ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4116
Скачиваний: 13
201
2. государственные займы и эмиссия ценных бумаг.
3. Причины долгового кризиса и стратегия управления
государственной задолженностью.
4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга.
вопросы для обсуждения
1. Перечислите основные социально-экономические по-
следствия, которые следует ожидать при наращивании
внешнего долга правительства Беларуси. Может ли такая
тенденция затронуть жизненный уровень вашей семьи?
2. Определите сальдо госбюджета рБ, внутренний и внеш-
ний государственный долг (в % к ВВП) и объясните сте-
пень зависимости характера исполнения госбюджета и
динамики государственного долга. Какие дополнитель-
ные показатели необходимо использовать при анализе
данной зависимости?
3. Подтвердите или опровергните следующие утверждения:
• уменьшение налогов обязательно приведет к увеличе-
нию дефицита бюджета;
• правильная фискальная политика состоит в том, чтобы
постоянно поддерживать баланс бюджета;
• стимулирующая фискальная политика сама обеспечива-
ет компенсацию издержек на ее проведение, поскольку
увеличение доходов предприятий и граждан в стране
приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет.
4. ряд экономистов считают эффективной ориентацию фи-
скальной политики на поддержание сбалансированно-
го государственного бюджета при сохранении полной
занятости ресурсов. Сравните этот твердый курс с твер-
дым курсом на ежегодную сбалансированность бюджета.
что более предпочтительно? Какие проблемы порож-
дает курс на сбалансированность бюджета при полной
занятости ресурсов?
5. Предположим, что министерство финансов страны вы-
пустило облигации государственного займа на 1 млрд
руб. Они были проданы населению. затем центральный
банк выкупил облигации на открытом рынке на сумму
300 млн руб. Каков в этом случае способ финансирова-
ния дефицита госбюджета? Какова возможная динамика
уровня инфляции?
202
6. является ли реструктуризация внешнего долга Беларуси
долгосрочным фактором снижения долговой нагрузки?
Почему?
рекомендуемая учебная литература:
1. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и
белорусская практика: учебное пособие для студентов
вузов, обуч. по экон. спец. / И.М. Лемешевский. – 3-е
изд., доп. и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701 с.
(раздел 5).
2. агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов
вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина;
под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб.
и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 6, 17).
3. Дорнбуш, р. Макроэкономика: учебник / р. Дорнбуш,
С. фишер; пер. с англ. — Москва: Изд-во МгУ: ИНфра-М,
1997. — 783 с. (глава 3,
§
4-7; глава 5, глава 16,
§
1-3).
4. Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для
вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер,
2006. – 573 с. (глава 9).
5. Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец.
вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой,
ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с.
(глава 5).
6. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плот-
ницкий, э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др.; под. ред.
М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: амалфея: Мисан-
та, 2013. — 312 с. (глава 5).
Тема 6. Денежно-кредитная политика (4 часа)
занятие 1 (2часа)
1. Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты.
2. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги.
3. Модель предложения денег. Создание банковской
системы «новых денег». Обязательные и избыточные
резервы. Банковский мультипликатор.
4. Денежная база и денежный мультипликатор.
203
Темы рефератов и сообщений.
1. Банковская система: Центральный банк и коммерческие
банки.
2. Основные тенденции развития коммерческих банков в
Беларуси.
3. равновесие на денежном рынке.
вопросы для обсуждения
1. Предположим, что центральный банк страны провел
операцию по учету веселей одного из крупных хозяй-
ствующих субъектов. Как данная операция повлияет на
денежную базу и объем предложения денег?
2. Существует ли зависимость между высоким удельным
весом денежного агрегата М
0
в структуре М
1
и наличием
«теневой экономики»?
3. Как изменится наклон кривой спроса на деньги, если
спрос населения на деньги станет более чувствительным
к изменению ставки процента? Повлияет ли это на вели-
чину изменения равновесной ставки процента в случае
роста денежной массы?
4. Предположим, что денежный рынок находится в равно-
весии. Центральный банк принимает решение сократить
предложение денег и проводит это решение в жизнь.
Как будут развиваться события на денежном рынке (как
изменится ставка процента, курс облигаций и т.д.)?
5. Проанализируйте структуру денежной массы респуб-
лики Беларусь и сравните ее со структурой денежных
масс развитых стран. Объясните причины различий.
занятие 2 (2 часа)
1. Цели и инструменты современной денежно-кредитной
политики.
2. Операции центрального банка на открытом рынке цен-
ных бумаг.
3. регулирование ставки рефинансирования и проведение
центральным банком дисконтной политики.
4. Изменение нормы обязательных резервов. Особенности
мягкой и жесткой денежно-кредитной политики.
5. Передаточный механизм денежно-кредитной политики.
Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег».
204
Темы рефератов и сообщений
1. Принципы построения банковской системы. Централь-
ный банк страны и его функции.
2. Общая характеристика второго уровня национальной
банковской системы. Небанковские финансово-кредит-
ные организации.
3. Центральный банк как кредитор в последней инстанции.
4. эффективность денежно-кредитной политики.
5. Особенности денежно-кредитной политики в условиях
республики Беларусь.
6. Связь денежно-кредитной политики с бюджетно-нало-
говой и валютной политикой.
вопросы для обсуждения
1. От чего может зависеть выбор инструментов денежно-
кредитной политики?
2. если предположить, что в период спада население пред-
почитает держать больше денежных средств в виде на-
личности и меньше хранить на депозитах, а во время
подъема наоборот, то как это может отразиться на
предложении денег в экономике? Какие меры может
предпринять в связи с этим центральный банк страны?
3. Какие условия необходимы для эффективного функци-
онирования передаточного механизма денежной поли-
тики? Имеются ли они в экономике Беларуси?
4. В каких случаях и при каких условиях денежно-кредит-
ная и фискальная политика могут вступать в противо-
речие, а когда могут действовать однонаправленно?
рекомендуемая учебная литература:
1. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и
белорусская практика: учебное пособие для студентов
вузов, обуч. по экон. спец. / И.М. Лемешевский. – 3-е
изд., доп. и перераб. – Минск: фУаинформ, 2009. – 701с.
(раздел 5).
2. агапова, Т.а. Макроэкономика: учебник для студентов
вузов, обуч.по экон. спец. / Т.а. агапова, С.ф. Серегина;
под. общ. ред. а.В. Сидоровича [МгУ]. – 7-е изд., перераб.
и доп. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 459 с. (глава 7, 8).
205
3. Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб-
ник для студентов, обуч. по экон. спец. / под ред. а.г.
грязновой, Н.Н. Думной. – 6-е изд., стер. – М.: Кнорус,
2011. – 680 с. (глава 9).
4. Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец.
вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой,
ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с.
(глава 6).
5. Мэнкью, Н.г. Принципы макроэкономики: учебник для
вузов / Н.г. Мэнкью; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер,
2006. – 573 с. (глава 6, 18).
6. Макроэкономика: учебник для студентов экон. спец.
вузов / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой,
ю.М. ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 384 с.
(глава 6, 7).
7. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плот-
ницкий, э.И. Лобкович, Л.Н. Новикова и др.; под. ред.
М.И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: амалфея: Ми-
санта, 2013. — 312 с. (глава 6).
Тема 7. совокупное предложение.
кривая Филлипса (2 часа)
занятие 1 (2 часа)
1. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосроч-
ном периодах.
2. Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном
периоде. Краткосрочная кривая филлипса.
3. Основное уравнение монетаризма. адаптивные ожида-
ния и долгосрочная кривая филлипса.
4. Теория рациональных ожиданий. Кривая филлипса в
теории рациональных ожиданий.
5. экономическая политика стимулирования предложения
и теория экономики предложения. Кривая Лаффера.
Темы рефератов и сообщений
1. Воздействие шоковой терапии и адаптивной политики
на инфляционные процессы.
2. Социально-экономические последствия инфляции и пути
их преодоления на основе антиинфляционной политики
государства в республике Беларусь.