ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1079
Скачиваний: 2
8. Понятие о целостном педагогическом процессе.
Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы — его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
9. Сущность содержания образования. Факторы, влияющие на их разработку, определяющие требования и пути совершенствования содержания образования.
Проблема содержания образования связана с решением вопросов, чему обучать в образовательных учреждениях.
Содержание образования — педагогическая адаптация системы ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечит развитие личности.
В истории педагогики постоянно решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования. Выдвигались следующие теории:
- Теория формального образования (Локк, Кант, Гербарт) — у учащихся необходимо развивать мышление, память и другие познавательные процессы, а также способности к анализу, синтезу и др., т. к. источником знаний является разум (иностранные языки и математика).
- Теория материального образования (Каменский, Спенсер) — отбирать учебный материал необходимо по степени его пригодности для учащихся в практической деятельности (естественно-научные дисциплины).
- Теория прагматического образования (Дьюи) — знаниями обучающиеся овладевают в ходе практической деятельности.
В Беларуси — личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования, но в последнее время наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к содержанию образования (практико-ориентированный характер подготовки, доминирование самостоятельной работы при решении задач профессионального характера.
Критерии отбора содержания образования:
- целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности.
- учет международного опыта в построении содержания образования.
- высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала.
- соответствие сложности материала возрастным особенностям учащихся.
- соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.
- соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение материала.
Факторы, влияющие на характер содержания образования:
- потребности и цели общества
- закономерности учебной дисциплины
- интеллектуальные и личностные возможности учащихся
- возможности и особенности педагога
Документы, определяющие содержание образования:
- государственный образовательный стандарт — документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
- учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
- учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому предмету и объем времени, отводимого на дисциплину, разделы и темы.
- учебники и учебные пособия
10. Тенденции содержания образования в Республике Беларусь.
Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования:
• гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;
• вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);
•разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;
• дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;
•переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;
•разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;
•использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.
Негативные тенденции в образовании.
Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств:
•неспособность детей справиться с учебной программой;
•усложненные и перегруженные учебные программы и учебники;
•чрезмерная учебная нагрузка учащихся.
Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. В классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше.
Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий.
Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.