджета в объеме ВВП за год. 


background image

74

Реальный  дефицит

  бюджета,  который  отражает  истинное 

состояние  государственных  финансов,  есть  официальный 

дефицит плюс скрытый дефицит. 

Причины сохранения устойчивого дефицита: 

1)  циклический спад объема выпуска (циклический дефи- 

цит); 

2)  активная государственная экономическая политика (уве- 

личение инвестиций, сокращение налогов, расширение 

льгот бизнесу; 

3)  провалы в работе по сбору налогов (кризис недоимок 

в бюджет); 

4)  кризисное состояние предприятий реального сектора эко- 

номики и резкое сокращение налогооблагаемой базы; 

5)  затянувшееся влияние неблагополучной фазы «полити-

ческого цикла» (череда выборов, внеочередные выборы 

и т.п.);

6)  активизация государственной социальной политики под  

воздействием демографических факторов (старение на- 

ции, снижение рождаемости).

Тип дефицита.

 В зависимости от типа проводимой государ- 

ственной экономической политики различают: 

а) 

активный

 дефицит, т.е. дефицит осмысленный, когда пра- 

вительство осознанно идет на дополнительные расходы в связи 

с тем, что взят курс на финансирование стратегических про-

ектов национального уровня; 

б) 

пассивный

 дефицит, т.е. дефицит вынужденный, когда из-

за снижения хозяйственной активности уменьшаются доходы 

бюджета, а правительство идет на новые социальные уступки 

и повышает заработную плату.

Дефицитное финансирование.

 Выявление опасности де- 

фицита бюджета на стадии его составления заставляет прави-

тельство изыскивать дополнительные финансовые источники 

для его покрытия. чтобы увеличить доходы, на стадии 

планиро-

вания

 бюджета правительство может предусмотреть: а) увели- 

чение в стране прямых и косвенных налогов, различных сборов;  

б)  увеличение  объема  распродажи  государственного  имуще-

ства; в) использование на бюджетные нужды ранее созданных 

валютных резервов.

если этих обычных мер окажется недостаточно, то придется 

включать так называемый 

механизм дефицитного

 

финансиро-


background image

75

вания

.  В  качестве  традиционных  источников  дефицитного 

финансирования бюджета выступают:

а) 

эмиссия денег

 (∆М), которая непосредственно направля-

ется на покрытие государственных расходов; 

б) 

кредит

, получаемый в национальной банковской системе 

(∆К);

в) внутренний государственный 

заем

, размещаемый среди 

населения страны (∆В1);

г) внешние заемные средства (∆В2) и пожертвования других 

стран, международных организаций.

5.3. Государственный долг: причины образования  

и виды. Макроэкономические последствия наращивания 

государственного долга 

содержание  государственного  долга. 

По  своему 

эконо-

мическому

 происхождению государственный долг – это сумма 

величин бюджетных дефицитов, накопленных правительством 

страны за определенный период времени.

рассчитываются 

показатели

, которые на определенную дату  

отражают состояние государственного долга (например, госдолг 

в процентах к ВВП; госдолг в процентах к доходной части бюд-

жета, внешний государственный долг в процентах к чистому 

экспорту и т.п.).

Дефицит

бюджета

Дефицитное

финансирование

Государственный

долг

Обслуживание 

государственного

долга

рисунок 5.1

 — Возникновение государственного долга

Основные  функции  государственного  долга

:  а)  фискальная 

функция,  т.е.  мобилизация  недостающих  денежных  средств 

и  создание  финансовой  базы,  необходимой для  выполнения 

государством принятых на себя обязательств;