Файл: Экономическая теория. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1071

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Макроэкономическое равновесие – это состояние экономики, при котором совокупный спрос равен совокупному предложению при заданных параметрах экономической конъюнктуры. Равновесие на товарном рынке наступает при условии, что совокупный спрос равен совокупному предложению: AS = AD. Координаты точки пересечения кривых AD и AS определяют равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.

При росте совокупного спроса AD1 на кейнсианском участке кривой AS меняется только равновесный ВВП, уровень цен остается неизменным. Увеличение совокупного спроса AD3 на классическом участке в условиях полной занятости не влияет на равновесный ВВП, приводит лишь к росту уровня цен. Только на промежуточном отрезке изменение совокупного спроса приведет как к изменению уровня цен, так и равновесного ВВП.

Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережениями может привести к двум отрицательным для функционирования экономики эффектам:


1) Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I > S, т.е. планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций при достигнутой полной занятости нет, постольку размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население все большую часть направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, а в силу эффекта мультипликатора нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения.


2) Дефляционный (рецессионный) разрыв наступает тогда, когда S > I, т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, ведь население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и снижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликатора приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны


Инфляционный разрыв – превышение совокупного спроса над совокупным предложением на уровне, соответствующем потенциальному ВВП.


Дефляционный разрыв – превышение совокупного предложения над совокупным спросом на уровне, соответствующем потенциальному ВВП, представляет собой дефляционный разрыв.


Разрыв ВВП – это разница между равновесным и потенциальным уровнями ВВП, или Y*. Графически разрыв ВВП изображается на оси абсцисс. Расстояние между Y* и различными вариантами равновесного ВВП (Y1 и Y2) представляет собой разрыв ВВП соответственно в условиях рецессии и инфляции экономики.







47.Сущность денег и их функции. Денежная масса


Деньги — универсальный инструмент обмена, особый товар, наделенный свойством всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

Роль денег в финансовых отношениях проявляется с помощью таких функций как:

cредство обращения (обмена);

мера измерения стоимости — измерение цены товара. Деньги делают стоимость товаров соизмеримой;

средство накопления — деньги используются как актив, сохраняющийся после реализации товара и обеспечивающий покупательную способность в будущем (реализации этой функции помогает высокая ликвидность денег);

средство платежа — используются как кредитные деньги, так и реальные;

средство мировых расчетов (мировые деньги).


Деньги являются непременным спутником сферы обращения. Они превратились в особый товар. Как всякий товар они имеют определенную внутреннюю стоимость, которая определяется затратами общественного труда на их изготовление. Одновременно деньги имеют меновую стоимость, которая определяется относительным товарным выражением или покупательной способностью денег. Внутренняя и меновая стоимость носят самостоятельный характер, хотя и связаны между собой. Разрешение противоречия между внутренней и меновой стоимостью является сущностью денег.

Денежная масса — это запас денег в государстве.


Совокупность всех денег в данной стране у правительства, фирм, банков, граждан, на счетах, в пути, в кошельках, в «чулках» и т.п. формирует национальную денежную массу. Денежное обращение как совокупность денежных потоков делится на наличное и безналичное. В странах с развитой рыночной экономикой безналичное обращение намного превышает наличное (рис. 14):

Денежные агрегаты — группировка банковских счетов по степени быстроты превращения средств на этих счетах в наличные деньги. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в денежную форму, тем более ликвидным считается агрегат.


Система агрегатов денежной массы представляет собой «матрешку», в которой каждый предыдущий агрегат «вставлен» в каждый последующий.

Денежный агрегат М0


В агрегат М0 входят все виды денег, обладающих высокой степенью ликвидности.


Агрегат М1 является дополненным агрегатом М0 и может быть представлен следующим образом:


М1 = М0 + средства на расчетных и текущих банковских счетах


Агрегат М2 дополняет к М1 срочные вклады:


М2 = М1 + срочные вклады.


При срочном вкладе владелец счета на некоторое время передает свои денежные средства в распоряжение банка. В случае необходимости деньги можно снять со срочного вклада до наступления срока, но при этом у клиента могут быть потери (не выплачен процент по вкладу). Это показывает, что срочный вклад — почти деньги. В условиях РФ уровень ликвидности агрегата близок к абсолютному, поэтому обычно срочный вклад выдается клиенту по первому требованию.



Денежный агрегат М3


Агрегат М3 предполагает увеличение агрегата М2 за счет государственных ценных бумаг:


М3 = М2 + государственные ценные бумаги.


Эти бумаги (в основном облигации государственных займов) представляют собой уже не совсем полноценные деньги, но все же они могут быть трансформированы в другие виды денег (проданы на открытом рынке) и по этому признаку их включают в состав денежной массы (рис. 16)


















48. Денежно-кредитная система страны и ее уровни


Денежно кредитная система(ДКС)- совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих функцию по акомулированию и распределению денежных средств в стране. ДКС развитых стран включает 3 уровня:

  1. Центральный банк страны

  2. Комерческие банки

  3. Специализированные кредитно-финансовые учреждения

Ф-ции:

  1. Разработка и реализация денежно-кредитной политики государства

  2. Хранение золотовалютных ресурсов государства и резервов камерческих банков

  3. Эмиссия и изъятие денежных средств

  4. Ведение финансовых операций правительства

  5. Выдача суд комерческим банкам

Ф-ции комерческих банков:

-прием и хранение дипазитов вкладчиков

-выдача средств со счетов и выполнение перечислений

- выдача кредитов или суд и покупка ценных бумаг

Выделяют универсальные банки- те, которые выполняют все операции и специализированные- обслуживают определенную отрасль национальной экономики(Белагромпромбанк , Белинвест, БелПРомстрой)

Специализированные кредитно-финансовые учреждения: кредитные союзы, ломбарды, страховые организации

В РБ-двухуровневая система





49. Рынок денег. Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Деньги- средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости и накопления стоимости

Ф-ции денег:

Средство обращения

Мера стоимости

Средство сохранения стоимости

Средство платежа

Денежный рынок- рынок, на котором продаётся и покупается особый товар(деньги). Общее количество денег в стране назвается предложением денег. Для измерения денежной массы ее разбивают на несколько групп денежных агригатов.

В РБ выделяют следующие денежные агригаты:

М0- самый узкий, включает в себя наличные деньги в обращении

М1- равен М0+вклады до востребования

М2=М1+ срочные вклады юридических и физических лиц

М3= М2+ вклады в иностранные валюте и драгоценных металлах

Нац банк имеет право выпуска и изъятия. Деньги их изъятие контролирует государство, от его имени Центральный банк осуществляет эмиссию и изъятие денежной массы в стране. Именно центральный банк определяет необходимое количество денег в стране, исходя в состояния экономики. Предложение денег в стране фиксировано на определенный период и не зависит от уровня % ставки.

Спрос на деньги- общее количество денег, которые домашние хозяйства, бизнес и государство, желает иметь в данный момент времени.


Совокупный спрос на деньги состоит из:

  1. Спрос на денгги для сделак

  2. Спрос на деньги как средство сохранения богатства. Спрос на деньги пропорционален ставке %. Выглядит так(тетрадь)

Равновесие на денежном рынке между спросом и предложением достиг в точке пересечения(тетр)


















































58. Социальная политика: понятие, цели, направления и модели.

Соц-социальная

Социальная политика государства- с-ма мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни населения

Задачи соц политики:

Повышение благосостояния общества

Улучшение условий труда и жизни людей, осуществление социальной справедливости

Уровни социальной политики: соц политика предприятия в отношении своего персонала, региональная соц политика, государственная соц политика и межгосударственная социальная политика

Направления социальной политики:

Политика занятости( направлена на повышение уровня занятости)

Политика регулирования доходов и социальной защиты

Социальное партнерство

В РБ социальная политика реализуется по средствам принятия и осуществления стратегических и тактических программ

Программы в РБ: государственная программа культура, здоровье, развитие спорта и туризма, дети Беларуси и тд









50. роль банковской системы в создании денег. Денежный мультипликатор

Банки (банковская система) обладают способностью создавать деньги, т. е. увеличивать предложение денег. В основе способности банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип мультипликатора.
Центральный банк устанавливает определенный минимальный процент от величины определенных категорий депозитов, который фиксирует размер денежных средств, обязательных для хранения каждым коммерческим банком в форме резервных вкладов в Центральном банке.Размер кредитных ресурсов каждого отдельного коммерческого банка определяется величиной его избыточных резервов, которые представляют собой разность между общей величиной резервов и обязательными резервами


Банковский мультипликатор (b) или мультипликатор предложения денег представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной норме обязательных резервов:
Деятельность банков направлена на получение прибыли, и они стремятся к тому, чтобы все их финансовые ресурсы приносили процентный доход.

Коммерческая банковская система может предоставлять кредиты, т. е. создавать деньги, умножая свои избыточные резервы.

Банковская система может давать ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, тогда как каждый отдельный коммерческий банк может ссужать рубль на рубль по отношению к своим избыточным резервам.
Банковский мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение.Чем выше Центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля денежных средств может быть использована коммерческими банками для кредитных операций. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Следовательно, изменяя норму обязательных резервов, Центробанк может изменять величину предложения денег в экономике.


Центральный банк регулирует величину денежного мультипликатора через механизм обязательных резервов коммерческих банков в центральном.































52. Налоги и их виды.

Для государства налоги - основная статья доходов бюджета. 
Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.
Прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. 
Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

Виды налогов:

  • Подоходный налог с физических лиц

  • Налоги на доходы и прибыль

  • Налог на добавленную стоимость

  • Акцизы

  • Таможенные пошлины

  • Налог на недвижимость

  • Земельный налог

  • Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)

  • Налог на приобретение автомобильных транспортных средств

  • Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

  • Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

  • Местные налоги и сборы

  • Специальные режимы налогообложения

В Республике Беларусь налоги рассчитываются и перечисляются в бюджет в национальной валюте — в белорусских рублях. 






























53. Особенности финансовой системы РБ



Финансовая система РБ включает в себя следующие сферы:

1. Общегосударственные (централизованные) финансы.

Централизованные финансы — экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства.

2. Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы).

Децентрализованные финансы — экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов хозяйствующих субъектов.

Состав финансовой системы РБ характеризуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья — это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования. Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и их использованию для выполнения функций государства (социальных, экономических, политических) путем распределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.