ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4122
Скачиваний: 13
81
тельно влиять на объем ВВП: DТ
↑ →→
Yd
↓ →→
(C
↓
; S
↓
)
→ →
AD
↓ →→
Y
↓
.
При этом обнаруживается воздействие мультипликатора на-
логов на экономическую ситуацию в стране. Так, изменение
суммы налога на одну денежную единицу вызывает изменение
совокупного спроса на величину МрС×1. Поэтому налоговый
мультипликатор (М
т
) равен:
M
MPC
MPC
t
=
−
1
.
Изменение объема выпуска (
∆
Y) под воздействием изме-
нений объема налогообложения (
∆
T) будет равно:
∆
Y=М
т
×
∆
T.
Но если государство обеспечит оперативное расширение го-
сударственных закупок, то прирост совокупного спроса будет
больше тех потерь, которые произошли накануне под воздей-
ствием
∆
T. Дело в том, что первоначальное изменение объема
государственных закупок (∆G) не проходит ту
особую фильтра-
цию
, которую в секторе домашних хозяйств выдерживает распо-
лагаемый денежный доход (Yd), проходя сквозь призму «пре-
дельной склонности населения к потреблению» (МрС).
Так как экономическая ситуация в стране непрерывно из-
меняется, то существует необходимость постоянно совершен-
ствовать налоговую систему и повышать ее эффективность с
учетом задач современной фискальной политики.
содержание фискальной политики.
фискальная полити-
ка государства есть целенаправленные действия правительства
по мобилизации и рациональному использованию денежных
ресурсов с целью решения стратегических и тактических задач
социально-экономического развития страны.
Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика
обнаружи-
вает себя как совокупность конкретных мер правительства по
регулированию государственных расходов, налогообложения
и общего состояния государственного бюджета.
Тип бюджетно-налоговой политики современного государ-
ства непосредственно зависит от:
а)
состояния
национальной экономики и характера пере-
живаемой фазы промышленного цикла;
б) сформулированных в
национальной концепции
задач со-
циально-экономического развития страны;
82
в) наличия у правительства
правового коридора
, достаточно-
го для проведения соответствующих мероприятий в финансо-
во-бюджетной сфере;
г)
степени демократизации
страны и уровня развития граж-
данского общества;
д)
международного рейтинга
и авторитета страны.
При
классификации
есть резон различать долгосрочную, сред-
несрочную и конъюнктурную фискальную политику. В рамках
антициклической
(или конъюнктурной) политики принято раз-
личать (1) стимулирующую и (2) сдерживающую фискальную
политику.
На практике антициклическая фискальная политика может
реализовываться как дискреционная и недискреционная.
Особые возможности фискальной политики связаны с тем,
что здесь может реализоваться идея
встроенных стабилиза-
торов
.
Основная идея встроенных стабилизаторов сводится к тому,
чтобы посредством
оперативных
мероприятий оказывать актив-
ное воздействие на деловую конъюнктуру, сглаживать крутизну
волн промышленного цикла, приближаться к линии долгосроч-
ного
тренда
экономического развития.
Отметим, что в рамках фискальной политики потенциал на-
логовой политики должен дополняться другими институцио-
нальными, организационными и экономическими мероприя-
тиями.
В современной фискальной политике государственным рас-
ходам отведена роль
экономической инъекции
. если налоги есть
изъятие денежных средств из экономического оборота, то де-
нежные расходы государства есть их возврат.
При разработке мероприятий фискальной политики следует
учитывать, что у правительства всегда ограничены возможно-
сти для маневра объемом и структурой государственных рас-
ходов с учетом принятых на себя экономических и социальных
обстоятельств.
83
вопросы для самопроверки:
1. Определите принципиальное отличие кредитных и финан-
совых отношений.
2. Какие функции бюджета способны оказать воздействие
на макроэкономическое равновесие?
3. В силу каких обстоятельств следует различать активный
и пассивный дефицит государственного бюджета?
4. Выделите основные макроэкономические последствия на-
ращивания государственного долга.
5. В чем состоит отличие бюджетной, налоговой и фискаль-
ной политики современного государства?
84
Тема 6. ДенеЖно-креДиТнаЯ ПоЛиТика
совреМенноГо ГосУДарсТва
6.1. Цели и задачи современной денежно-кредитной по-
литики. Основные инструменты регулирования.
6.2. Эффективность операций с ценными бумагами пра-
вительства на первичном и вторичном рынках.
6.3. Регулирование ставки рефинансирования и прове-
дение центральным банком дисконтной (процентной) по-
литики.
6.4. Регулирование избыточных резервов банковской сис-
темы. Особенности мягкой и жесткой денежно-кредитной
политики.
6.5. Использование модели IS—LM для анализа последст-
вий денежно-кредитной политики в условиях постоянных
и гибких цен.
Ключевые слова:
денежно-кредитная политика, субъекты и
объекты денежно-кредитной политики, основные и дополнитель-
ные инструменты, ценные бумаги правительства, механизм ре-
финансирования, ставка рефинансирования, чистое рефинанси-
рование, эффект полного вытеснения.
6.1. Цели и задачи современной денежно-кредитной
политики. основные инструменты регулирования
содержание денежно-кредитной политики.
Денежно-кре-
дитная политика есть совокупность мероприятий, регламенти-
рующих функционирование национальной денежно-кредитной
системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры
и достижения стратегических целей экономического развития
страны.
Особо следует выделять
государственную
денежно-кредит-
ную политику, которую проводят «денежные власти страны».
В качестве ее
основных направлений
выделим:
1) стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение
ее равновесного состояния;
2) использование денежно-кредитных инструментов для ре-
гулирования национальной экономики.
85
Система целей и задач современной денежно-кредитной по-
литики отражена на рис. 6.1.
Стратегической целью денежно-кредитной политики госу-
дарства выступает обеспечение стабильности национальных де-
нег на внутреннем и внешнем рынках.
В качестве
стратегических задач
денежно-кредитной поли-
тики следует признать:
а) сохранение долговременного и устойчивого экономиче-
ского роста;
б) поддержание на должном уровне склонности населения
к сбережениям;
в) укрепление доверия населения к национальной банков-
ской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности националь-
ной банковской системы;
д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны,
пополнение валютных резервов страны.
Объектами денежно-кредитной политики выступают спрос
и предложение денег, кредитный механизм, обменный курс,
денежная эмиссия и т.п.
рисунок 6.1
— Система целей и задач современной
денежно-кредитной политики
Обратим внимание на следующие этапы реализации денеж-
но-кредитной политики:
1) аналитическая оценка ситуации, сложившейся в денежно-
кредитной сфере и национальной экономике, выделение фак-
торов дестабилизации и построение ситуационной модели;
2) уточнение и конкретизация желаемых параметров состо-
яния денежно-кредитной сферы, а также задач экономического
развития на предстоящий период;