Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4115

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

206

вопросы для обсуждения

1.  Каким  образом  теории  адаптивных  и  рациональных 

ожиданий доказывают, что политика управления сово-

купным спросом не в состоянии повлиять на уровень 

выпуска и занятости в долгосрочной перспективе?

2.  В чем состоит явление «инфляционной инерции»? Как 

наличие  инфляционной  инерции  может  отразится  на 

антиинфляционной политике?

3.  Почему антиинфляционная политика, когда правитель- 

ство  контролирует  динамику  доходов  населения,  на-

зывается адаптационной?

4.  Какие внешние шоки предложения могут значительно 

усложнить проведение антиинфляционной политики в 

Беларуси в ближайшей перспективе?

5.  Какие  негативные  социально-экономические  послед-

ствия может вызвать использование методов шоковой 

терапии при проведении антиинфляционной политики 

в переходный период применительно к условиям Бела- 

руси?

рекомендуемая учебная литература:

1.  Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и 

белорусская практика: учебное пособие для студентов 

вузов,  обуч.  по  экон.  спец.  /  И.М.  Лемешевский. –  3-е 

изд., доп. и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701 с. 

(раздел 7, глава 17).

2.  агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов 

вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина; 

под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб. 

и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 10).

3.  Дорнбуш,  р.  Макроэкономика:  учебник  /  р.  Дорнбуш, 

С. фишер; пер. с англ. — Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М, 

1997. — 783 с. (глава 13, 14, 15).

4.  Макроэкономика:  учебник  для  студентов  экон.  спец. 

вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 7).

5.  Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для 

вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 

2006. – 573 с. (глава 11).


background image

207

6.  Макроэкономика:  учебник  для  студентов  экон.  спец. 

вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 12, 13).

Тема 8. стабилизационная государственная политика  

(2 часа)

1.  Стабилизационная политика: понятие, цели и инстру- 

менты.

2.  Политика занятости, ее направления и методы.

3.  антиинфляционная политика, ее направления и методы.

Темы рефератов и сообщений

1.  Проблемы осуществления стабилизационной политики. 

активная и пассивная политика.

2.  Социально-экономические  последствия  безработицы. 

государственные программы регулирования занятости 

и безработицы.

3.  Общие проблемы занятости населения и безработицы 

в Беларуси.

4.  Социально-экономические последствия инфляции и ос- 

новные правила разработки антиинфляционных прог- 

рамм.

5.  Особенности государственной политики занятости и ан- 

тиинфляционной политики в республике Беларусь в сов- 

ременных условиях.

вопросы для обсуждения

1.  рассмотрите  специфические  обстоятельства,  которые 

затрудняют  выбор  оптимального  сочетания  курсов 

бюджетно-налоговой  и  денежно-кредитной  политики 

в переходных экономиках, в том числе в Беларуси.

2.  Почему систематический контроль правительства за ди- 

намикой бюджетного дефицита является необходимым 

условием проведения центральным банком антиинфля-

ционной денежной политики.

3.  является ли непоследовательная макроэкономическая 

политика совершенно неэффективной? Почему непосле- 

довательная политика вызывает недоверие к действиям 

правительства и центрального банка? Можно ли решить 


background image

208

проблему недоверия с помощью смены политических 

лидеров?

4.  ряд экономистов считают эффективной ориентацию фис- 

кальной политики на поддержание сбалансированного 

государственного бюджета при сохранении полной за- 

нятости ресурсов. Сравните этот твердый курс с твердым 

курсом на ежегодную сбалансированность бюджета. что 

более  предпочтительно?  Какие  проблемы  порождает 

курс  на  сбалансированность  бюджета  при  полной  за-

нятости ресурсов?

рекомендуемая учебная литература:

1.  Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву- 

зов  /  И.В.  Новикова  [и  др.];  под  ред.  И.В.  Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 8).

2.  агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов 

вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина; 

под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб. 

и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 12).

3.  Дорнбуш,  р.  Макроэкономика:  учебник  /  р.  Дорнбуш, 

С. фишер; пер. с англ. — Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М, 

1997. — 783 с. (глава 12).

4.  Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец. ву- 

зов  /  И.В.  Новикова  [и  др.];  под  ред.  И.В.  Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 8).

5.  Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для 

вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 

2006. – 573 с. (глава 12, 16).

6.  Макроэкономика:  учебник  для  студентов  экон.  спец. 

вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 15).

7.  Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник для студентов  

вузов,  обуч.  по  экон.  спец.  /  Л.С.  Тарасевич,  П.И.  гре- 

бенников, а.И. Леусский; Санкт-Петербургский гос. ун-т 

экономики и финансов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: 

юрайт: Высшее образование, 2009. — 654 с. (глава 11).


background image

209

8.  Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб-

ник для студентов, обуч. по экон. спец. / под ред. а.г. 

грязновой, Н.Н. Думной. — 6-е изд., стер. – М.: Кнорус, 

2011. – 680 с.  (глава 7, 10, 11).

Тема 9. Макроэкономическое равновесие  

и макроэкономическая политика  

в открытой экономике (6 час)

занятие 1 (2 часа)

1.  Общая характеристика открытой национальной эконо-

мики. Большая и малая открытая экономика.

2.  Основные формы международных экономических отно- 

шений.

3.  Внутреннее и внешнее равновесие национальной эко-

номики. Основные признаки и показатели достижения 

национальной экономикой внешнего равновесия.

4.  Применение модели «совокупные доходы — совокупные 

расходы» для анализа открытой экономики: мультипли-

катор малой открытой экономики.

Темы рефератов и сообщений

1.  характеристика экономики Беларуси как малой откры-

той экономики.

2.  анализ взаимодействия внутреннего и внешнего равно-

весия национальной экономики Беларуси в 2012 году.

3.  Динамика основных параметров социально-экономиче-

ского развития республики Беларусь на 2011-2015 годы.

4.  Современное состояние внешней торговли Беларуси.

вопросы для обсуждения

1.  Объясните, почему в современных условиях националь- 

ная экономика Беларуси обречена быть открытой эко- 

номикой? 

2.  Какие преимущества для экономики Беларуси имеет ее 

открытый тип функционирования?

3.  В каких случаях хроническое наращивание экспорта мо- 

жет вступить в противоречие с национальными инте-

ресами страны?


background image

210

занятие 2 (2 часа)

1.  Макроэкономическое значение, основные статьи и струк- 

тура платежного баланса.

2.  Счет текущих операций и торговый баланс.

3.  Счет движения капитала и финансовых операций.

4.  Взаимосвязь счетов платежного баланса. Колебания ва- 

лютного курса как инструмент автоматического урегу-

лирования платежного баланса.

5.  Официальные валютные резервы центрального банка. 

Влияние макроэкономической политики на состояние 

платежного баланса. Дефицит и кризис платежного ба- 

ланса. 

Темы рефератов и сообщений

1.  Качество платежного баланса.

2.  Предмет, объекты, формы и методы макроэкономиче-

ского регулирования платежного баланса.

вопросы для обсуждения

1.  Возможна  ли  такая  экономическая  ситуация,  когда  у 

страны складывается отрицательное сальдо счета теку- 

щих операций, но при этом ее валютные резервы возрас- 

тают, а внешняя задолженность государства не увели-

чивается? чем это можно объяснить?

2.  если темпы роста экспорта превышают темпы роста им- 

порта, то можно ли в таком случае прогнозировать по-

явление, а затем и нарастание отрицательного сальдо 

торгового баланса?

3.  Верны ли следующие утверждения?

а) Счет текущих операций фиксирует все операции, ко-

торые имели место в течение года между резидентами 

данной страны и других стран.

б) В счете движения капитала и финансовых операций 

фиксируется приток и отток капитала, чистый доход от 

инвестиций и чистый объем трансфертных платежей.

в) Счет текущих операций включает в себя торговый ба- 

ланс.

г)  Сальдо  платежного  баланса  страны,  строго  говоря, 

всегда составляет ноль.