Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4116

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

201

2.  государственные займы и эмиссия ценных бумаг.

3.  Причины  долгового  кризиса  и  стратегия  управления 

государственной задолженностью.

4.  Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга.

вопросы для обсуждения

1.  Перечислите  основные  социально-экономические  по-

следствия, которые следует ожидать при наращивании 

внешнего долга правительства Беларуси. Может ли такая 

тенденция затронуть жизненный уровень вашей семьи?

2.  Определите сальдо госбюджета рБ, внутренний и внеш- 

ний государственный долг (в % к ВВП) и объясните сте-

пень зависимости характера исполнения госбюджета и 

динамики государственного долга. Какие дополнитель-

ные показатели необходимо использовать при анализе 

данной зависимости?

3.  Подтвердите или опровергните следующие утверждения:

•  уменьшение налогов обязательно приведет к увеличе-

нию дефицита бюджета;

•  правильная фискальная политика состоит в том, чтобы 

постоянно поддерживать баланс бюджета;

•  стимулирующая фискальная политика сама обеспечива- 

ет компенсацию издержек на ее проведение, поскольку 

увеличение доходов  предприятий  и  граждан  в  стране 

приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

4.  ряд экономистов считают эффективной ориентацию фи-

скальной политики на поддержание сбалансированно- 

го государственного бюджета при сохранении полной 

занятости ресурсов. Сравните этот твердый курс с твер- 

дым курсом на ежегодную сбалансированность бюджета.  

что  более  предпочтительно?  Какие  проблемы  порож-

дает курс на сбалансированность бюджета при полной 

занятости ресурсов?

5.  Предположим, что министерство финансов страны вы-

пустило облигации государственного займа на 1 млрд 

руб. Они были проданы населению. затем центральный 

банк выкупил облигации на открытом рынке на сумму 

300 млн руб. Каков в этом случае способ финансирова-

ния дефицита госбюджета? Какова возможная динамика 

уровня инфляции?


background image

202

6.  является ли реструктуризация внешнего долга Беларуси 

долгосрочным фактором снижения долговой нагрузки? 

Почему?

рекомендуемая учебная литература:

1.  Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и 

белорусская практика: учебное пособие для студентов 

вузов,  обуч.  по  экон.  спец.  /  И.М.  Лемешевский. –  3-е 

изд., доп. и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701 с. 

(раздел 5).

2.  агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов 

вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина; 

под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб. 

и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 6, 17).

3.  Дорнбуш,  р.  Макроэкономика:  учебник  /  р.  Дорнбуш, 

С. фишер; пер. с англ. — Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М, 

1997. — 783 с. (глава 3, 

§

4-7; глава 5, глава 16, 

§

1-3).

4.  Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для 

вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 

2006. – 573 с. (глава 9).

5.  Макроэкономика:  учебник  для  студентов  экон.  спец. 

вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 5).

6.  Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плот- 

ницкий, э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др.; под. ред. 

М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: амалфея: Мисан- 

та, 2013. — 312 с. (глава 5). 

Тема 6. Денежно-кредитная политика (4 часа)

занятие 1 (2часа)

1.  Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты.

2.  Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги.

3.  Модель  предложения  денег.  Создание  банковской 

системы  «новых  денег».  Обязательные  и  избыточные 

резервы. Банковский мультипликатор.

4.  Денежная база и денежный мультипликатор.


background image

203

Темы рефератов и сообщений.

1.  Банковская система: Центральный банк и коммерческие 

банки.

2.  Основные тенденции развития коммерческих банков в 

Беларуси.

3.  равновесие на денежном рынке.

вопросы для обсуждения

1.  Предположим,  что  центральный  банк  страны  провел 

операцию по учету веселей одного из крупных хозяй-

ствующих субъектов. Как данная операция повлияет на 

денежную базу и объем предложения денег?

2.  Существует ли зависимость между высоким удельным 

весом денежного агрегата М

в структуре М

и наличием 

«теневой экономики»?

3.  Как  изменится  наклон  кривой  спроса  на деньги,  если 

спрос населения на деньги станет более чувствительным 

к изменению ставки процента? Повлияет ли это на вели- 

чину изменения равновесной ставки процента в случае 

роста денежной массы? 

4.  Предположим, что денежный рынок находится в равно- 

весии. Центральный банк принимает решение сократить  

предложение денег  и  проводит  это  решение  в  жизнь. 

Как будут развиваться события на денежном рынке (как 

изменится ставка процента, курс облигаций и т.д.)?

5.  Проанализируйте  структуру  денежной  массы  респуб- 

лики Беларусь и сравните ее со структурой денежных 

масс развитых стран. Объясните причины различий.

занятие 2 (2 часа)

1.  Цели и инструменты современной денежно-кредитной 

политики.

2.  Операции центрального банка на открытом рынке цен- 

ных бумаг.

3.  регулирование ставки рефинансирования и проведение 

центральным банком дисконтной политики.

4.  Изменение нормы обязательных резервов. Особенности 

мягкой и жесткой денежно-кредитной политики.

5.  Передаточный механизм денежно-кредитной политики. 

Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег».


background image

204

Темы рефератов и сообщений

1.  Принципы построения банковской системы. Централь- 

ный банк страны и его функции.

2.  Общая  характеристика  второго  уровня  национальной 

банковской системы. Небанковские финансово-кредит-

ные организации.

3.  Центральный банк как кредитор в последней инстанции.

4.  эффективность денежно-кредитной политики.

5.  Особенности денежно-кредитной политики в условиях 

республики Беларусь.

6.  Связь денежно-кредитной политики с бюджетно-нало- 

говой и валютной политикой.

вопросы для обсуждения

1.  От чего может зависеть выбор инструментов денежно-

кредитной политики?

2.  если предположить, что в период спада население пред- 

почитает держать больше денежных средств в виде на-

личности и меньше хранить на депозитах, а во время 

подъема  наоборот,  то  как  это  может  отразиться  на 

предложении  денег  в  экономике?  Какие  меры  может 

предпринять в связи с этим центральный банк страны?

3.  Какие условия необходимы для эффективного функци-

онирования передаточного механизма денежной поли- 

тики? Имеются ли они в экономике Беларуси?

4.  В каких случаях и при каких условиях денежно-кредит-

ная и фискальная политика могут вступать в противо-

речие, а когда могут действовать однонаправленно?

рекомендуемая учебная литература:

1.  Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и 

белорусская практика: учебное пособие для студентов 

вузов,  обуч.  по  экон.  спец.  /  И.М.  Лемешевский. –  3-е 

изд., доп. и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701с. 

(раздел 5).

2.  агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов 

вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина; 

под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб. 

и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 7, 8).


background image

205

3.  Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб-

ник для студентов, обуч. по экон. спец. / под ред. а.г. 

грязновой, Н.Н. Думной. – 6-е изд., стер. – М.: Кнорус, 

2011. – 680 с. (глава 9).

4.  Макроэкономика:  учебник  для  студентов  экон.  спец. 

вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 6).

5.  Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для 

вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 

2006. – 573 с. (глава 6, 18).

6.  Макроэкономика:  учебник  для  студентов  экон.  спец. 

вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, 

ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с. 

(глава 6, 7).

7.  Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плот- 

ницкий, э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др.; под. ред. 

М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: амалфея: Ми- 

санта, 2013. — 312 с. (глава 6). 

Тема 7. совокупное предложение.  

кривая Филлипса (2 часа)

занятие 1 (2 часа)

1.  Совокупное предложение в краткосрочном и долгосроч- 

ном периодах.

2.  Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном 

периоде. Краткосрочная кривая филлипса.

3.  Основное уравнение монетаризма. адаптивные ожида-

ния и долгосрочная кривая филлипса.

4.  Теория  рациональных  ожиданий.  Кривая  филлипса  в 

теории рациональных ожиданий.

5.  экономическая политика стимулирования предложения 

и теория экономики предложения. Кривая Лаффера.

Темы рефератов и сообщений

1.  Воздействие шоковой терапии и адаптивной политики 

на инфляционные процессы.

2.  Социально-экономические последствия инфляции и пути  

их преодоления на основе антиинфляционной политики 

государства в республике Беларусь.