Файл: Педагогика. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1087

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



8. Понятие о целостном педагогическом процессе.

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы — его способность к выполнению соци­ально обусловленных функций. Однако общество заинтересова­но в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уров­ню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в це­лостном педагогическом процессе.

Целостность — синтетическое качество педагогического про­цесса, характеризующее высший уровень его развития, резуль­тат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическо­му процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непре­рывно происходят движение, преодоление противоречий, пере­группировка взаимодействующих сил, образование нового каче­ства.

Целостный педагогический процесс предполагает такую орга­низацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалан­сированное воздействие на все сферы личности: сознание, чув­ства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эс­тетическими элементами, вызывающая положительные пережи­вания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к единству про­цессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное све­дение в единый поток механически вырванных частей из едино­го целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между це­лостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.


9. Сущность содержания образования. Факторы, влияющие на их разработку, определяющие требования и пути совершенствования содержания образования.

Проблема содержания образования связана с решением вопросов, чему обучать в образовательных учреждениях.

Содержание образования — педагогическая адаптация системы ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечит развитие личности.

В истории педагогики постоянно решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования. Выдвигались следующие теории:

Теория формального образования (Локк, Кант, Гербарт) — у учащихся необходимо развивать мышление, память и другие познавательные процессы, а также способности к анализу, синтезу и др., т. к. источником знаний является разум (иностранные языки и математика).

Теория материального образования (Каменский, Спенсер) — отбирать учебный материал необходимо по степени его пригодности для учащихся в практической деятельности (естественно-научные дисциплины).

Теория прагматического образования (Дьюи) — знаниями обучающиеся овладевают в ходе практической деятельности.

В Беларуси — личностно-ориентированный подход к сущности содержания образования, но в последнее время наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к содержанию образования (практико-ориентированный характер подготовки, доминирование самостоятельной работы при решении задач профессионального характера.

Критерии отбора содержания образования:

- целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности.

- учет международного опыта в построении содержания образования.

- высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала.

- соответствие сложности материала возрастным особенностям учащихся.

- соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.

- соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение материала.

Факторы, влияющие на характер содержания образования:

- потребности и цели общества

- закономерности учебной дисциплины

- интеллектуальные и личностные возможности учащихся

- возможности и особенности педагога

Документы, определяющие содержание образования:

- государственный образовательный стандарт — документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

- учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

- учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому предмету и объем времени, отводимого на дисциплину, разделы и темы.


- учебники и учебные пособия


10. Тенденции содержания образования в Республике Беларусь.

Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования:

гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;

переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;

разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Негативные тенденции в образовании.

Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств:

неспособность детей справиться с учебной программой;

усложненные и перегруженные учебные программы и учебники;

чрезмерная учебная нагрузка учащихся.

Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением. В классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше.

Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий.

Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.