ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1088
Скачиваний: 2
31. Сущность воспитания. Особенности и признаки воспитательного процесса.
Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т. Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:
-
«воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;
-
с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;
-
с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».
Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.
Рассмотрим
основные признаки воспитания как
педагогического явления:
1.
Целенаправленность всего воспитательного
процесса и каждого его элемента. Имеется
постановка воспитателем цели (как
конечного результата педагогической
деятельности), определение стратегических
и тактических задач по ее реализации,
переведение целей и задач во внутренний
план воспитания; планирование на основе
их всей жизнедеятельности воспитанников
и воспитателя.
2. Воспитание - это
процесс. Система компонентов воспитательного
процесса самая динамичная структура,
так как каждый из ее компонентов в
наивысшей степени динамичен: педагог,
как субъект педагогического процесса
- развивающаяся личность, находящаяся
во взаимодействии со стремительно
меняющимся окружающим миром, воспитанник
- развивающаяся личность, не только
объект педагогических воздействий, но
и субъект многообразных отношений с
окружающей действительностью, в том
числе и в педагогическом процессе его
позиция активна, многочисленные внешние
факторы так же динамичны.
3. Воспитание
- в своей сущности - это процесс
взаимодействия педагога и воспитанников
при активности обеих сторон. Причем по
мере взросления и развития воспитанника
его позиция как объекта педагогического
воздействия со стороны взрослых
уменьшается, а позиция субъекта воспитания
увеличивается, превращая процесс
воспитания, с точки зрения воспитанника,
в процесс самопознания и на этой основе
самовоспитания, саморазвития. Меняется
при этом и позиция воспитателя: ему в
большей степени становятся присуши
функции наставника, советчика, куратора,
старшего друга - что позволяет ученику,
воспитаннику более экономично и
эффективно решать задачи самопознания
и саморазвития.
4. Одним из основополагающих
направлений, является создание оптимальных
условий воспитания или воспитывающей
среды. Эффективность тех или иных
воспитательных воздействий и процесса
воспитания в целом зависит от того, в
какой среде он протекает.
5. Важнейшим
(можно сказать центральным признаком)
воспитательного процесса является
определение на основании поставленной
цели и стратегических задач его
содержания. Во - первых, - это организация
освоения (как учащимися, так и педагогами)
социально - культурных ценностей
общества: экономики, политики, науки,
всех видов искусства, жизненной практики
во всех видах деятельности. Самой
существенной характеристикой воспитания
является формирование отношения к
предметам, явлениям, факторам, событиям
окружающего мира. Во - вторых, развитие
индивидуальности школьника на основе
его взаимодействия с педагогом в
воспитательном процессе.
6. Воспитание
- это процесс творческий. Это объясняется
многими причинами. Прежде всего, овладение
культурой носит творческий характер.
Во - вторых, - индивидуальность
воспитанников. В - третьих, - сама личность
педагога "состоявшегося" обладает
большим творческим потенциалом.
7.
Важным признаком воспитания является
то, что оно осуществляется специально
подготовленными людьми: учителями,
воспитателями, журналистами и писателями,
руководителями кружков и секций.
Воспитание должно подготовить сегодняшнего
ребенка и завтрашнего гражданина к
жизни и работе в демократическом
обществе, где действительными, а не
мнимыми регуляторами поведения будут
мораль и право.
32. Закономерности и принципы воспитания.
Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и характером развития педагогической науки. Кроме того, на одном и том же историческом отрезке различные ученые могут трактовать их по-разному. Поэтому при анализе данной категории будем исходить из выделения внешних и внутренних закономерностей воспитательного процесса.
Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.
Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:
• воспитание всегда связано с обучением;
• цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;
• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;
• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;
• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.
В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.
Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Для педагога, реализующего принцип персонификации, приоритетными направлениями воспитательной деятельности должны быть: определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление каждому ребенку возможностей для оптимальной самореализации и самораскрытия.
Принцип природосообразности обосновывался разными учеными различных исторических эпох, начиная со времен Античности. Он занимал значительное место в педагогических взглядах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского, которые призывали воспитывать личность в соответствии (сообразно) с ее природными способностями и возрастными особенностями. Современная трактовка этого принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У формирующейся личности следует культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.
С позиций принципа природосообразности необходимо, чтобы в ходе воспитания формирующаяся личность: а) осознавала себя гражданином Вселенной; б) отчетливо понимала происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; в) ощущала сопричастность природе и социуму; г) осознавала себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляющим, сберегающим и воспроизводящим ее.
Кулътуросообразностъ – принцип воспитания, который впервые был обоснован в трудах Д. Локка, утверждавшего, что душа ребенка – это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеций и И. Г. Песталоцци, основываясь на идеях Д. Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев – они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип культуросообразности в воспитании – значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.
Принцип гуманизации (от лат. humanus – человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) был заложен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрита, Сократа, Платона и др. На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. Опора на этот принцип позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка (что практически нереально в условиях большой наполняемости класса и загруженности учителя), а для определенной «категории» учащихся, выделяемых по различным основаниям: а) возрастному признаку (младшие школьники, подростки, старшеклассники); б) учебной успеваемости («сильные», «слабые», одаренные учащиеся); в) гендерному признаку (мальчики и девочки); г) уровню общественной активности (активные, пассивные, негативно настроенные); д) характеру взаимоотношений с педагогом (благополучные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); д) характеру межличностного общения (коммуникабельные, инертные, закрытые для общения) и др.
33. Цель и задачи воспитания на современном этапе.
Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия (по сути это формат конечного результата).
Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли
Цели воспитания:
*Воспитание нравственности, а также других ценных личностных свойств, прежде всего, связанных с преодоление трудностей
*Воспитание уважительного отношения к людям, терпимости умения жить в коллективе умения разбираться в мотивах поведения других людей, особенно тех, которые вызывают раздражение
*Воспитание воли, мужества, самостоятельности, стремления к преодолению трудности и других ценных качеств ребенка
*Формирование самосознания и самовоспитания
*Удовлетворения эмоциональных потребностей детей
Среди задач воспитания в современной системе образования выделяются следующие:
-
формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
-
гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
-
овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
-
формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
-
развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
-
обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.
34. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.
Под методами воспитания следует понимать специфические способы и приёмы воспитательной работы, которые используются в процесс организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них таких компонентов личностных качеств как потребностно-мотивационная, интеллектуально-чувственная, поведенческо-волевая сферы, а также для коррекции и совершенствования их поведения.
Под средствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды внеучебной деятельности (морально-этическую, экологическую, гражданско-патриотическую, трудовую, общественно-полезную и т.д.), а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода воспитания. Например, средствами метода убеждения выступают разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время, классные часы, диспуты, викторины, просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов, встречи с известными людьми и т.д.
Приёмы воспитания – это частное проявление метода воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру. Например, приёмами использования метода убеждения являются музыкальное сопровождение беседы с целью создания определенного эмоционального настроя у учащихся; приёмом метода осуждения может служить обращение к нему учителя на Вы.
Методы, приёмы и средства воспитания получают свою логическую и конструкционную завершенность в организационных формах (формах организации воспитания). Методы воспитания, как отмечалось выше, отражают внутреннюю процессуально-инструментальную сторону воспитания, а организационные формы воспитания представляют собой внешнюю сторону процесса воспитания, которая характеризуется определенным пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкций, последовательностью этапов, определенным содержание и функциональной спецификой. Например, формами воспитания являются классные часы, информационные часы, конкурсы, викторины, читательские конференции, художественно-эстетические экскурсии и т.д.
Академии И.Ф. Харламов сформулировал общие методы воспитания, устанавливая их определенную привязку к формированию соответствующих компонентов личностных качеств – потребностно-мотивационному, интеллектуально-чувственному и поведенческо-волевому. В соответствии с этим он подразделил методы воспитания на основные и вспомогательные:
-----основные-----
1. Метод убеждения
2. Метод положительного примера
3. Метод упражнения
-----Вспомогательно-коррекционные-----
4. Метод одобрения
5. Метод осуждения
6. Метод требования
7. Метод контроля
8. Метод переключения на др. виды деятельности
Г.И. Щукина предложила классифицировать выше названные методы на основе их направленности на формирование сознания, поведения учащихся и стимулирования их деятельности: