ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1064
Скачиваний: 10
Звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную часть национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. Немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: социальные услуги населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в реализации поставленных задач играет финансовая политика. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий, направленных на формирование финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.
Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно-правовой метод или метод государственно-властных предписаний, для которых характерны империативный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников. Однако, эти полномочия ограничены законом: последний наделяет вторую сторону правом защиты своих интересов в установленном порядке. Метод властных предписаний в основном распространяется на обязанности юридических и физических лиц уплачивать причитающиеся налоги.
54.
Бюджетно-налоговая политика: цели, виды,
инструменты, эффективность.
Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.
В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов
Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов над расходами
Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. Недискреционная фискальная политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла.
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Принципы налогообложения:
– сочетание прямых и косвенных налогов;
– универсальность налогообложения;
– равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;
– однократность налогообложения;
– использование системы налоговых льгот;
– стремление к стабильности условий налогообложения;
– запрет обратной силы налоговых законов.
Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают :
-
твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода);
-
пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины);
-
прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).
55. Бюджетный дефицит и его финансирование.
Бюджетный дефицит – превышение расходной части бюджета над доходами.
Основными источниками покрытия дефицита государственного бюджета является:
*государственные займы (Китай, Россия)
*повышение ставок налога
Бюджетный дефицит может возникать из-за роста государственных расходов, сокращения доходов государственного бюджета в период экономического кризиса, чрезвычайных обстоятельств, коррупции в государственном секторе.
В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:
*циклический дефицит – спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
*структурный дефицит – положительность либо отрицательность бюджета при наличии естественного уровня безработицы и уровня ВВП.
56. Государственный долг.
Государственный
долг – результат финансовых заимствований
государства, осуществляемых для покрытия
дефицита бюджета. Государственный долг
равен сумме дефицитов прошлых лет с
учетом вычета бюджетных излишков. Он
бывает внешним и внутренним.
При
рассмотрении государственного долга,
как правило, не учитываются встречные
требования этого государства к другим,
то есть задолженность других государств
или физических и юридических лиц этому
государству не рассматривается. Также
не учитываются обязательства государства
в сфере социального и пенсионного
обеспечений. Размер государственного
долга выражается в национальной валюте
или её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения
государственная задолженность указывается
в процентах от валового внутреннего
продукта (ВВП).
В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
57. Денежно-кредитная политика: цели, виды, инструменты, эффективность.
Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, проводимых правительством и центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического роста.
Инструменты:
*операции на открытом рынке (с помощью данного инструмента центральный банк может влиять на объём свободных денежных резервов коммерческих банков по средствам купли-продажи гос. ценных бумаг).
*изменение учетной ставки.
*изменение норм обязательных резервов в коммерческих банках.
Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом.
Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка.
Виды:
*стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей.
*сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, "перегрева" экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Стимулирующая и сдерживающая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег, которыми являются:
-снижение нормы обязательных резервов;
-снижение учетной ставки процента;
-покупка центральным банком государственны. Эффективность кредитно-денежной политики в целом зависит от работы всех звеньев так называемого передаточного механизма. Передаточный механизм кредитно- денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени:
• изменение величины предложения денег в экономике в результате проведения центральным банком соответствующей политики;
• изменение процентной ставки на денежном рынке;
• изменение совокупных расходов;
• изменение объема национального производства.
Необходимое условие для проведения эффективной кредитно-денежной политики — наличие современной банковской системы ценных бумаг.
58)Социальная политика: понятие, цели, направления и модели.
Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:
- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально- трудовых отношений; а также
-
культурную, жилищную, семейную, пенсионную,
женскую и молодежную социальную
политику.
Основные цели:
1. развитие и устойчивая работа отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
2. реальное участие граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
3. осуществление тарифной политики вработника;
4. социальная защита и поддержка нуждающихся
5. проведение политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
6. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
7. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации;
8. защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации.
Основные направления социальной политики.
*Обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества
*Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда
• Перераспределение доходов в обществе
• Выплаты пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным интересах работодателя
• Общее образование и необходимая медицинская помощь для всех
• Либерализация бизнеса
• Поощрение малого бизнеса
• Поддержка высокой занятости
• Регулирование трудовых отношений
*Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов.
Модели социальной политики
1. Исторические модели социальной политики в странах Западной Европы
2. Современные модели. Закономерности и своеобразие
3.
Осуществление современной социальной
политики: условия,
опыт, проблемы
Термины:
1. «Бисмарковская» модель социальной политики
2. «Бевериджская» модель социальной политики
3. Социал-демократическая модель социальной политики
4. Консервативная модель социальной политики
5. Католическая (латинская) модель социальной политики
6. Либеральная модель социальной политики
7. Патерналистская модель социальной политики
8. Экономическая демократия
Модели:
1.социал-демократическая модели
2.консервативная модель
3.католическая (латинской) модель
4.Либеральная модель.
59) Особенности бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политике и социальной политики в республике Беларусь.
Гос бюджет- совокупность денежных доходов и расходов государства в течении определенного периода времени(финансового года). Доходная часть государства формируется за счет налогового поступления, неналогового поступления( доходы от продажи гос собственности, штрафы, реализация государственных ценных бумаг), взносы в государственный фонд социального страхования.
Государственные расходы призваны обеспечивать финансовые ресурсы государства для выполнения своих функций.
Статьи расходов:
Социальная поддержка(пособия по безработице, реализация программ и т д)
Расходы на гос управление
Формирование и развитие национальной обороны
Производство и развитие общественных благ
Развитие народного хозяйства
Дефицит бюджета- превышение расходной части бюджета над доходами
Источники покрытия дефицита гос бюджета: государственные займы, повышеная ставка
Бюджетно-налоговая политика- целенаправленное воздействие государства на производство и занятость по средствам налоговлажения, гос закупок и заказов и социальных трансфертов(выплаты пособий, стипендий и тд)
Денежно-кредитная политика-совокупность мероприятий, проведенных правительством и центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического роста, отсутсвия безработицы и инфляции. К основным инструментам денежно-кредитной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке. С помощью данного инструмента центральный банк может влиять на объем свободных цен резервов, комерческих банком по средствам купли\продажи государственно ценных бумаг. Т есть центральный банк регулирует предложение денег в стране, изменение учетной ставки, изменение норм резервов комерческих банков
Социальная политика государства- с-ма мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни населения
Задачи соц политики:
Повышение благосостояния общества
Улучшение условий труда и жизни людей, осуществление социальной справедливости
Уровни социальной политики: соц политика предприятия в отношении своего персонала, региональная соц политика, государственная соц политика и межгосударственная социальная политика
Направления социальной политики:
Политика занятости( направлена на повышение уровня занятости)
Политика регулирования доходов и социальной защиты
Социальное партнерство
В РБ социальная политика реализуется по средствам принятия и осуществления стратегических и тактических программ
Программы в РБ: государственная программа культура, здоровье, развитие спорта и туризма, дети Беларуси и тд
60) Содержание и показатели экономического роста. Типы источники и факторы экономического роста.
Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование производства и увеличение национального продукта, способствующего решению ограниченности ресурсов и повышению уровня качества жизни.