Файл: Педагогика. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1007

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28. Сущность понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации.

Индивидуализация — это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе. Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование индивидуальности учащегося определяет и характер дифференциации обучения.

Дифференциация обучения учащихся выступает как способ индивидуализации педагогического процесса и практически может быть организована за счет базового обра­зования, на основе которого будет осуществляться кон­струирование всех компонентов образования.

В средней общеобразовательной школе дифференциация обучения организуется через систему подбора и создания специ­альных условий для учащихся с целью развития их инди­видуальных особенностей и личностных качеств.

В отличие от зарубежных стран, где дифференциро­ванное обучение учащихся введено в старшем звене, в средних общеобразовательных школах Республики Бела­русь дифференцированное обучение вводится во всех звеньях учебно-воспитательного процесса.

Организация дифференцированного обучения в учеб­но-воспитательном процессе в средней общеобразова­тельной школе является условием для индивидуализации педагогического процесса и составляет основу техноло­гии разноуровневого обучения учащихся. Создание спе­циальных условий через использование различных педа­гогических средств, способов и методов способствует раз­витию индивидуальных и личностных качеств учащихся.

Выделяют две основные формы организации диффе­ренцированного обучения: внутреннюю и внешнюю диф­ференциации.

Внешняя дифференциация обучения — это основная форма дифференцированного обучения учащихся, кото­рая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образова­ния и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Сущность внешней дифференциации обучения за­ключается в такой направленной специализации образования в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся, с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития.

Внутренняя дифференциация обучения — это форма дифференцированного обучения, которая осуществляется через разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала. Эта форма дифференциации предполагает вариативность темпа изучения учебного программного материала, выбор учебных заданий и раз­ных видов педагогической деятельности на уроках, опре­деление характера и степени дозировки помощи со сто­роны учителя.


 Внутреннее дифференцированное обучение организовывается в достаточно большой группе учащихся или классе. Учебные группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны и подобраны по определенным крите­риям и признакам в зависимости от цели урока. Особенностью внутренней дифференциации обучения учащихся является ее направленность не только на уча­щихся, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.

Внутренняя дифференциация обучения учащихся под­разделяется на одноуровневую и много­уровневую.

Одноуровневая внутренняя дифференциация обучения осуществляется путем разработки и применения разнооб­разных форм и методов обучения, которые вели бы школьников с разными индивидуально-психологически­ми особенностями к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Одноуровневая дифференциация осуществлялась дли­тельное время и продолжает существовать в традицион­ной системе учебно-воспитательного процесса в общеоб­разовательной средней школе. Школьный кризис обнаруживается в первую очередь в низкой эффективно­сти учебного процесса. Практически в любом учебном классе учатся и усваи­вают один и тот же программный материал учащиеся с разным уровнем обучаемости (высоким, средним и низ­ким).

Многоуровневая внутренняя дифференциация обучения характеризует такую форму организации учебного про­цесса, при которой учащиеся, занимаясь по одной школьной программе, имеют право и возможность усваивать ее на разных образовательных уровнях (но не ниже уровня обязательных программных требований). Возникает про­блема разработки обязательного образовательного стан­дарта (ядра) и вариативной части содержания образования при организации многоуровневой внутренней дифферен­циации обучения учащихся в средней общеобразователь­ной школе.


29. Особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Воспитание и обучение одаренных детей является особенной государственной политикой. На уровне министерств разрабатываются специальные программы, позволяющие развивать таланты детей. Они существенно отличаются от обычных учебных программ. Воспитание и обучение одаренных детей строится на двух основных принципах: ускорении и обогащении.

  • Ускорение подразумевает более быстрое усвоение материала, чем это происходит в обычной школе. При этом некоторые специалисты высказывают мнение, что ускорение подходит далеко не всем одаренным детям. Для этого ребенок должен быть заинтересован в получении новых знаний быстрее. Самым простым вариантом ускорения является раннее поступление в школу, или сдача экзаменов экстерном.

  • Обогащение является расширением объема получаемых знаний. Кроме того, на уроках преподаватель стремится дать больше самостоятельности учащимся, благодаря чему они могут более полно использовать полученные знания.

Обучение и воспитание одаренных детей требует от преподавателя специальной подготовки. Во многом, учитель должен вести себя не просто как педагог, но и как психолог, избегая выражать мнение относительно ответов учащихся, а выслушивая все точки зрения. Вместо того чтобы много объяснять, как это происходит в обычной школе, преподаватель дает возможность детям делать выводы самостоятельно и сосредотачивается на том, как именно дети пришли к тому или иному выводу. Цель учителя больше способствовать взаимодействию учащихся друг с другом, а не с учителем, как это бывает в общеобразовательной школе.

Проблемы воспитания одаренных детей

Основной проблемой воспитания одаренных детей, с которой сталкивается большинство учителей в обычных школах является нежелание ребенка выполнять задания так, как того предусматривает шаблон, а также неумение его влиться в коллектив сверстников. Очень часто одаренные дети становятся изгоями в своем классе, в силу того, что мыслят нестандартно, чем вызывают насмешки одноклассников.

Эта проблема воспитания одаренных детей вполне может быть решена, если будет использован индивидуальный подход к ребенку. Нужно признать, что обычно в общеобразовательной школе осуществить это проблематично, поэтому лучше выбрать для ребенка специализированное учебное заведение, тогда проблемы воспитания одаренных детей будут с успехом решены.

Очень важно, чтобы и педагоги и родители серьезно отнеслись к воспитанию одаренных детей, тогда дети смогут во взрослой жизни максимально полно реализовать себя и быть полезными обществу, а не чувствовать себя изгоями.


30. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения.

Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детейПод неуспеваемостью понимают итоговую (комплексную) неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год). Существуют разные подходы к классификации причин неуспеваемости.

В категорию неуспевающих, отстающих в учении детей чаще всего попадают:

· Дети с особенностями психофизического развития, прежде всего с задержкой психического развития (нарушением нормального темпа психического развития). Причинами неуспеваемости таких детей в массовой школе является незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой утомляемости, нарушений работоспособности и т.п. Детям с ЗПР свойственны: медленное восприятие и переработка информации, потребность в наглядно-практической опоре для более полного ее восприятия; недоразвитость словесно-логического мышления; объем и темп работы ниже, чем в норме; неустойчивое внимание, большая отвлекаемость, несамостоятельность и другие особенности.

· Социально и педагогически запущенные дети, которые в силу неправильного семейного воспитания или его отсутствия, неблагоприятных макросоциальных условий оказываются недостаточно подготовленными для обучения в школе.

· Ослабленные или функционально несозревшие для школьного обучения дети: дети с хроническими заболеваниями, с неразвитым произвольным вниманием, несформированной на надлежащем уровне волей, недостаточно развитой учебной мотивацией и т.п.

· Дети с незначительными отклонениями в различных функциональных системах, которые, сочетаясь между собой, приводят к чрезмерной возбудимости или даже агрессивности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Нарушения поведения сочетаются нередко с трудностями в овладении письмом, чтением, счетом и т.п.

· Дети, в структуре личности которых возникли негативные психические процессы (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванные непрофессиональными педагогическими действиями учителей и родителей и отрицательно сказывающиеся на учебной деятельности и межличностных отношениях детей.

· Дети с относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся, вызванное, как правило, заниженными требованиями к ним.

· Нестандартные дети (одаренные, талантливые дети, тугодумы и др.).


К субъективным причинам неуспеваемости относят недостаточную готовность ребенка к школьному обучению (отсутствие необходимых знаний, умений, привычек); неверие ученика в собственные силы, низкая самооценка; повышенный конформизм (подчинение нормам поведения группы сверстников в противовес собственным устремлениям); оценка достижений ученика не по его реальному продвижению в учении, а в сравнении с успехами лучших учеников класса; отсутствие в арсенале педагогов методов, форм и средств дифференцированного обучения, а также методик обучения нестандартных детей.


Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции (выравнивания) и даже во вспомогательные (специальные) школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов. Проверенными способами коррекции неуспеваемости является дифференцированное и индивидуальное обучение.

Коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной деятельности, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния их эмоционально-волевой сферы. С учетом результатов диагностики педагоги оказывают непосредственную (оперативную) помощь или опосредованную (длительного действия) помощь. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение пробелов в знаниях, способах мышления или деятельности.

В целом устранение пробелов знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения. Важное направление работы по преодолению отставания в учении – это психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, а также ее мотивация, убеждение в значимости знаний и умений. Важно, чтобы учащиеся проявили активное отношение к изучению учебного материала.