ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2020
Просмотров: 257
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
УСР
по педагогике на тему
“Сущность педагогической деятельности и
требования к личности педагога”
Подготовила
студентка 3 курса
группы ГЭ – 31
Бордюк Я. В.
Барановичи, 2016 г.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ, ЕЕ МИССИЯ И МЕСТО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕКА
В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциация образования, свобода образовательного выбора, инновационный характер образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи, образовательные комплексы) стали реальностью, предъявляются повышенные требования к профессиональной подготовке учителя (преподавателя), его педагогическому мастерству, профессиональной компетентности и общей культуре.
Кризис традиционной педагогики, несостоятельность авторитарного подхода к воспитанию подрастающего поколения с одной стороны и переориентация общественного сознания, связанная с актуализацией проблем человека в современном мире – с другой, выдвинули на первый план проблему гуманизации образования. Принципы реализации гуманистической направленности педагогической деятельности в высшей школе предполагают:
-
пересмотр и переоценку всех компонентов педагогического труда и его структуры;
-
организацию обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и жизненных устремлений учащихся;
-
применение стиля педагогического общения и утверждение паритета отношений в учебно-воспитательном процессе;
-
очеловечивание учебного материала, означающее включение аксиологической и культурологической составляющих в его содержание;
-
дифференциация содержания обучения и учебной деятельности, соотношение учебного материала с индивидуально-типологическими особенностями учащегося.
К. Роджерсом, одним из основателей гуманистической психологии, выделены системообразующие качества образа нового педагога:
-
понимание ценности и значимости каждого человека;
-
способность к личностному ответственному выбору;
-
значимость радости учения как творчества;
-
открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям;
-
поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся;
-
эмпатическое понимание образа мыслей и поведения учащегося.
Деятельность педагога трудна и уникальна, имеет сложную организацию и динамическую структуру. В качестве структурных компонентов любой деятельности, а значит и педагогической выделяются: «мотив – цель – действия – операции» (А. Н. Леонтьев). Профессиональная педагогическая деятельность есть система и последовательность педагогически целесообразных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей путем решения педагогических задач. Н. В. Кузьмина выделяет в психологической структуре деятельности педагога пять функциональных компонентов: гностический (познавательный), проектировочный, конструкторский, организаторский, коммуникативный. Эффективность решения педагогических задач и ситуаций зависит от наличия или отсутствия вышеопределенных компонентов, их соотношения. По временному признаку педагогические задачи делятся на стратегические, обусловленные далекими перспективами; тактические, определяемые близкой перспективой; оперативные, диктуемые конкретной ситуацией. Предъявляются особенные требования к умению педагога формулировать задачи и решать их. В соответствии с развивающей функцией образования важнейшими педагогическими задачами для учителя выступают развитие в каждом ученике уникальной личности и организация процесса обучения на основе индивидуального подхода. Основные пути решения этих задач следующие: дифференциация содержания обучения и учебной деятельности обучаемых; выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика как персональный путь реализации его личностного потенциала.
Исследуя специфику профессиональной деятельности педагога, многие исследователи пришли к выводу о том, что важнейшим условием ее (деятельности) продуктивности выступает собственная личность педагога. Качество образования, эффективность педагогического процесса определяются не только высоким профессионализмом и продуктивными технологиями, а прежде всего особенностями личности учителя. Другими словами, при решении педагогических задач учитель опирается на систему знаний и умений, а также личностные качества.
2. СОЦИАЛЬНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Профессиональные знания и педагогические умения учителя Знания, педагогические умения и личностные особенности, а также результаты деятельности педагога можно считать составляющими профессиографического модуля учителя. Соотношение данных параметров у работающего педагога может быть различным, что и позволяет говорить о разных уровнях профессионализма учителя.
Профессиональные знания (психолого-педагогические, предметно-научные, методологические, общекультурные и т.д.) по основам наук, сведения о соответствующем опыте практической деятельности, обеспечивающие преемственность в профессиональной деятельности учителя, составляют основу его профессионального развития. Среди них особую значимость приобретают знания о сущности труда учителя в современный период, об особенностях педагогической деятельности и общения, о личностных особенностях учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных и индивидуально-типологических особенностях.
Современной тенденцией развития науки, культуры является взаимодействие различных областей, что отражается на открытии новых межнаучных направлений, культурных сфер, специальностей и специализаций. В этой связи в образовательном процессе актуализируется проблема объединения учебных дисциплин, методологических стратегий, подходов в реализации межпредметных связей, создания единой развивающей среды. По-видимому, уходит время жестокой предметной специализации учителя. Разработка целостных междисциплинарных интегрированных курсов в значительной мере изменит структуру знаний учителя.
Педагогические умения – основа профессии учителя. Психологической основой педагогических умений, по К. К. Платонову, является единое взаимоотношение между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. Под педагогическим умением будем понимать владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний (О. А. Абдуллина).
При определении перечня профессиональных умений большинство исследователей исходит из функций педагога. Так, О. А. Абдуллина считает первейшей функцией любого педагога изучение учащихся и выдвигает на первый план диагностические умения, затем – проектировочные, воспитательные и исследовательские. А. И. Щербаков выделяет следующие функции умений: информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, организаторская, исследовательская. В. А. Сластенин выделяет конструктивно-планирующую, организаторскую, коммуникативно-обучающую, воспитывающую и исследовательскую функции педагогических умений.
Следуя за Н. В. Кузьминой, мы исходим из того, что профессиональный модуль учителя имеет в своем составе педагогические умения двух классов: общепедагогические и специальные. Специальные умения связаны с преподаванием конкретного предмета. Дадим краткую характеристику каждого общепедагогического умения.
Познавательные умения связаны с познанием предмета, учащихся и результативности собственной деятельности. Педагог:
-
умеет добывать новые знания, приводить их в мобилизационную готовность при решении педагогических задач;
-
ориентируется на инновационную деятельность (инновация – внедрение новшеств в уже существующую реальность) как объективную ценность;
-
осознает себя субъектом профессионального выбора, понимает и принимает необходимость выбора и самоопределения в отношении собственной профессиональной стратегии в условиях существующих технологий;
-
умеет анализировать свою деятельность и деятельность учащихся во взаимосвязи, ищет причины неудач в недостатках собственной деятельности и личностных свойствах.
Проектировочные умения связаны с перспективным планированием, со структурированием плана, координацией его отдельных частей. Педагог:
-
умеет формулировать стратегические педагогические задачи;
-
устанавливает цели обучения и воспитания по своей дисциплине в виде одной или нескольких профессиональных стратегических задач, расчленяет конечную цель на подцели, выбирает средства для их осуществления;
-
изучает личность ребенка в целях диагностики и прогнозирования развития;
-
создает модули (виды работы) обучения, строя их по принципу функционального узла, интегрирующего все компоненты системы и обеспечивающего ее динамику;
-
конструирует проблемно-модульные учебные программы;
-
разрабатывает перспективный план изучения материала в целом, устанавливая связи интегрирующего характера по всему курсу, соотнося изучение материала курса со стандартами, базисным учебным планом, учитывая культурные традиции, национально-исторические особенности при планировании курса.
Конструктивные умения связаны с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного урока, занятия, лекции. Педагог:
-
умеет выбирать рациональную структуру урока и определять его построение;
-
осуществляет презентативную (предъявление), интенсивную (побуждение), диагностическую и корректировочную функции при конструировании урока;
-
понимает и принимает ценностное и смысловое содержание диалога как максимально продуктивной стратегии отношения к окружающему миру, людям, системе ценностей межличностного общения;
-
учитывает при планировании разноуровневость, профильность и вариативность образования; отбирает, моделирует, актуализирует учебный материал с позиции его адекватности интересам развивающейся личности учащегося;
-
определяет движущие силы развития ребенка и заботится о развитии его индивидуальности и неповторимости;
-
создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников, стимулирует интерес учащихся;
-
умеет планировать свою работу и работу учащихся на конкретном уроке, занятии, лекции.
Организаторские умения связаны с организацией учебного материала, организацией своей деятельности и деятельности учащихся. В организаторских умениях отражаются требования образовательных систем к методам, технологиям, техникам, средствам, формам, приемам в области организации содержания обучения. Педагог:
-
организует исполнение профессиональных замыслов, методологических ориентиров, педагогических проектов;
-
предъявляет учебно-воспитательную информацию в соответствии с принципами педагогики сотрудничества;
-
организует обучение как процесс самовыражения учащихся;
-
вооружает учащихся технологиями деятельности и способами работы, создает условия для проявления личностных качеств учащегося, в основе которых лежат их индивидуальные особенности и возможности.
Коммуникативные умения проявляют искусство общения педагога с детьми. Они обширны и многообразны и разделяются на две группы: 1) связанные с саморегуляцией педагога, управлением его своим поведением, настроением, вниманием, речью; 2) умения строить взаимоотношения с учащимися, среди которых выделяются коммуникативно-познавательные, коммуникативно-конструктивные, коммуникативно-организаторские и собственно коммуникативные умения. Подобное деление объясняется тем, что коммуникативная деятельности представляется производной от всех других, она является своеобразной экстериоризацией познавательной, проектировочной, конструктивной и организаторской деятельности педагога.
Общепедагогические и специальные умения по-разному развиты у каждого учителя. Их взаимосвязи могут быть сильными, слабыми или вообще отсутствовать. Структурное сочетание их является показателем уровня продуктивности деятельности педагога, показателем его профессионализма.
Личностные качества учителя.
Важную роль в профессиональной деятельности учителя играют личностные качества. Они способствуют развитию педагогических умений, влияют на характер взаимоотношений с учащимися.
Многие современные исследователи считают первостепенным качеством личности общительность, которая характеризуется легкостью контактов, отсутствием замкнутости. Общительность как важнейшая черта характера, по словам Б. Г. Ананьева, вырабатывается в опыте общения человека. Она заключается не столько в объеме общения, сколько в способе и направленности общения. К. С. Усманов в своем исследовании определил следующие критерии общительности как профессионального качества: 1) наличие интереса к людям, к учащимся; 2) умение понимать чувства учащихся и определять их позиции во взаимодействии с другими людьми; 3) коммуникабельность и контактность; 4) терпимость в общении с учащимися.
А. А. Журавлев выделяет такие профессионально значимые качества, как сдержанность, уравновешенность, доброжелательность, приветливость, уважительность.
По мнению В. С. Грехнева, профессиональная деятельность требует от учителя максимального терпения, упорства, последовательности, принципиальности, сочетающейся с тактом и гибкостью, а также самодисциплины. Учителю необходимы и особые нравственно- психологические качества: предельная доброта и любовь к детям (естественно, они не должны сводиться к всепрощению и мягкотелости), обостренная совестливость, незыблемая честь и гордость в выполнении своей миссии. На практике все вышеуказанные качества у каждого учителя проявляются по-разному, но для всех должно быть общее: доброта, любовь к детям, уважение к личности ученика.
Особое место среди коммуникативных качеств занимает эмпатия (греч. еmpatheia - сопереживание), которая способствует осуществлению и продолжению общения, а также координации действий. Человек, сопереживающий другому, глубже его познает.
Известно, что ученики не любят учителя, маскирующего свои чувства, действия, поступки. Учащиеся так проранжировали качества, желательные для преподавателя: 1) доброта, 2) внимательность, 3) чувство юмора, 4) такт, 5) ровное, справедливое отношение учителя ко всем и каждому, 6) хорошее знание предмета, 7) умение передать свои знания.
3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Профессиональное мастерство, по словам К. К. Платонова, - это свойство личности, приобретенное в ее опыте как высший уровень проявления профессиональных умений, полученных в данной области на основе гибких навыков и творчества. Важнейшим проявлением профессионального мастерства выступают результаты деятельности педагога. Педагог-мастер по сравнению с другими учителями в равных условиях добивается более высокого уровня воспитанности, развитости и обученности учеников, и, что немаловажно, учащиеся и педагог испытывают чувство радости от успеха, от достижений их совместной деятельности.
Одним из слагаемых педагогического мастерства является знание. Следует отметить, что это не просто знание, а постоянное обновление знаний и забота о своей инновационной компетентности, это обладание оперативным и мобильным знанием и применение знаний в конкретной педагогической ситуации, сложившейся и непредвиденной. Мастер обладает интегративным знанием и широко пользуется им.
Педагогическое мастерство – это не просто сумма необходимых умений. Это умение решать проблемы способами и методами, подходящими к данным условиям и в данное время, умение оптимизировать все виды деятельности, направить их на развитие личности. Мастера отличает способность видеть в любой ситуации не одну, а несколько педагогических задач. Важнейшей составляющей педагогического мастерства являются аналитические умения учителя, помогающие выбирать оптимальное решение, аргументировать его, отвергать ложные решения; умения анализировать, обобщать и делать выводы из своего опыта и опыта коллег.