Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4122

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

тельно влиять на объем ВВП: DТ

↑ →→

 Yd

↓ →→

 (C

; S

→ →

 

AD

↓ →→

 Y

.

При этом обнаруживается воздействие мультипликатора на- 

логов на экономическую ситуацию в стране. Так, изменение 

суммы налога на одну денежную единицу вызывает изменение 

совокупного спроса на величину МрС×1. Поэтому налоговый 

мультипликатор (М

т 

) равен:

M

MPC

MPC

t

=

1

.

Изменение объема выпуска (

Y) под воздействием изме-

нений объема налогообложения (

T) будет равно: 

Y=М

т 

×

T.

Но если государство обеспечит оперативное расширение го- 

сударственных закупок, то прирост совокупного спроса будет 

больше тех потерь, которые произошли накануне под воздей-

ствием 

T. Дело в том, что первоначальное изменение объема 

государственных закупок (∆G) не проходит ту 

особую фильтра- 

цию

, которую в секторе домашних хозяйств выдерживает распо- 

лагаемый денежный доход (Yd), проходя сквозь призму «пре- 

дельной склонности населения к потреблению» (МрС). 

Так как экономическая ситуация в стране непрерывно из-

меняется, то существует необходимость постоянно совершен-

ствовать налоговую систему и повышать ее эффективность с 

учетом задач современной фискальной политики. 

содержание фискальной политики.

 фискальная полити-

ка государства есть целенаправленные действия правительства 

по мобилизации и рациональному использованию денежных 

ресурсов с целью решения стратегических и тактических задач 

социально-экономического развития страны. 

Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика

 обнаружи-

вает себя как совокупность конкретных мер правительства по 

регулированию  государственных  расходов,  налогообложения 

и общего состояния государственного бюджета.

Тип бюджетно-налоговой политики современного государ-

ства непосредственно зависит от: 

а) 

состояния

 национальной экономики и характера пере-

живаемой фазы промышленного цикла; 

б) сформулированных в 

национальной концепции

 задач со-

циально-экономического развития страны; 


background image

82

в) наличия у правительства 

правового коридора

, достаточно-

го для проведения соответствующих мероприятий в финансо-

во-бюджетной сфере; 

г) 

степени демократизации

 страны и уровня развития граж-

данского общества;

д) 

международного рейтинга

 и авторитета страны.

При 

классификации

 есть резон различать долгосрочную, сред- 

несрочную и конъюнктурную фискальную политику. В рамках 

антициклической

 (или конъюнктурной) политики принято раз-

личать (1) стимулирующую и (2) сдерживающую фискальную 

политику.

На практике антициклическая фискальная политика может 

реализовываться как дискреционная и недискреционная.

Особые возможности фискальной политики связаны с тем,  

что  здесь  может  реализоваться  идея 

встроенных  стабилиза- 

торов

.

Основная идея встроенных стабилизаторов сводится к тому,  

чтобы посредством 

оперативных

 мероприятий оказывать актив- 

ное воздействие на деловую конъюнктуру, сглаживать крутизну 

волн промышленного цикла, приближаться к линии долгосроч-

ного 

тренда

 экономического развития.

Отметим, что в рамках фискальной политики потенциал на- 

логовой политики должен дополняться другими институцио- 

нальными, организационными и экономическими мероприя- 

тиями. 

В современной фискальной политике государственным рас- 

ходам отведена роль 

экономической инъекции

. если налоги есть 

изъятие денежных средств из экономического оборота, то де- 

нежные расходы государства есть их возврат. 

При разработке мероприятий фискальной политики следует 

учитывать, что у правительства всегда ограничены возможно-

сти для маневра объемом и структурой государственных рас-

ходов с учетом принятых на себя экономических и социальных 

обстоятельств. 


background image

83

вопросы для самопроверки:

1.  Определите принципиальное отличие кредитных и финан- 

совых отношений.

2.  Какие функции бюджета способны оказать воздействие 

на макроэкономическое равновесие?

3.  В силу каких обстоятельств следует различать активный 

и пассивный дефицит государственного бюджета?

4.  Выделите основные макроэкономические последствия на- 

ращивания государственного долга.

5.  В чем состоит отличие бюджетной, налоговой и фискаль-

ной политики современного государства?


background image

84

Тема 6. ДенеЖно-креДиТнаЯ ПоЛиТика 

совреМенноГо ГосУДарсТва

6.1. Цели и задачи современной денежно-кредитной по- 

литики. Основные инструменты регулирования.

6.2. Эффективность операций с ценными бумагами пра- 

вительства на первичном и вторичном рынках.

6.3. Регулирование ставки рефинансирования и прове- 

дение центральным банком дисконтной (процентной) по- 

литики.

6.4. Регулирование избыточных резервов банковской сис- 

темы. Особенности мягкой и жесткой денежно-кредитной  

политики.

6.5. Использование модели IS—LM для анализа последст- 

вий денежно-кредитной политики в условиях постоянных 

и гибких цен.

Ключевые слова: 

денежно-кредитная политика, субъекты и 

объекты денежно-кредитной политики, основные и дополнитель- 

ные инструменты, ценные бумаги правительства, механизм ре- 

финансирования, ставка рефинансирования, чистое рефинанси-

рование, эффект полного вытеснения.

6.1. Цели и задачи современной денежно-кредитной 

политики. основные инструменты регулирования

содержание денежно-кредитной политики.

 Денежно-кре- 

дитная политика есть совокупность мероприятий, регламенти-

рующих функционирование национальной денежно-кредитной 

системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры 

и достижения стратегических целей экономического развития 

страны. 

Особо следует выделять 

государственную

 денежно-кредит-

ную политику, которую проводят «денежные власти страны». 

В качестве ее 

основных направлений

 выделим: 

1) стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение 

ее равновесного состояния; 

2) использование денежно-кредитных инструментов для ре- 

гулирования национальной экономики. 


background image

85

Система целей и задач современной денежно-кредитной по- 

литики отражена на рис. 6.1. 

Стратегической целью денежно-кредитной политики госу-

дарства выступает обеспечение стабильности национальных де- 

нег на внутреннем и внешнем рынках.

В качестве 

стратегических задач

 денежно-кредитной поли- 

тики следует признать:

а) сохранение долговременного и устойчивого экономиче-

ского роста;

б) поддержание на должном уровне склонности населения 

к сбережениям;

в) укрепление доверия населения к национальной банков-

ской системе; 

г) поддержание на высоком уровне надежности националь-

ной банковской системы; 

д)  обеспечение  устойчивого  платежного  баланса  страны, 

пополнение валютных резервов страны.

Объектами денежно-кредитной политики выступают спрос 

и предложение денег, кредитный механизм, обменный курс, 

денежная эмиссия и т.п.

рисунок 6.1

 — Система целей и задач современной  

денежно-кредитной политики

Обратим внимание на следующие этапы реализации денеж-

но-кредитной политики: 

1) аналитическая оценка ситуации, сложившейся в денежно- 

кредитной сфере и национальной экономике, выделение фак- 

торов дестабилизации и построение ситуационной модели;

2) уточнение и конкретизация желаемых параметров состо-

яния денежно-кредитной сферы, а также задач экономического 

развития на предстоящий период;