ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4117
Скачиваний: 13
76
б)
стабилизирующая
функция, которая предполагает прямое
воздействие государства на макроэкономические процессы (в
первую очередь это сокращение безработицы, стабилизация
торгового баланса страны, насыщение товарами внутреннего
рынка).
государственный долг состоит из внутреннего и внешнего
долга — а наращивание этих частей долга ведет к разным пос-
ледствиям.
Внутренний государственный долг
— это долг правительства
перед населением своей страны, связан с заимствованием
денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюд-
жета. за последним могут скрываться негативные обстоятель-
ства: а) снижение эффективности национальной экономики
(системный кризис); б) завышенные государственные расходы
(«жизнь не по средствам»); в) неэффективная налоговая систе-
ма страны.
Негативные последствия
наращивания внутреннего госу-
дарственного долга могут обнаружиться в разных формах.
1. государственный долг — это стремление правительства
и населения страны жить за счет будущих поколений. Поэтому
ускоренное наращивание государственного долга способно
обострить противоречия между поколениями.
2. Наращивание государственного долга заставляет прави-
тельство увеличивать налоговую нагрузку. В секторе домашних
хозяйств такие действия тормозят потребление и сбережения,
а в секторе бизнеса – рост инвестиций и сами склонности к ин-
вестированию.
3. Наращивание кредитной эмиссии в пользу правительства
уменьшает возможности центрального банка для рефинансиро-
вания банковской системы, способствует повышению процент-
ной ставки, что делает непривлекательными многие инвести-
ционные проекты.
4. Выплата процентов по государственному долгу есть не что
иное, как перераспределение ВВП в пользу владельцев долго-
вых расписок правительства. Поэтому чрезмерный государ-
ственный долг выступает как фактор социальной дифферен-
циации, стимулирует инфляцию спроса.
Внешний государственный долг
– это финансовый долг прави-
тельства страны перед иностранными государствами, зарубеж-
ными банками и международными организациями.
77
Появлению внешнего долга предшествуют: достижение со-
ответствующей двухсторонней договоренности, принятие пра-
вительством страны специального решения о получении внеш-
него кредита у международных финансовых организаций
(МВф, МБрр, еБрр и т.п.).
К внешнему государственному долгу
не относится
кредитор-
ская задолженность, например,
предприятий
перед загранич-
ными партнерами (поставка продукции с отсрочкой платежа,
краткосрочные денежные ссуды, банковские кредиты), а также
задолженность отечественных
банков
перед нерезидентами.
Такие виды внешней задолженности включаются в состав
со-
вокупной
внешней задолженности
страны
.
Последствия наращивания внешнего долга.
Надо при-
знать, что для страны неосмотрительное наращивание внеш-
него долга всегда сулит следующие серьезные последствия:
1. Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть пра-
вительство к распродаже иностранцам государственного иму-
щества, в первую очередь высокоэффективных предприятий
(распродажа «фамильного серебра»).
2. Обслуживание внешнего долга в условиях отсутствия ва-
лютных резервов провоцирует ограничение внутреннего по-
требления и снижение уровня жизни населения.
3. Нарастание задолженности перед внешним миром усили-
вает экономическую и политическую зависимость страны, сни-
жает ее кредитный рейтинг, ведет к удорожанию кредитных
ресурсов.
4. Стремление реструктуризировать внешний долг (отодви-
нуть сроки платежа, обменять старые долги на новые) может
дополняться серьезными уступками иностранному капиталу.
Наличие государственного долга требует создавать специ-
альную
систему управления
им, нести дополнительные расходы.
В данном случае речь идет о совокупности действий правитель-
ства, которые связаны:
а) с выпуском новых государственных займов и выработкой
соответствующих условий эмиссии ценных бумаг;
б) с выплатой процентов по ранее выпущенным займам;
в) с проведением конверсии и консолидации займов;
г) с погашением ранее выпущенных обязательств, срок опла-
ты которых наступил.
78
концепция ежегодного балансирования бюджета.
По
своей экономической сути наращивание государственного долга
(D) есть финансирование текущих государственных расходов
(G ) за счет наращивания налогов (T) в ближайшей перспективе:
D = G1 – Т1.
(1)
В первом периоде государство закрывает недостаток на-
логов на величину D за счет тех или иных заимствований.
Налоговая нагрузка не возрастает.
Но во втором периоде собранных налогов (Т2) должно быть
достаточно для покрытия государственных расходов (G2) и
обслуживания государственного долга (погашение долга и
выплата процентов):
Т2 = D (1 + Z) + G2.
(2)
В данное уравнение (2) подставим значение государствен-
ного долга (1):
Т2 = (G1 – T1) (1 + Z) + G2
. После раскрытия ско-
бок и перенесения в левую часть уравнения значения налогов
полученное равенство разделим на значение
1 + Z
:
T1 (1 + Z) + T2 = G1(1 + Z) + G2;
T
T
z
G
G
z
1
2
1
1
2
1
+
+
=
+
+
.
(3)
Данное уравнение выступает как бюджетное уравнение в
условиях обслуживания государственного долга с учетом дей-
ствующей процентной ставки при ежегодном балансировании
бюджета.
Мультипликационный эффект.
В современных условиях
государственная финансовая система оказывает мощное воз-
действие на экономические процессы. Благодаря государствен-
ным финансам открывается возможность эффективно
перерас-
пределять
финансовые ресурсы между ведущими отраслями на-
циональной экономики, оказывать активную поддержку
точ-
кам
экономического роста.
В целом потенциал воздействия государственных финансов
на национальную экономику усиливается за счет особого
муль-
типликационного эффекта
.
79
формула расчета мультипликатора:
Mg
Y
G
APC
=
=
−
∆
∆
1
1
.
эффект вытеснения частных инвестиций.
государствен-
ным расходам предшествует увеличение налоговых сборов. Но
обычно увеличение государственных расходов не оказывает
отрицательного
воздействия на объем
потребления
сектора
домашних хозяйств, так как одновременно расширяются со-
циальные
трансферты
и субсидии.
активное же заимствование государством денежных средств
на финансовом рынке повышает процентную ставку, что затруд-
няет частному бизнесу доступ к банковским кредитам и сни-
жает спрос на инвестиции. Вытеснение частных инвестиций
приводит к
негативным
последствиям для экономического
развития страны: ∆ D
↑ → →
∆В
↑ →→
Z
↑ →→
DI
↓ →→
∆Y
↓ →
→
∆D
↑
.
Механизм воздействия государственных финансов получает
разное отражение в концепции «здоровых финансов», концеп-
ции «функциональных финансов», а также концепции «прави-
тельственного продукта».
5.4. Фискальная политика современного государства
и потенциал ее воздействия на макроэкономические
процессы
содержание налоговой системы.
Налог выступает как де-
нежная плата гражданина за поддержание в стране цивилизо-
ванности, достигаемой за счет усилий государства.
Основными чертами
налога как экономического явления выс-
тупают: 1) обязательность, или императивность уплаты; 2) без-
возмездность; 3) безэквивалентность; 4) срочность; 5) наказу-
емость за уклонение от оплаты.
Принято считать, что налог выполняет фискальную, распре-
делительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизвод-
ственную, контролирующую и социальную функции.
Для того чтобы в полном объеме выполнять свои функции,
налог должен располагать соответствующими
элементами
. При
80
этом для раскрытия природы налога особое значение имеет вы-
деление
прямых
и
косвенных
налогов. Косвенные или «ценовые
налоги» выступают как налог на потребление. Их появление и
дальнейшее наращивание способствуют повсеместному повы-
шению цен.
Налоговую систему можно представить как
совокупность на-
логов
, сборов, пошлин и других платежей, установленных зако-
нодательством и обязательных к уплате. С институциональных
позиций налоговая система выступает как
система организаций
,
которые занимаются регулированием налоговых отношений.
Налоговая система
страны предстает как совокупность прин-
ципов, форм и методов установления, изменения, сбора и отме-
ны налогов, соответствующих действующему законодательству.
К
системным принципам
налогообложения сегодня относятся:
• принцип получаемых выгод;
• платежеспособность и всеобщность;
• справедливость и нейтральность, стабильность;
• доходчивость и гибкость, оптимальность;
• обоснованность выбора источника уплаты и объекта на-
логообложения.
налоговая нагрузка.
На уровне
национальной экономики
данный показатель определяется как удельный вес государ-
ственных налогов и сборов в объеме ВВП. Т.е. данный показа-
тель отражает ту долю ВВП, которую государство присваивает
через механизм налогового перераспределения.
В наше время обнаруживается четкая
закономерность
: чем
богаче страна, тем большая часть ВВП через налоговую систему
изымается в пользу государства. Не случайно сегодня высокораз-
витые страны зачастую трактуются не иначе как
«налоговые го-
сударства»
. расширение и активизация функций государства соз-
дают общую предпосылку для повышения налоговой нагрузки.
Следует учитывать, что в сфере налогообложения срабаты-
вает весьма поучительная закономерность, которая получила
название «эффекта Лаффера»: чем больше налоговая ставка,
которая используется в налогообложении, тем меньше с опре-
деленного момента те налоговые поступления, которые добро-
вольно направляются налогоплательщиками в государствен-
ный бюджет.
Мультипликатор налогов.
Вполне очевидно, что налоги
сокращают совокупный спрос, следовательно, должны отрица-