Файл: Педагогика. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1010

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Внутренняя структура процесса обучения.

В обучении как и в любом другом виде деятельности можно выделить следующие структурные компоненты:

? целевой;

? потребностно-мотивационный;

? содержательный;

? операционно-деятельностный (процессуальный);

? эмоционально-волевой;

? контрольно-регулировочный;

? оценочно-результативный;

Целевой компонент обучения – организация обучения связана, прежде всего, с четким определением его цели учителем, принятием и осмысление этих целей учащихся.

Цель обучения – идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того к чему должны стремиться и педагог, и учащиеся. В процессе обучения вообще и при проведении каждого учебного занятия учитель ставит и реализует 3 группы взаимосвязанных целей:

I.образовательные цели – овладение знаниями, выработка умений и навыков

II. развивающие цели – развитие памяти, внимания, речи и других познавательных, а также творческих способностей у учащихся.

III. воспитательные цели – это формирование у учащихся мировоззренческих и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

В соответствии с этими целями выделяют следующие функции обучения:

? обучающую (образовательную)

? развивающую

? воспитательную

Потребностно-мотивационный компонент:

Важнейшими компонентами обучения и стимулами активной учебно-познавательной деятельности учащихся являются потребность в учении (познании), мотивы учения и познавательный интерес.

На процесс формирования у учащихся этих стимулов учения большое влияние оказывает целая совокупность педагогических факторов и приемов, психологический механизм воздействия которых состоит в том, что при их применении ученики переживают внутреннее противоречие между знанием и незнанием, между поставленной педагогом дидактической задачей и отсутствием наличных (имеющихся) знаний для ее решения (М.А.Данилов).

К этим методическим факторам и приемом относятся:

1) создание в процессе обучения проблемных ситуаций, для решения которых необходимо овладеть новыми знаниями.

2) надо ставить познавательные вопросы, решить которые учащиеся смогут только изучив новый материал

3) можно использовать демонстрацию наглядных пособий, использовать технические средства обучения, и … (методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, книга Харламова).

Содержательный компонент:

Готовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумать их содержание, руководствуясь, прежде всего, учебниками и учебными программами.

Во-первых, он должен конкретизировать объём теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделить из них ведущие, связывающие новый материал с ранее изученным.

Во-вторых, нужно четко определить систему тех умений и навыков, которые должны быть сформированы  у учащихся.


В-третьих, надо определить те идеи и морально эстетические положения, овладение которыми должно способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения и нравственности.

4) При необходимости обновления материала учебника внести новые факты и сделать соответствующие теоретические уточнения.

5) Если материал учебника слишком обширный и излишне перегружен несущественными деталями, нужно попытаться структурировать его для более сжатого изложения.

Эмоционально-волевой компонент:

Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается чувство интереса к учению и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности, что одновременно стимулирует также волевую направленность этой деятельности. На придание обучению эмоционально-положительного характера оказывает влияние следующие факторы:

? достаточная сформированность потребностно-мотивационной у учащихся, стимулирующих их к учению;

? разнообразие в методике проведения учебных занятий, помогающее избежать однообразия и скуки;

? использование инновационных технологий организации учебного процесса: интерактивных, проблемных, личностно-развивающих, игровых и т.д.

? эрудиция учителя, его профессионализм

(самим продумать)

Контрольно-регулировочный компонент:

Учителю необходимо постоянно делать акценты на анализе решения поставленных им целей учебной работы и соотносить их с достигнутыми результатами. Если поставленные цели не реализуются, возникает необходимость в корректировке и регулировании методики работы учителя. Учитель должен осуществлять контроль за ходом учебного процесса и качеством усвоения учащимися изучаемого материала, и побуждать их к самоконтролю и саморегулированию. Учителю следует более рационально подходить к определению объема и степени сложности учебного материала и не допускать его перегрузки.

Оценочно-результативный компонент:

Учитель должен постоянно осуществлять оценку знаний, умений и навыков учащихся и побуждать их к самооценке результатов своей деятельности. Более того, в идеале учебная работа должна строиться так, чтобы на каждом уроке и по каждой изучаемой теме были проверены знания каждого ученика.


15. Виды обучения, их характеристики.

Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед нами наводящих вопросов.

Догматическое обучение – коллективное обучение, в основу которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание,  дословное воспроизведение текста. Распространено было в средние века.

Объяснительно-иллюстративное обучение: объяснение в сочетании с наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным.

Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем. Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов.

Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем:

1)    учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

2)    учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

3)    каждый шаг завершается контролем;

4)    при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

5)    при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

6)    каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

7)    результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

8)    учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

9)    в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).

ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.


Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении.

Модуль (учебный) – часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль включает: цели и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны быть усвоены обучающимися, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форма отчетности и критерии оценки.

Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения. На ее основании по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д. Курсовые, дипломные работы, УСР также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке.

Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся. Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы.


16. Закономерности и принципы обучения.

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.