Файл: Экономическая теория. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1066

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-рынок труда – особым товаром выступает рабочая сила

Ф-ции рынка:

Информационная(донести информацию до покупателя)

Стимулирующая( конкуренция)

Санирующая(неэффективные предприятия становятся банкротами)















12) рыночная инфраструктура

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных учреждений, предприятий, организаций и служб. Совокупность взаимосвязанных между собой таких организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы, представляет собой рыночную инфраструктуру. В нее включаются: товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры явля­ются ярмарки, аукционы, биржи.

Ярмарка представляет собой съезд торговых и промышлен­ных организаций, коммерсантов, промышленников, преимуще­ственно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам. Ярмарка может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов в определенное время (воскресенья, праздники и т.д.).

Аукционы – публичная продажа на основе торгов, при кото­рой продаваемые товары или имущество приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену. Аукционы проходят в заранее установленном месте и в заранее установленное время. Главной целью аукциона является получение максимальной цены за какой-либо товар. Существуют аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные.

Биржа – место встречи покупателей и продавцов, во время которых заключаются сделки. В современной рыночной эконо­мике функционируют следующие виды бирж: товарная, фондо­вая, валютная и биржа труда.

Товарная биржа – организованный, постоянно действующий, оптовый рынок, где купля-продажа товаров осуществляется на основе установленных стандартов и образцов, соответствующих форм документов, которыми регламентируется номенклатура, объем, цены, сроки и виды доставки и другие условия.

Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. На фондовой бирже обращаются в основном два вида ценных бумаг - акции и облигации. Членами биржи являются, как правило, ее основатели - физические лица и кредитно-финансовые институты. В случае необходимости основатели биржи могут расширять круг ее членов путем про­дажи биржевых мест.

Валютная биржа – учреждение, в котором осуществляются сделки купли-продажи иностранной валюты и формируются курсы валют (валютные котировки) на основе фактического со­отношения спроса и предложения.



Биржа труда – государственное учреждение, регулярно осуществляющее посреднические операции на рынке труда, т.е. она является посредником между работниками и работодателями (предпринимателями). Однако следует отметить, что рассмот­ренное толкование понятия рыночной инфраструктуры является узким. В широком смысле слова под рыночной инфраструкту­рой следует понимать совокупность материально-технических и организационно-экономических условий, обеспечивающих нор­мальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли-продажи. Поэтому в рыночную инфраструктуру также включается кредитная система, система государственных финан­сов и система законодательства.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвлен­ная система законодательства, регулирующая правовые взаи­моотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила рыночного поведения.






























14) Модели Рыночной экономики:

-либеральная- характеризуется госпосдством частной формы собственности, ф-ция государства реализуется на макроуровне, отсутствует принцип соц равенства(США, англия)

-соц-ориентированая- характеризуется сильными позициями государственной власти, присутствие как частной так и государственной форм собственности(Германия, Швеция, РБ)
























17) Предложение. Зависимость предложения от цены. Неценовые факторы предложения. Эластичность. Эластичность предложения

Предложение – это конкретные товары и услуги , которые производители желают и могут произвести, продать в данных экономических условиях .

Объем предложения- то количество товаров и услуг, которые производитель или группа производителей могут произвести и продать по определенной цене за единицу времени

В зависимости от цены, предложения выражают в законе предложения:

При росте цены – растет предложение.

При снижении цены – предложение уменьшается.

Неценовые факторы предложения:

1. цена на издержки производства

При повышении производственных издержек – уменьшается объем.

При снижении производственных издержек – увеличивается объем.

2. эконом и политическая ситуация в стране

3. увеличение или снижение числа конкурентов на рынке

Эластичность – это чувствительность 1-ой переменной к изменению другой, для определения степени реагирования потребителей на изменение цены используется эластичность спроса по цене. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене, который показывает на сколько % изменяется спрос при изменении цены на 1 %.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.


Эластичность предложения зависит от:

особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

временно́го фактора (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.



















16) Спрос. Зависимость спроса от цены. Неценовые факторы спроса. Эластичность. Эластичность по цене. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу

Спрос- желание и возможность отдельного потребителя или группы потребителей приобрести экономические блага в данных экономических условиях

Объем спроса- то количество блага, которое потребитель приобретает по определенной цене в единицу времени

Закон спроса- при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем ниже спрос и наоборот

Неценовые факторы, влияющие на объем производства:

1) Цены на товары комплименты и товары субституты

2) Сезонность, мода, фактор престижа

при влиянии ценового фактора движения спроса происходит вдоль кривой, если влияют неценовые факторы, то двигается сама кривая либо вправо вверх либо влево вниз

Эластичность- та чувствительность изменения одной переменной к изменению второй. Для определения степени реагирования потребителя на изменение цены используется коэффициент эластичности спроса по цене. Он показывает на сколько изменяется спрос при изменении цены на 1 %.

ф-ла в тетради

Спрос явл эластичным когда коэффициент эластичности больше 1. Когда меньше 1 не эластичный. Когда коэффициент эластичности =1, то говорят о единичной эластичности.






13. Несовершенства (фиаско) рынка и необходимость государственного регулирования экономики.

Фиаско рынка – это его провал, когда нарушаются все механизмы нормального функционирования экономики. К нему могут привести следующие причины: нерациональное распределение имеющихся ресурсов; монополизация экономики (в этом случае преобладают рынки с несовершенной конкуренцией); неспособность субъектов рынка к охране окружающей среды и сохранению трудновоспроизводимых ресурсов; отсутствие интересов рынка в производстве различных общественных благ; неравномерное распределение доходов; отсутствие механизмов, которые учитывают внешние эффекты; нестабильное макроэкономическое развитие. Стремясь к достижению эффективной рыночной экономики, государство проникает в хозяйство и осуществляет меры экономического и административного характера, которые обеспечивают условия достижения главных макроэкономических целей. Фиаско – это внедрение государственного регулирования в экономические процессы. Оно выполняет следующие экономические функции: обеспечение необходимой правовой базы, согласно которой будет эффективно функционировать рыночная система. Принятие законов, которые защищают права собственности, регулируют отношения между рабочей силой и предпринимателями, правительством и предпринимателями, а также обеспечивают соблюдение контрактов, является залогом эффективного функционирования экономики. Обязательное, обоснованное, устойчивое для всех участников процесса законодательство предоставляет возможность всем хозяйствующим субъектам делать свободный выбор и планировать деятельность. Осуществляя эту функцию, правительство способствует сокращению транзакционных издержек, что ведет к наиболее рациональному распределению ресурсов; охрану окружающей среды с целью экологической защиты всей среды обитания людей; защиту конкурентной среды. При ограничении конкуренции и повышении уровня монополизации рынков снижается эффективность перераспределения ресурсов, что ведет к чистым потерям всего общества. По этой причине государство проводит активную антимонопольную политику, которая направлена на недопущение создания новых и на борьбу с имеющимися монополиями. Борьба с так называемыми «искусственными монополиями» проводится наряду с регулированием хозяйствования естественных монополий; контроля над ценами на определенные группы товаров; определения минимальных уровней оплаты труда, пособий, пенсий и компенсаций; обеспечения определенного уровня образования и здравоохранения; стабилизации и стимулирование экономики; корректировки оптимального распределения ресурсов и общественных благ. Фиаско рынка зачастую приводит к фиаско государства. Это происходит в том случае, когда оно не может обеспечить оптимальное для общества перераспределение и использование ограниченной ресурсной базы. По этой причине принимая определенные меры по устранению фиаско рынка, государство должно тщательно следить за всеми возможными последствиями предпринятых действий и корректировать их согласно конкретной политической и социально-экономической ситуации в стране







15) Особенности белорусской социально-экономической модели развития:

мощная и эффективная государственная власть;

развитие частного сектора наряду с государственным, но не в ущерб национальным интересам;

приватизация государственной собственности, но не превращение ее в самоцель, а рассмотрение в качестве средства повышения эффективности развития как приватизируемого объекта, так и народного хозяйства в целом;

ориентация на интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией;

приоритет — развитию социальной сферы.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011- 2015 гг. определено, что «Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011- 2015 гг. является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики».

в центре белорусской модели социально-экономического развития находится Человек, его здоровье, образование, зарплата, жилье, пенсия, безопасность. Всё во имя человека и для благополучия человека — таков глубинный смысл внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Государство для народа заботится и будет заботиться о росте заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат населению, об улучшении жилищных условий, а также условий работы и отдыха с тем, чтобы человек ощущал себя комфортно, гордился тем, что живет и работает в стране, имя которой — Республика Беларусь.

Во-вторых, новое руководство государства отказалось от либеральной модели рынка и взяло на вооружение социально ориентированную модель рыночной экономики. Используя ее, государство проводит сильную и эффективную экономическую и социальную политику, защищает интересы всех классов и слоев населения, в том числе и тех, кто по разным причинам зарабатывает недостаточно или совсем ничего не зарабатывает (пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, студенты, учащиеся и др.). Это исключает социальные катаклизмы и обеспечивает социальную стабильность в обществе.

В-третьих, учитывая опыт стран с развитой рыночной инфраструктурой, Республика Беларусь встала на путь государственного регулирования экономики. Проведение государственной патерналистской политики обеспечивает повышение эффективности экономики, защиту интересов отечественных товаропроизводителей, недопущение «проедания» кредитов, усиления инфляции, развития криминальных и теневых структур.

В-четвертых, прекращено расхищение владельцами общенародных богатств и создание крупных частных капиталов, большинство из которых имеют криминальное происхождение. Приватизация проводится при участии и под контролем государства, в интересах укрепления его могущества и повышения благосостояния народа.


В-пятых, народ и государство отказались от купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, от демонтажа крупного колхозно-совхозного производства и замены его крестьянским (фермерским) хозяйством. Сельскохозяйственное предприятие (кооператив, агрофирма, агрокомбинат и др.), крестьянское (фермерское) хозяйство имеют равные права и возможности существования, если они эффективно хозяйствуют на земле.

В-шестых, Республика Беларусь открыта для экономического сотрудничества со всеми странами мира. Она привлекает в народное хозяйство капиталы отечественных и зарубежных инвесторов. Но надо помнить, что в экономике дореволюционной России, в которую была включена и Беларусь, господствовал иностранный капитал. Крупнейшие предприятия находились в частной собственности или в аренде у иностранных капиталистов. А между тем страна и ее народ были чрезвычайно бедными. Поэтому сегодня при наличии огромного производственно-экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала ставка делается на собственные силы и средства. Иностранные инвестиции привлекаются в том случае, если они дают нам экономическую выгоду и соответствуют национальным интересам.

Главным результатом социально-экономического развития Республики Беларусь в 1994—2005 гг. стало создание и деятельность оптимальной социально-экономической системы, основанной на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований. Страна сохранила богатства, созданные трудом всего народа, не продала за бесценок землю, заводы и фабрики, приостановила инфляцию и без помощи из-за границы сократила дефицит государственного бюджета. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей: жилье, пенсии, бесплатные (за счет бюджета) образование и лечение.

Государственными приоритетами социально-экономического развития в 2006—2010 гг. объявлены всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, совершенствования систем образования, здравоохранения и других областей сферы услуг; инновационный путь развития экономики, энерго и ресурсосбережение; увеличение экспортного потенциала страны на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села; развитие малых и средних городов; жилищное строительство.



























18. Отраслевое рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

Рыночное равновесие- момент движения спроса и предложения, либо точка пересечения спроса и предложения

Точка равновесия (0) - точка пересечения кривых спроса и предложения. Q0 - равновесный объем, Р0- равновесная цена.

Товарный дефицит — это количество товара, которое покупатели НЕ могут купить по существующей на рынке цене.