Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4117

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

б) 

стабилизирующая

 функция, которая предполагает прямое 

воздействие государства на макроэкономические процессы (в 

первую  очередь  это  сокращение  безработицы,  стабилизация 

торгового баланса страны, насыщение товарами внутреннего 

рынка). 

государственный долг состоит из внутреннего и внешнего 

долга — а наращивание этих частей долга ведет к разным пос- 

ледствиям. 

Внутренний государственный долг

 — это долг правительства 

перед  населением  своей  страны,  связан  с  заимствованием 

денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюд-

жета. за последним могут скрываться негативные обстоятель-

ства:  а)  снижение  эффективности  национальной  экономики 

(системный кризис); б) завышенные государственные расходы 

(«жизнь не по средствам»); в) неэффективная налоговая систе-

ма страны. 

Негативные  последствия

  наращивания  внутреннего  госу-

дарственного долга могут обнаружиться в разных формах.

1. государственный долг — это стремление правительства  

и населения страны жить за счет будущих поколений. Поэтому 

ускоренное  наращивание  государственного  долга  способно 

обострить противоречия между поколениями. 

2. Наращивание государственного долга заставляет прави-

тельство увеличивать налоговую нагрузку. В секторе домашних 

хозяйств такие действия тормозят потребление и сбережения, 

а в секторе бизнеса – рост инвестиций и сами склонности к ин- 

вестированию. 

3. Наращивание кредитной эмиссии в пользу правительства 

уменьшает возможности центрального банка для рефинансиро- 

вания банковской системы, способствует повышению процент- 

ной ставки, что делает непривлекательными многие инвести-

ционные проекты.

4. Выплата процентов по государственному долгу есть не что  

иное, как перераспределение ВВП в пользу владельцев долго-

вых  расписок  правительства.  Поэтому  чрезмерный  государ-

ственный долг выступает как фактор социальной дифферен-

циации, стимулирует инфляцию спроса.

Внешний государственный долг

 – это финансовый долг прави- 

тельства страны перед иностранными государствами, зарубеж-

ными банками и международными организациями.


background image

77

Появлению внешнего долга предшествуют: достижение со- 

ответствующей двухсторонней договоренности, принятие пра- 

вительством страны специального решения о получении внеш- 

него  кредита  у  международных  финансовых  организаций 

(МВф, МБрр, еБрр и т.п.).

К внешнему государственному долгу 

не относится

 кредитор- 

ская задолженность, например, 

предприятий

 перед загранич-

ными партнерами (поставка продукции с отсрочкой платежа, 

краткосрочные денежные ссуды, банковские кредиты), а также 

задолженность  отечественных 

банков

  перед  нерезидентами. 

Такие виды внешней задолженности включаются в состав 

со-

вокупной

 внешней задолженности 

страны

.

Последствия наращивания внешнего долга.

 Надо при-

знать, что для страны неосмотрительное наращивание внеш-

него долга всегда сулит следующие серьезные последствия:

1. Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть пра- 

вительство к распродаже иностранцам государственного иму-

щества, в первую очередь высокоэффективных предприятий 

(распродажа «фамильного серебра»). 

2. Обслуживание внешнего долга в условиях отсутствия ва- 

лютных резервов провоцирует ограничение внутреннего по-

требления и снижение уровня жизни населения.

3. Нарастание задолженности перед внешним миром усили- 

вает экономическую и политическую зависимость страны, сни- 

жает ее кредитный рейтинг, ведет к удорожанию кредитных 

ресурсов.

4. Стремление реструктуризировать внешний долг (отодви-

нуть сроки платежа, обменять старые долги на новые) может 

дополняться серьезными уступками иностранному капиталу.

Наличие государственного долга требует создавать специ-

альную 

систему управления

 им, нести дополнительные расходы. 

В данном случае речь идет о совокупности действий правитель-

ства, которые связаны: 

а) с выпуском новых государственных займов и выработкой 

соответствующих условий эмиссии ценных бумаг; 

б) с выплатой процентов по ранее выпущенным займам; 

в) с проведением конверсии и консолидации займов; 

г) с погашением ранее выпущенных обязательств, срок опла- 

ты которых наступил.


background image

78

концепция  ежегодного  балансирования  бюджета. 

По 

своей экономической сути наращивание государственного долга 

(D) есть финансирование текущих государственных расходов  

(G ) за счет наращивания налогов (T) в ближайшей перспективе: 

D = G1 – Т1. 

 

 

(1)

В  первом  периоде  государство  закрывает  недостаток  на-

логов  на  величину  D  за  счет  тех  или  иных  заимствований. 

Налоговая нагрузка не возрастает.

Но во втором периоде собранных налогов (Т2) должно быть 

достаточно  для  покрытия  государственных  расходов  (G2)  и 

обслуживания  государственного  долга  (погашение  долга  и 

выплата процентов):

Т2 =  D (1 + Z) + G2.   

 

(2)

В данное уравнение (2) подставим значение государствен-

ного долга (1): 

Т2 = (G1 – T1) (1 + Z) + G2

. После раскрытия ско-

бок и перенесения в левую часть уравнения значения налогов 

полученное равенство разделим на значение 

1 + Z

:

T1 (1 + Z) + T2 = G1(1 + Z) + G2;

T

T

z

G

G

z

1

2

1

1

2

1

+

+

=

+

+

.

 

 

(3)

Данное уравнение выступает как бюджетное уравнение в 

условиях обслуживания государственного долга с учетом дей-

ствующей процентной ставки при ежегодном балансировании 

бюджета.

Мультипликационный эффект.

 В современных условиях 

государственная финансовая система оказывает мощное воз- 

действие на экономические процессы. Благодаря государствен-

ным финансам открывается возможность эффективно 

перерас-

пределять

 финансовые ресурсы между ведущими отраслями на- 

циональной экономики, оказывать активную поддержку 

точ-

кам

 экономического роста. 

В целом потенциал воздействия государственных финансов 

на национальную экономику усиливается за счет особого 

муль-

типликационного эффекта

.


background image

79

формула расчета мультипликатора:

Mg

Y

G

APC

=

=

1

1

.

эффект вытеснения частных инвестиций. 

государствен- 

ным расходам предшествует увеличение налоговых сборов. Но 

обычно  увеличение  государственных  расходов  не  оказывает 

отрицательного

  воздействия  на  объем 

потребления

  сектора 

домашних хозяйств, так как одновременно расширяются со-

циальные 

трансферты

 и субсидии. 

активное же заимствование государством денежных средств  

на финансовом рынке повышает процентную ставку, что затруд-

няет частному бизнесу доступ к банковским кредитам и сни- 

жает спрос на инвестиции. Вытеснение частных инвестиций 

приводит  к 

негативным

  последствиям  для  экономического 

развития страны: ∆ D

↑ → →

 ∆В

↑ →→

 Z

↑ →→

 DI

↓ →→ 

∆Y

↓ → 

 ∆D

.

Механизм воздействия государственных финансов получает  

разное отражение в концепции «здоровых финансов», концеп- 

ции «функциональных финансов», а также концепции «прави-

тельственного продукта».

5.4. Фискальная политика современного государства 

и потенциал ее воздействия на макроэкономические 

процессы

содержание налоговой системы.

 Налог выступает как де- 

нежная плата гражданина за поддержание в стране цивилизо-

ванности, достигаемой за счет усилий государства.

Основными чертами

 налога как экономического явления выс- 

тупают: 1) обязательность, или императивность уплаты; 2) без- 

возмездность; 3) безэквивалентность; 4) срочность; 5) наказу-

емость за уклонение от оплаты. 

Принято считать, что налог выполняет фискальную, распре- 

делительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизвод-

ственную, контролирующую и социальную функции. 

Для того чтобы в полном объеме выполнять свои функции, 

налог должен располагать соответствующими 

элементами

. При 


background image

80

этом для раскрытия природы налога особое значение имеет вы-

деление 

прямых

 и 

косвенных

 налогов. Косвенные или «ценовые 

налоги» выступают как налог на потребление. Их появление и 

дальнейшее наращивание способствуют повсеместному повы-

шению цен. 

Налоговую систему можно представить как 

совокупность на- 

логов

, сборов, пошлин и других платежей, установленных зако- 

нодательством и обязательных к уплате. С институциональных 

позиций налоговая система выступает как 

система организаций

которые занимаются регулированием налоговых отношений.

Налоговая система

 страны предстает как совокупность прин- 

ципов, форм и методов установления, изменения, сбора и отме-

ны налогов, соответствующих действующему законодательству.

К

 системным принципам

 налогообложения сегодня относятся: 

•  принцип получаемых выгод;  

•  платежеспособность и всеобщность; 

•  справедливость и нейтральность, стабильность; 

•  доходчивость и гибкость, оптимальность; 

•  обоснованность выбора источника уплаты и объекта на- 

логообложения.

налоговая  нагрузка.

  На  уровне 

национальной  экономики 

данный  показатель  определяется  как  удельный  вес  государ-

ственных налогов и сборов в объеме ВВП. Т.е. данный показа-

тель отражает ту долю ВВП, которую государство присваивает 

через механизм налогового перераспределения.

В наше время обнаруживается четкая 

закономерность

: чем  

богаче страна, тем большая часть ВВП через налоговую систему 

изымается в пользу государства. Не случайно сегодня высокораз- 

витые страны зачастую трактуются не иначе как 

«налоговые го- 

сударства»

. расширение и активизация функций государства соз- 

дают общую предпосылку для повышения налоговой нагрузки. 

Следует учитывать, что в сфере налогообложения срабаты-

вает весьма поучительная закономерность, которая получила 

название «эффекта Лаффера»: чем больше налоговая ставка, 

которая используется в налогообложении, тем меньше с опре- 

деленного момента те налоговые поступления, которые добро-

вольно направляются налогоплательщиками в государствен-

ный бюджет.   

Мультипликатор  налогов.

 Вполне очевидно, что налоги 

сокращают совокупный спрос, следовательно, должны отрица-