ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1067
Скачиваний: 10
Излишек производителя – дополнительный доход владельца факторов производства, возникающий вследствие того, что рыночная цена на продукцию оказалась выше той, по которой производитель готов был ее продавать.
Спрос- желание и возможность отдельного потребителя или группы потребителей приобрести экономические блага в данных экономических условиях
Объем спроса- то количество блага, которое потребитель приобретает по определенной цене в единицу времени
Закон спроса- при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем ниже спрос и наоборот.
Неценовые факторы, влияющие на объем производства:
1) Цены на товары комплименты и товары субституты
2) Сезонность, мода, фактор престижа
при влиянии ценового фактора движения спроса происходит вдоль кривой, если влияют неценовые факторы, то двигается сама кривая либо вправо вверх либо влево вниз
Предложение- конкретные товары и услуги, которые производители желаю и могут произвести и реализовать в данных экономических условиях
Объем предложения- то количество товаров и услуг, которые отдельный потребитель или группа потребителей могут произвести и продать по определенной цене за единицу времени
Закон предложения- при росте цен предложение товара увеличивается при снижении цены величина предложения снижается
Неценовые факторы предложения:
-цена на издержки производства
- экономическая и политическая ситуация в стране, различ. Ожид. Товаров производителя
-увеличение или снижение числа конкурентов на рынке
19. Домашнее хозяйство как экономический субъект.
Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности.
Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья. Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую единицу, состоящую из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.
Основные признаки домохозяйства: совместное проживание и обустройство быта; совместное ведение хозяйства; обладание определёнными ресурсами; самостоятельность в принятии хозяйственных решений; стремление к максимальному удовлетворению потребностей.
Доходы домохозяйства - это частные доходы. Они формируются за счет: заработной платы; труда; прибыли собственника; капитала; процента и дивиденда; участия в акционерном обществе; ренты; природных ресурсов (земли). Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям: выплата налогов государству; удовлетворение личных потребностей; формирование личных сбережений. Рациональный потребитель – такой потребитель, который сопоставляет затраты и выгоды от каждой дополнительной единицы покупаемого блага.
20. Понятие рационального потребителя. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя и правила максимизации полезности.
Потребление- процесс использования блага с целью удовлетворения потребностей. Полезность- то количество удовлетворения, которое рассчитывает получить потребитель при использовании блага.
Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы потребленного блага называется предельной полезностью.
Закон убывающей предельной полезности гласит, что с увеличением величины потребительского блага его предельная полезность сокращается.
Рациональный покупатель будет стремится приобрести те товары и услуги, которые принесут ему наибольшую полезность. Чтобы сделать оптимальный выбор покупатель должен сравнить взвешенные полезности различных товаров. Взвешенной полезностью называется отношение предельной полезности товара к его цене.
Правило максимизации полезности: Требует, чтобы потребитель при распределении своего дохода обеспечивал равенство взвешенных потребностей приобретенных товаров.
21. Организация (фирма) как хозяйствующий объект.
Предприятие(фирма)-организация, формируемая и управляемая с целью получения прибыли по средствам производства и реализации экономических благ. В РБ существует 7 типов организационно-правовых форм предприятий:
- унитарные предприятия(частные фирмы)
- общество с ограниченной и дополнительной ответственностью
- закрытые и открытые акционерные общества
- производственные кооперативы (колхозы и совхозы)
22. Производство и технология. Производственная функция. Производственный выбор фирмы в краткосрочном периоде.
Производство - процесс преобразования ресурсов в блага, прямо или косвенно служащих удовлетворению человеческих потребностей.
Технология - это определенная устойчивая комбинация факторов производства.
Производственная функция - функциональная взаимосвязь между вводимой комбинацией факторов производства и объемом выпуска продукции
Функция производства краткосрочного периода показывает выпуск А который может осуществлять фирма путем изменения количества переменного фактора, при данном количестве постоянных факторов. Главная задача анализа производственного выбора в краткосрочном периоде - определить влияние изменений каждого отдельного переменного фактора на объем выпуска продукции, т.е. выявить его эффективность. Для этого используются показатели совокупного, среднего и предельного продуктов от переменного фактора, считая влияние остальных фиксированным.
Основной областью деятельности фирмы является производство, в ходе которого она использует производственные факторы или так называемые вводимые (входные) факторы производства, например труд, сырье, оборудование и т.д.
Краткосрочный период-период времени, при котором большинство факторов производства остаются неизменными(переменный фактор явл L-труд).
23. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности.
Общий продукт переменного фактора(ТР)-количество продукции, произведенного при определенном количестве переменного фактора.
Средний продукт переменного фактора(АР)- количество продукции находящейся на 1 единицу переменного фактора
Предельный продукт переменного фактора(МР)-добавочный продукт, полученный в результате увеличения переменного фактора на одну единицу.
Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы потребленного блага называется предельной полезностью.
Закон убывающей предельной полезности гласит, что с увеличением величины потребительского блага его предельная полезность сокращается.
Рациональный покупатель будет стремится приобрести те товары и услуги, которые принесут ему наибольшую полезность. Чтобы сделать оптимальный выбор покупатель должен сравнить взвешенные полезности различных товаров.
24. Производственный выбор фирмы в долгосрочный период. Изокванты.
Долгосрочный период- период времени, достаточно продолжительный для того, чтобы фирма могла изменить все факторы производства(переменный фактор труд, капитал)
Поведение фирмы в долгосрочном периоде описывает производственная функция, которая имеет вид Q=f(KL). Она показывает максимальный объем производства, который фирма может произвести при сочетании труда и капитала.
Производственная сетка-таблица, которая описывает производственную функцию для определения максимального объема производства, при различном сочетании труда и капитала.
Изокванта-кривая, отражающая всевозможные варианты труда и капитала для производства данного объема товара.
25. Понятие и классификация издержек. Издержки производства в краткосрочном периоде, их динамика и взаимосвязь.
Издержки - это затраты ресурсов на осуществление производства в стоимостном выражении. Конечный результат деятельности предпринимателя – получение экономической прибыли – определяется типом рыночного периода, в течение которого происходит уменьшение факторов производства. Выделяют постоянные издержки-независимые от объема производства; переменные издержки-напрямую определяют объем производства продукции.
Предельные издержки-издержки, связанные с дополнительной единицей(МС) производственной функции.
Общие издержки- сумма постоянных и переменных издержек. ТС= FС(постоянные издержки) + VC(переменные)
Средние издержки- сумма издержек, приходящихся на 1 единицу продукции.
АС= ТС\Q
Краткосрочный период-период времени, при котором большинство факторов производства остаются неизменными(переменный фактор явл L-труд).
В краткосрочном периоде выделяют:
Постоянные издержки (ТFC) величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции (амортизационные отчисления, проценты по банковскому кредиту, арендная плата, содержание административного аппарата и др.).
Переменные издержки (TVC), величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочего персонала и т. п.).
По мере увеличения объема выпуска продукции при неизменной величине постоянных издержек переменные издержки возрастают. Если фирма прекратит производство и объем выпуска (Q) достигнет нулевого уровня, то и переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные издержки останутся неизменными.
Совокупные (валовые) издержки (ТС) - это сумма постоянных и переменных издержек, исчисляемая для каждого данного объема производства: ТС=TFC+TVC. Поскольку постоянные издержки (TFC) равны некоторой константе, динамика валовых издержек будет зависеть от поведения переменных издержек (TVС). Чтобы получить кривую валовых издержек, необходимо просуммировать графики постоянных и переменных издержек - сместить график TVC вверх вдоль оси ординат на величину TFC, которая неизменна при любом Q
26. Понятие и классификация издержек. Издержки производства в долгосрочном периоде.
Издержки - это затраты ресурсов на осуществление производства в стоимостном выражении. Конечный результат деятельности предпринимателя – получение экономической прибыли – определяется типом рыночного периода, в течение которого происходит уменьшение факторов производства. Выделяют постоянные издержки-независимые от объема производства; переменные издержки-напрямую определяют объем производства продукции.
Предельные издержки-издержки, связанные с дополнительной единицей(МС) производственной функции.
Общие издержки- сумма постоянных и переменных издержек. ТС= FС(постоянные издержки) + VC(переменные)
Средние издержки- сумма издержек, приходящихся на 1 единицу продукции.
АС= ТС\Q.
Долгосрочный период- период времени, достаточно продолжительный для того, чтобы фирма могла изменить все факторы производства(переменный фактор труд, капитал).
Поведение фирмы в долгосрочном периоде описывает производственная функция, которая имеет вид Q=f(KL). Она показывает максимальный объем производства, который фирма может произвести при сочетании труда и капитала.
Производственная сетка-таблица, которая описывает производственную функцию для определения максимального объема производства, при различном сочетании труда и капитала.
Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный характер — фирма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный рынок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и средних переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются одновременно и средними переменными издержками.
27. Эффекты масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
Масштаб
производства определяется размером
используемых ресурсов при данной
технологии производства. Из двух фирм,
использующих одинаковую технологию,
масштаб производства больше у той,
которая применяют больше ресурсов. Если
фирма при неизменной технологии (т.е.
при условии, что соотношение между
ресурсами не изменяется) увеличивает
объем всех используемых ресурсов в 2
раза, то это означает, что ее масштаб
производства увеличился в 2 раза.
Изменение
масштаба производства вызывает изменение
объема производства. Реакцию объема
производства на изменение масштаба
производства называют эффектом масштаба.
Эффект масштаба производства может
быть положительным, отрицательным и
постоянным.
Положительный
эффект масштаба производства имеет
место, когда объем производства растет
быстрее, чем изменяется масштаб
производства. На графике положительный
эффект масштаба отражает отрезок кривой,
на которой кривая LAC снижается при
увеличении объема выпуска. Положительный
эффект масштаба производства обусловлен
тем, что крупные предприятия имеют ряд
преимуществ, которые способствуют
снижению издержек. Они обладают большими
возможностями для специализации труда
рабочих и управленческого персонала,
эффективнее могут использовать капитал.
Если положительный эффект масштаба
производства является продолжительным
(кривая LAC имеет полого снижающийся
наклон), то в данной отрасли, чем крупнее
предприятие, тем больше у него возможности
снизить издержки на единицу продукции.
Такая ситуация имеет место в отраслях
тяжелой промышленности.
Постоянный
эффект масштаба производства означает
пропорциональное изменение объема
выпуска объему ресурсов. Данная ситуация
может иметь место в отрасли, производящей
потребительские блага.
При
отрицательном эффекте масштаба
производства объем производства растет
медленнее, чем объем используемых
ресурсов. Предприятия с отрицательным
эффектом масштаба характерны для сферы
бытового обслуживания.
Эффект
масштаба имеет важное значение при
выборе оптимального размера предприятия.
В пределах положительного эффекта
масштаба фирма может с выгодой для себя
наращивать объем производства.
Отрицательный эффект говорит о чрезмерных
размерах фирмы. В пределах постоянного
эффекта масштаба фирма может быть
одинаково эффективной при различных
размерах производства.
28. Изакосты. Равновесие товаропроизводителя. Правило минимизации издержек.
Изакоста-линия, отражающая различное сочетание труда и капитала, совокупные издержки которого не изменяются.
Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства. Каждая точка на линии изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.